Обобщены понятия степени окисления, окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, процесс окисления, процесс восстановления, метод электронного баланса.
Рассмотрены основные окислители и восстановители, классификация ОВР, зависимость продуктов ОВР от кислотности среды, температуры и концентрации.
Закрепление новых знаний методом тестирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Окислительно-восстановительные реакции" 9 класс.»
Конспект урока по химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции».
9 класс
Конспект урока по химии подготовила:учительхимии Дегтярева Е.Э.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о степени окисления и окислительно-восстановительных реакциях. Углубить и расширить знания учащихся о составлении окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса, ознакомить с основными окислителями и восстановителями. Изучить опытным путем влияние среды раствора на продукты восстановления.
Задачи:
Закрепить умение определять степени окисления элементов, окислитель и восстановитель, расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
Совершенствовать умение определять окислительно-восстановительные свойства веществ, прогнозировать продукты реакций в зависимости реакции среды раствора и концентрации.
Выработать умение составлять уравнения химических реакций, протекающих в различных средах на примере соединений марганца и хрома и ОВР с участием азотной кислоты разной концентрации.
Тип урока: повторение, получение новых знаний, обобщение знаний.
Методы обучения:
-словесный (беседа);
-наглядный (наблюдение при проведении опытов);
- практический (тестирование, выполнение расчетных задач, проведение опытов).
Ход урока:
I. Организационный момент. (2 мин).
Приветствие класса. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний.
Вступительное слово Учителя: Окислительно-восстановительные реакции(ОВР) - самые распространенные и играют большую роль в природе и технике. Они являются основой жизнедеятельности. С ними связано дыхание и обмен веществ в живых организмах, гниение и брожение, фотосинтез в зеленых частях растений. Их можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов и при электролизе. Они лежат в основе металлургических процессов и круговорота элементов в природе. С их помощью получают аммиак, щелочи, азотную, соляную и серную кислоты и многие другие ценные продукты. Благодаря окислительно-восстановительным реакциям происходит превращение химической энергии в электрическую в гальванических элементах, аккумуляторах и топливных элементах.
Учитель: «Что такое степень окисления?».
Ученик: Степень окисления – это формальный заряд атома, вычисленный исходя из предположения, что все ковалентные полярные связи поляризованы в ионные.
Степень окисленияэлемента в соединении определяется числом электронов, смещенных от атома данного элемента к другим атомам (при положительной окисленности) или от других атомов к атомам данного элемента (при отрицательной окисленности). Если молекула образованна одним и тем же атомом (H2 ,Cl2), то электронная плотность распределена равномерно и степень окисления равна нулю.
Учитель: Для вычисления степени окисления элемента в соединении следует помнить следующие положения:
1) степень окисления элементов в простых веществах принимаются равными нулю
(Zn0, Fe0, Cd0, О20, N20);
2) алгебраическая сумма степеней окисления всех атомов входящих в состав молекул равна нулю, например:
+1 +6 -2+1 +6 -2 +4 -2 -4 +1 +1 -2
H2SO4 K2CrO4 CO2 CH4 H2O ;
+2+6-8=0 +2+6-8=0 +4-4=0 -4+4=0 +2-2=0
3) постоянную степень окисления в соединениях проявляют щелочные металлы (+1), металлы главной подгруппы II группы, цинк и кадмий (+2);
4) водород проявляет степень окисления (+1) во всех соединениях, кроме гидридов металлов (NaH-1, CaH2-1 и др.), где степень окисления его равна –1;
5) степень окисления кислорода в соединениях равна -2, за исключением пероксидов (-1) и фторида кислорода OF2 (+2).
фтор во всех соединения (–1);
7) все металлы имеют положительную степень окисления.
Самостоятельная работа для учащихся:
У доски работают 2 ученика по следующим карточкам:
1. Ученик. Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующей химической реакции:
СаСО3 = СаО + СО2
KClO3 = KCl + 3O2
KI + Cl2 = KCl + I2
КNO3 = КNO2 + O2
Укажите реакции ОВР. По необходимости уравняйте уравнения химической реакции.
2. Ученик. Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующей химической реакции:
Al(OH)3 = Al 2O3 + H2O
Cu + HNO3(конц.) = Cu(NO3)2 + NO2 + H2O
Zn+ HCl = ZnCl2 + H2
HI + Н2SO4 = I2 + H2S + H2O
Укажите реакции ОВР. По необходимости уравняйте уравнения химической реакции.
Эта работа проверяется всем классом и учитель задает вопросы:
Учитель: Во всех ли случаях происходит изменение степеней окисления химических элементов?
Ученик: нет?
Учитель: Что же представляют собой окислительно-восстановительные реакции с точки зрения понятия «степень окисления химических элементов?». Попробуйте сформулировать определение.
Ученик: Реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, называются окислительно-восстановительными (ОВР).
Учитель: Для объяснения окислительно-восстановительных реакций в настоящее время применяют электронную теорию Михайленко и Писаржевского (1904 г.). Ее основные положения:
Учитель: Какой процесс называется окислением? Приведите примеры.
Ученик: окисление − это процесс отдачи электронов атомом, молекулой или ионом. Степени окисления при этом повышаются, например:
Al -3е = Al+3; H2 - 2e = 2H+; 2Cl-- 2e = Cl02
Учитель: Какой процесс называется восстановлением? Приведите примеры.
Ученик: Восстановление − это процесс присоединения электронов атомом, молекулой или ионом. Степени окисления при этом понижаются, например:
S+2e=S–2 ; Cl02+ 2e = 2Cl-; Fe3+ +1e = Fe2+
Учитель: Как называются частицы, принимающие электроны?
Ученик: Частицы (атом, молекула или ион), принимающие электроны называются окислителями. Во время окислительно-восстановительной реакции они восстанавливаются;
Учитель: Как называются частицы, отдающие электроны?
Ученик: частицы, (атом, молекула или ион), отдающие электроны называются восстановителями. Во время окислительно-восстановительной реакции они окисляются.
Учитель: Какой метод составления уравнения окислительно-восстановительных реакций вы знаете? Какое правило лежит в основе этого метода?
Ученик: Метод электронного баланса. Алгоритм его составления в приложении
Учитель: Окислительно-восстановительные реакции представляют собой диалектическое единство одновременно протекающих двух противоположных процессов – окисления и восстановления. Число электронов, отдаваемых восстановителем, равно числу электронов, присоединяемых окислителем.
III. Изучение нового материала
Учитель: Рассмотрим важнейшие окислители и восстановители. Они могут быть как простыми веществами, так и сложными. Для того чтобы разобраться, в каких случаях элементы ведут себя как окислители, а в каких – как восстановители, нужно обратиться к периодической системе Д. И. Менделеева. Восстановительными свойствами обладают те элементы, которые имеют большой атомный радиус и небольшое (1 - 3) число электронов на внешнем энергетическом уровне. Это в основном металлы.
Наиболее типичные неметаллы, элементы главных подгрупп VI – VII групп, имеющие близкую к завершению структуру внешнего электронного слоя и значительно меньший по сравнению с металлами того же периода атомный радиус, проявляют окислительные свойства.
Если неметаллы попадают в среду, где присутствует более сильный окислитель, то они могут проявлять восстановительные свойства.
Окислительные и восстановительные свойства сложных веществ зависят от степени окисления атома данного элемента. Например, KMn+7O4, Mn+4O2, Mn+2SO4. В первом соединении марганец имеет максимальную степень окисления и не может её больше повышать. Он может только принимать электроны, а значит KMn+7O4 – только окислитель.
В третьем соединении у марганца низшая степень окисления – оно может быть только восстановителем. Во втором соединении марганец с промежуточной степенью окисления (+4), поэтому оно может быть и восстановителем и окислителем, все зависит от условий протекания реакции и веществ, которыми будет взаимодействовать Mn+4O2.
Все окислительно-восстановительные реакции разделяются на три группы:
1) реакции, в ходе которых окислитель и восстановитель находятся в разных молекулах, называются межмолекулярными.
Н2S-2 + Cl02 → S0 + 2HCl-
2) реакции, в ходе которых окислитель и восстановитель (атомы разных элементов) находятся в составе одной и той же молекулы, называются внутримолекулярными.
2KCl+5O3 = 2KCl-1 + 3O20↑
Cl+5 + 6e = Cl–1 4 2 процесс восстановления (окислитель)
2O-2 – 4e = O20 6 3 процесс окисления (восстановитель)
3) реакции, в ходе которых происходит изменение степеней окисления одного и того же элемента в одной и той же молекуле, называются реакциями диспропорционирования (дисмутации, самоокисления-самовосстановления).
MnO2
2Н2О–12 → О02↑+ 2Н2О–2
Учитель: При протекании окислительно-восстановительных реакций, конечные продукты зависят от многих факторов:
1) кислотность среды;
2) температура;
3) концентрация.
Проведем демонстрационный опыт.
Лабораторный опыт: «Окислительные свойства перманганата калия в различных средах» (правила ТБ).
В три пробирки поместите по 1-2 мл раствора перманганата калия и прилейте равные объёмы: в первую – раствора серной кислоты. Во вторую – воды, в третью – раствор гидроксида калия. Добавьте в три пробирки по 3-4 кристаллика сульфита натрия. Отметьте изменения окраски растворов в каждой пробирке, напишите уравнения проделанных реакций.
Учащиеся: отмечают признаки ОВР в различных средах и составляют уравнения реакций, делают выводы. Вместе с учителем составляют схему:
Результаты лабораторного опыта:
окисленная восстановленная
форма форма
+5e Mn 2+, бесцветный раствор
кислая
+3е MnO2↓, бурый осадок
нейтральная
+1е , раствор зеленого цвета
щелочная
Учитель: Какой метод составления уравнения окислительно-восстановительных реакций вы знаете?
Ученик: К реакциям межмолекулярного окисления-восстановления.
Вывод: KMnO4 – сильный окислитель. Продукты его восстановления зависят от среды.
Учитель: Рассмотрим окислительно-восстановительные свойства соединений хрома в различных средах.
Хром в своих соединениях имеет наиболее характерные степени окисления +6 и +3. В первом случае соединение хрома проявляют свойства окислителей, во втором восстановителей.
Cr+6 Cr+3
окислитель восстановитель
щелочная кислая щелочная кислая
(CrO4)2- (Cr2O7)2- (CrO2)- ; (CrO3)3- Cr3+
K2CrO4 K2Cr2O7 KCrO2 ; K3CrO3 Cr2(SO4)3
В зависимости от реакции среды имеют место переходы:
+H+
+ 2H++OH- + H2O
Оранжевый раствор
Желтый раствор
2К2СrO4+ 2HCl = К2Сr2O7 + 2КСl +H2O
К2Сr2O7 +2КOH = 2К2СrO4 + H2O
Хромат ионы существуют в щелочной среде и окрашивают раствор в лимонно-желтый цвет.
Дихромат ионы существуют в кислых растворах, имеют оранжевую окраску.
Ионы Cr3+ окрашивают раствор в зеленый цвет.
В кислой среде ионы – сильные окислители, они восстанавливаются до соединения Cr3+.
В щелочной среде ионы [Cr(OH)6]3- окисляются до ионов .
Приведем примеры этих реакций:
Ученики дописывают продукты реакции, используя схему и расставляют коэффициенты методом электронного баланса.
Учитель: На ход окислительно-восстановительных реакций также оказывает влияние температура и концентрация реагентов.
Например:
1. реакция хлора с концентрированным раствором щёлочи при нагревании описывается уравнением: Cl2 + NaOH → NaClO3 + NaCl+ H2O.
tt===
Подберите коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.
tt===
3Cl20 + 6NaOH → NaCl+5O3 + 5NaCl-1+ 3H2O
Cl20- 10e® 2 Cl+5 1 - восстановитель
Cl20+2e® 2Cl-1 5 - окислитель
2. реакция хлора с холодным разбавленным раствором щёлочи описывается уравнением:
Cl₂ + NaOH = NaCl + NaClO + H₂O
Подберите коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.
Cl0₂ + 2NaOH = NaCl-1 + NaCl+1O + H₂O
Cl20- 2e® 2 Cl+1 1 - восстановитель
Cl20+2e® 2Cl-1 1 - окислитель
Учитель: К какой группе относятся эти окислительно-восстановительные реакции?
Ученик: К реакциям диспропорционирования, так как один и тот же элемент выступает и как окислитель, и как восстановитель.
Учитель: Продукты восстановления HNO3 зависят от 2-х факторов: концентрации кислоты и силы восстановителя. Чем сильнее восстановитель и чем более разбавлена кислота, тем более низкую степень окисления имеет азот (N) в продуктах восстановления HNO3:
восстановитель
щелочные и щелочноземельные металлы
тяжелые металлы
концентрация
HNO3
разбавленная
кислота
N–3H4NO3
N+2O
концентрированная
кислота
N2+1O
N+4O2
HNO3 не взаимодействует с Au, Pt, Ir, Os.
HNO3(конц.) взаимодействует с Al, Cr, Fe ТОЛЬКО при t°.
Учитель: Для закрепления изученного материала предлагаю решить тест
Вариант №1
1. Восстановителем в реакции H2S + 4Cl2 + 4H2O= 8HCl+ H2SO4 является
1) H2S; 2) Cl2; 3) H2O; 4) H2SO4.
2. Окислителем в реакции SO2 +NO2 + H2O = H2SO4 + NO является
1) NO2; 2) H2O; 3) SO2; 4) H2SO4.
3. Вещество, придающее раствору коричневый цвет
1) KMnO4; 2) K2MnO4; 3) MnO2; 4) MnSO4.
4. Тип окислительно-восстановительной реакции
2KClO3 ® 2KCl + 3O2
межмолекулярного окисления-восстановления;
внутримолекулярное окисление-восстановление;
диспропорционирования;
особый случай.
5. Методом электронного баланса подберите коэффициенты в схемах окислительно-восстановительных реакций и укажите процесс окисления и восстановления:
Cu + HNO3 (разб.) = Cu(NO3)2 + …+ H2O
H2O2 + KMnO4 + H2SO4 = O2 + K2SO4. + …+ …
Вариант № 2
1. Восстановителем в реакции Na2SO3 + Br2 + H2O= 2HBr+ Na2SO4 является
1) Na2SO3; 2) Br2; 3) H2O; 4) HBr.
2. Окислителем в реакции Br2 + 5Cl2 + 6H2O = 4HBrO3 + 10HCl является
1) Br2; 2) Cl2; 3) H2O; 4) HCl.
3. Вещество, придающее раствору оранжевый цвет
1) Сr2(SO4)3; 2) K2Cr2O7; 3) K2CrO4; 4) KCrO2.
4. Тип окислительно-восстановительной реакции
H2O + K2MnO4 = KMnO4 + MnO2 + KOH
1) межмолекулярного окисления-восстановления;
2) внутримолекулярное окисление-восстановление;
3) диспропорционирования;
4) особый случай.
5. Методом электронного баланса подберите коэффициенты в схемах окислительно-восстановительных реакций и укажите процесс окисления и восстановления:
Ag + HNO3(конц.) = AgNO3 + … + H2O
NaNO2 + KMnO4 + H2SO4 = NaNO3 + MnSO4 + …+ …
Подведение итога урока. Рефлексия
В ходе урока была изучена тема «Окислительно-восстановительные реакции». Мы повторили определение данных реакций. Вспомнили, что такое степень окисления, окислитель и восстановитель. Закрепили навыки составления схемы электронного баланса для окислительно-восстановительных реакций, познакомились с классификацией окислительно-восстановительных реакций. Установили влияние кислотности среды, температуры и концентрации на продукты превращения окислительно-восстановительных реакций. Закрепили полученные данные на примерах окислительно-восстановительных реакций.