Просмотр содержимого документа
«Урок Окислительно- восстановительные реакции»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГУКОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
УРОК ХИМИИ
Окислительно- восстановительные реакции
Урок проведен 28.03.2023
Гр. 5
Преподаватель Кранцевич Е.Ф.
Гуково
2023 г
Цель урока:
Образовательные углубление знаний по окислительно-восстановительным реакциям, составлению уравнений ОВР методом электронного баланса.
повторить основные понятия об окислении и восстановлении, рассмотреть сущность окислительно-восстановительных реакций;
выработать умения по составлению уравнений химических реакций методом электронного баланса;
показать разнообразие и значение ОВР в природе и повседневной жизни.
Воспитательные - формировать коммуникативную компетенцию обучающихся (умение работать в группах). воспитывать ответственность за коллективный результат
Продолжить формирование естественнонаучной картины мира.
Продолжить формирование убеждения обучающихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию свойств веществ и их обоснованного и безопасного использования.
Развивающие
-стимулировать познавательную активность;- развивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать
Метапредметная
Преобразование практической задачи в познавательную
Планирование собственную деятельность
Осуществляют контроль и оценку своих действий
Управление свей деятельностью на уроке
Оборудование и реактивы:
раствор соляной кислоты и порошок цинка, железные гвозди и раствор медного купороса, конц. серная кислота ; инструкция “Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса”, презентация.
Приглашаем вас в нашу творческую лабораторию!. Для работы нам необходимо вести рабочую тетрадь. На ваших столах находятся рабочие тетради , , в которых вы будете делать записи. Они останутся у вас после урока и будут служить кратким конспектом.
2. Сообщение темы, постановка цели и задач урока
(в ходе беседы)
III. Актуализация знаний и умений обучающихся
Внимание! 1задание .
Написать уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде
1.NaOH + H2SO4 → 2. AgNO₃+HCl→3. Zn +HCl →
1 с ряда выходит и защищает весь ряд(фронтальный опрос):
III Мотивация учебной и познавательной деятельности обучающихся
Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов - окисления и восстановления. В этих реакциях число электронов, отдаваемых восстановителями, равно числу электронов, присоединяемых окислителями. При этом независимо от того, переходят ли электроны с одного атома на другой полностью или лишь частично, оттягиваются к одному из атомов, условно говорят только об отдаче или присоединении электронов.
Окислительно-восстановительные процессы принадлежат к числу наиболее распространенных химических реакций и имеют огромное значение в теории и практике. С ними связаны процессы обмена веществ, протекающие в живом организме, гниение и брожение, фотосинтез. Окислительно-восстановительные процессы сопровождают круговороты веществ в природе. Их можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щёлочи, кислоты и другие ценные продукты. Они лежат в основе преобразования энергии взаимодействующих химических веществ в электрическую энергию в гальванических и топливных элементах. Человечество давно пользовалось ОВР, вначале не понимая их сущности. Лишь к началу 20-го века была создана электронная теория окислительно-восстановительных процессов.
Просмотр презентации.
4 Изучение нового материала
Окислительно – восстановительные реакции – это реакции , происходящие с изменением степеней окисления элементов, образующих вещества и участвующих в реакциях.
Степень окисления (с.о.)– условный заряд атомов в химическом соединении , вычисленный из предположения , что соединение состоит только из простых ионов.
3.Прочитать правила
Правила расчета степеней окисления
1. У свободных атомов и у простых веществ с. о. равна 0.
Н2, Ва, N2, S, AI, Cu, F2.
2. Металлы во всех соединениях имеют положительную с. о. (ее максимальное значение равно номеру группы - для элементов главных подгрупп):
5. Атомы, молекулы и ионы, отдающие электроны; называются восстановителями. Во время реакции они окисляются.
Например: Н20- 2е → 2Н+
Атомы, молекулы или ионы, присоединяющие электроны, называются окислителями. В ходе реакции они восстанавливаются. Например:
S0 + 2ё → S-2;
Al0 – 3e-=
Fe2+ - e- =
Cl- - e- =
Fe3+ + e- =
6. Метод электронного баланса
При расстановки коэффициентов методом электронного баланса придерживаются следующего алгоритма:
Расставить степени окисления всех элементов.
Выбрать элементы, изменившие степень окисления.
Выписать эти элементы и показать схематично переход электронов (составить электронный баланс).
Число перешедших электронов снести крест накрест и, если нужно, сократить. Эти числа будут коэффициентами в уравнении.
Расставить коэффициенты из электронного баланса.
Сравнением числа атомов каждого элемента в левой и правой части уравнения реакции определить и проставить недостающие коэффициенты.
Задание. Расставьте коэффициенты в схемах реакций методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
KMnО4 + HCl=MnCl2+ KCl+Cl2+ H20
Повторите алгоритм нахождения степени окисления и найдите степень окисления в соединениях: серная кислота, перманганат калия, азотная кислота, хромат калия, бихромат калия
Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса.
Работа у доски:
Записать схему реакции:
Cu + HNO3 Cu(NO3)2 + NO2 + H2O
2. Определить, атомы, каких элементов изменяют степень окисления:
3. Составить электронные уравнения процессов окисления и восстановления:
4. Умножить полученные электронные уравнения на наименьшие множители для установления баланса по электронам:
5. Перенести множители из электронных уравнений в молекулярное уравнение реакции:
6. Проверить выполнение закона сохранения массы (число атомов каждого элемента в левой и правой части уравнения должно быть одинаковым) и, если требуется, ввести новые или изменить полученные коэффициенты:
Вывод: Данным способом расстановки коэффициентов удобно пользоваться, если известны исходные вещества и продукты реакции, т.е. даны полные схемы реакций.
6. Закрепеление материала
Задание на закрепление
Самостоятельная работа
№1. Определите степень окисления атомов химических элементов по формулам их соединений:
H2S, O2, NH3, HNO3, Fe, K2Cr2O7
№2. Определите, что происходит со степенью окисления серы при следующих переходах:
А) H2S → SO2 → SO3
Б) SO2→ H2SO3 → Na2SO3
№3. Расставьте коэффициенты в УХР методом электронного баланса, укажите процессы окисления (восстановления), окислитель (восстановитель); запишите реакции в полном и ионном виде:
А) Zn + HCl = H2+ ZnCl2
Б) Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
Поведение итогов
Итак, приступаем к голосованию. Кто считает окислительно-восстановительные процессы, в основе которых лежат электронные переходы, “чудом” науки? Кто не согласен? Кто сомневается? Обсудить.
VIII. Домашнее задание(слайд
, §.
Рефлексия
Домашнее задание:
Используя метод электронного баланса составьте уравнения реакций.