Школа-лицей №5 | ФИО учителя: Шеховцова Н.С | Дата: 15.02.23 | Класс: 9АБ Количество: 21/22 |
Раздел долгосрочного планирования: | 9.2А Элементы 17(7), 16(6), 15(5), 14(4) групп и их соединения |
Тема урока | Азотная кислота. Лабораторный опыт № 13 «Свойства азотной кислоты общие с другими кислотами» |
Учебные цели | 9.1.4.7 -знать молекулярную формулу азотной кислоты и объяснять образование химической связи между атомами 9.2.1.18-составлять уравнения реакций получения азотной кислоты из азота 9.2.1.19-исследовать свойства азотной кислоты, общие с другими кислотами |
Цель урока | -знать молекулярную формулу азотной кислоты и объяснять образование химической связи между атомами -составлять уравнения реакций получения азотной кислоты из азота -исследовать свойства азотной кислоты, общие с другими кислотами |
Критерии оценивания | -знают молекулярную формулу азотной кислоты и объяснять образование химической связи между атомами -составляют уравнения реакций получения азотной кислоты из азота -исследуют свойства азотной кислоты, общие с другими кислотами |
Уровень мыслительной деятельности | знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка |
Ход урока |
Этапы урока | Виды упражнений, запланированных на уроке |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оценивание | Ресурсы |
Начало урока Психологический настрой 5 минут | К/Приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, проверка отсутствующих. МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом. К/Психологический настрой. ТЭЙК ОФ — ТАЧ ДАУН (Take off — Touch down) «Согласен – встань, не согласен – сиди…» Я хорошо себя чувствую… Мне комфортно….. Я счастливая личность…. Я + урок…. Я + новые знания… Я + мои безграничные возможности… Без цели нет деятельности…. Без деятельности нет развития…. Без развития нет достижений…. Без достижений нет жизни… Без рефлексии, в жизни сплошные ошибки…. Я здесь и сейчас, я лидер…. Организует приветствие в группах – по плечу, по лицу, по кресту. Разбивка – подымите руку поочерёдно все, кто под №1-2-3-4. Девиз урока: «Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» (О.М. Нефёдов) Знакомит с этами урока, заданиями, оцениванием и временем. | Дети рассаживаются в группу по 4 человека. Занимают свои места за партами как показано на табличке. Диалог с дежурным, с классом. К/ Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах. Г/ Приветствуют друг друга: партнеры по плечу- ударьтесь кулачками; партнеры по лицу -улыбнитесь друг другу; партнёры по кресту - соприкасаясь правой рукой. Подымают руки – все под №1-№2-№3-№4. | ФО/ Обратная связь учителя. Похвала. | Слайдовая презентация к уроку, этапы урока. |
Повтори 10 минут | Знание – это не навык. Навык – это знание плюс 10 000 повторений. Организует работу по диагностике имеющихся знаний у учащихся об объекте изучения. О чём мы говорили на предыдущем уроке? | Г/ В каждой группе партнёры озвучивают один факт об аммиаке. Начинает №2, озвучивает факт. Далее партнёры называют факт сказанный предыдущими партнёрами и говорит свой факт. | ФО/ Обратная связь учителя. Похвала. КО/ 1 балл, в случае правильного ответа. | Слайдовая презентация к уроку, этапы урока. |
Изучи 10 минут | Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто. Организует работу по изучению нового материала. Азотная кислота. Лабораторный опыт № 13 «Свойства азотной кислоты общие с другими кислотами» 9.1.4.7 -знать молекулярную формулу азотной кислоты и объяснять образование химической связи между атомами. 9.2.1.18-составлять уравнения реакций получения азотной кислоты из азота. 9.2.1.19-исследовать свойства азотной кислоты, общие с другими кислотами. Напишите свою цель на урок. Организует проведение изучения темы по приёму Simultaneous Round Table «СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ – «Одновременный раунд тейбл». Этап 1. И/ Каждому №1-4 даётся для изучения пункт §36, с единовременным созданием постера (кластера) на А4. №1 –Азотная кислота. Физические свойства. №2 – Химические свойства азотной кислоты 1-2-3-4. №3 – Пассивация. Применение. №4 – Нитраты. Этап 2. Г/ Во всех группах учащиеся под №1 подымают руку, затем озвучивают изученную информацию в группе. Во всех группах учащиеся под №2 подымают руку, затем озвучивают изученную информацию в группе. Во всех группах учащиеся под №3 подымают руку, затем озвучивают изученную информацию в группе. Во всех группах учащиеся под №4 подымают руку, затем озвучивают изученную информацию в группе. | К/ И/ Пишут свою собственную цель на урок. 1этап.И/ Читая §35 создают постер. 2 этап. И/Г/ По окончанию времени озвучивают изученную информацию в группе. | ФО/ Обратная связь учителя. Похвала. | Слайдовая презентация к уроку, этапы урока. Учебник химия. https://yandex.kz/video/preview/?filmId=16388850172370015577&from=tabbar&parent-reqid=1676393845315826-3787481192082197876-vla1-0961-vla-l7-balancer-8080-BAL-5796&text=свойства+азотной+кислоты |
Задания на усвоение и закрепление 15 мин | Многие вещи кажутся невыполнимыми до тех пор, пока их не сделаешь / Нельсон Манделла. Организует работу по проведению лабораторной работы № 3 «Свойства азотной кислоты общие с другими кислотами». Название опыта | Проведение | Наблюдение | Уравнения, выводы. | КО | Цвет индикатора на раствор азотной кислоты | | | | 2б | Реакция азотной кислоты с оксидом меди. | | | | 2б | Реакция азотной кислоты с гидроксидом кальция. | | | | 2б | Реакция азотной кислоты с карбонатом натрия. | | | | 2б | Общий вывод, из цели. | | 2б | | Г/И/ 1.Записывают тему и цель. 2. Записывают реактивы и оборудование. 3. Чертят таблицу для оформления. 4. Смотрят видео Поочерёдно во всех группах учащиеся №1, №2,№3,№4 подымают руку, чтобы ознакомиться с заданием. Учащиеся под №1 заполняют наблюдения опыта №1, учащиеся под №2 опыт 2 и тд. Затем озвучивают изученную информацию в группе. 5. Оформление наблюдений в таблицу. 6. Написание вывода исходя из цели. | ФО/ Обратная связь учителя. Похвала. КО/ Опыт 1,2,3,4 – 2 балла (за наблюдение и выводы). Общий вывод – 1 балла (краткое описание получения и основных свойств аммиака) | Слайдовая презентация к уроку, этапы урока. |
1 минуты | Физминутка |
Рефлексия 5 минут | Главное в шахматах это не то, на сколько ходов вперед ты думаешь, а то, как ты анализируешь текущую ситуацию. Организует проведение рефлексии, комментирует результат работы учеников. - Учитель комментирует результат работы учеников, выставляет баллы за урок в кунделик. | Рефлексируют, озвучивают. На стигерах пишут и клеят на рабочую доску Г/ Чемодан – Мне пригодятся знания о …. Мясорубка – я хочу подробнее узнать из интернета о ….. Корзина – я не смог выполнить ….., потому что я……. Г/ Две звезды - два момента в которых преуспели в работе. Одна звезда - пожелание всем участникам учебного процесса. | - Назвать лидеров урока. Салют хлопков. - Учитель комментирует результат работы учеников. | Слайдовая презентация к уроку, задания. |
Домашнее задание | §36 упр А,В,С |
Дифференциация | Оценивание Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности |
| |
Рефлексия по уроку | Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки |
Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели? | |
Все ли учащиеся достигли цели обучения? | |
Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? | |
Правильно проводилась дифференциация на уроке? | |
Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? | |
Были ли отклонения от плана урока, и почему? | |
Общая оценка Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиеся преподавания и обучения)? 1: 2: Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)? 1: 2: Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке? 1: 2: 3: | |
Как можно применять аммиак в качестве топлива, с точки зрения химии? Жидкий аммиак можно использовать в качестве экологичного топлива. Да что там, его уже применяли в этом ключе около 80 лет назад: из-за острого дефицита дизельного топлива правительство Бельгии в 1943 году выпустило на маршруты рейсовые автобусы, работающие на аммиаке и угольном газе. До окончания войны они успели пробежать десятки тысяч километров. В 1958 году в Америке произвели экспериментальный самолет-ракетоплан «Икс-15», топливом для которого служил аммиак. Это был первый гиперзвуковой аппарат, и он смог совершить пилотируемый космический полет. Точно ли космический? Судите сами: пилоты поднялись на высоту 80 тыс км над земной поверхностью, и длился этот выход в суборбитальное пространство несколько секунд. В последние годы аммиак часто рассматривают как альтернативное синтетическое топливо. Особенно им интересуется отрасль судоходства: аммиак можно сжигать в судовых двигателях вместо загрязняющего атмосферу дизельного топлива, и уже разрабатывают проекты такого перехода. Помимо того, есть проекты, разрабатывающие топливные элементы на аммиаке для электродвигателей. Так что у аммиака много перспектив. |
История произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Как вы думаете, что это был за газ? Почему были от его действия такие последствия? |
Дождевая вода содержит соединения аммиака в виде хлорида аммония и сульфата аммония. Как попадает селитра в дождевую воду? |
В жидкoм aзoтe стaнoвятся хрyпкими нe тoлькo цвeты и oвoщи, нo дaжe рeзинa и жeлeзo, a oхлaдив в жидкoм aзoтe свeрхпрoвoдник, мoжнo yвидeть мaгнитнyю лeвитaцию. На чём это основано? |
4.История произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Как вы думаете, что это был за газ? Почему были от его действия такие последствия? 2. Ах, аммиак! С водой он смел: В порыве вальса закружился. Вода смутилась, покраснев, Её признанья он добился! История его любви такая: Среда раствора – щелочная! С кислородом они друзья, Электроны отдает не зря. В воздухе процесс не идет, Им мешает там азот. |