kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обобщения по теме: "Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение электронов в атомах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить и систематизировать знания учащихся о периодической системе, о строении электронов в атомах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения по теме: "Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение электронов в атомах"»

Урок обобщения по теме: "Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение электронов в атомах"

Задачи урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о периодической системе, о строении электронов в атомах, развить самостоятельность учащихся, трудолюбие, активность, сформировать у школьников химическое мышление, активизировать их познавательную деятельность.

Методы и методические приемы:

  • словесный;

  • наглядный;

  • работа с доской;

  • работа с таблицей;

  • работа с тетрадью.

Оборудование: Таблица “Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева”.

Тип урока: Закрепление и систематизация знаний.

Ход урока и его содержание

I. Организационный момент.

Домашнее задание. Повтор §45. Сочинить стихотворение.

II. Повторение пройденного материала.

Сегодня урок мне хочется начать со слов:

Весь мир большой –
Жара и стужа –
Планет круженье, свет зари
Все то, что видим мы снаружи
Законом связано внутри.
Найдется ль правило такое,
Что целый мир объединит?

Внимание! Вопрос:

Кто и когда закон открыл,
Создал природы алфавит?

1. Дайте формулировку периодического закона Д.И.Менделеева?

2. Сколько периодов в периодической системе Д.И.Менделеева?

3. Какие бывают периоды?

4. Как изменяются свойства в периоде?

5. Сколько групп в периодической системе Д.И.Менделеева?

6. Что показывает номер группы?

Пример 1. Элемент образует оксид и гидроксид, в которых он проявляет постоянную валентность, равную II. Расположен он в 3 периоде периодической системы Д.И.Менделеева. Назовите этот элемент. Ответ: Магний.

Пример 2. Элемент образует газообразное водородное соединение, в котором он III-валентный, в высшем оксиде он V-валентный. Расположен он во 2 периоде периодической системы Д.И.Менделеева. Назовите этот элемент. Ответ: Азот.

Пример 3. Элемент образует оксид и гидроксид, в котором он проявляет постоянную валентность, равную I. Расположен он в 4 периоде периодической системы Д.И.Менделеева. Назовите этот элемент. Ответ: Калий.

Пример 4. Элемент образует газообразное водородное соединение, в котором он III-валентный, в высшем оксиде этот элемент V-валентный. Расположен он в 3 периоде периодической системы Д.И.Менделеева. Назовите этот элемент. Ответ: Фосфор.

7. Какие бывают подгруппы?

8. Какие подгруппы называются главные?

9. Как изменяются свойства в главных подргуппах?

10. Какие подгруппы называются побочные?

А сейчас послушайте несколько строчек из истории создания таблицы:

Гляжу в таблицу – ряд, период и группы элементов в нем,
И днем и ночью цинк ученый все ходит с кислотой кругом.
Пойдет направо – рядом галлий, налево – медь пред ним стоит,
Там чудеса, там кремний бродит и углерод над ним сидит.
Там на неведомых оксидах следы несбыточных вещей,
И Менделеев над таблицей сидит, задумавшись над ней.
И кислород там мимоходом пленяет углерод – царя,
А аммиак перед народом летает в небе, травит зря.
В темнице той аргон уж тужит, а хмурый фтор здесь верно служит.
Там лантаноиды грядой идут - бредут сами собой.
Там цезий – царь над златом чахнет,
Там водород и хлором пахнет.
И я там был, растворы пил, таблицу видел всю зеленой,
Я видел химиков ученых и этот бред им подарил.

Когда Д.И.Менделеев создавал периодическую систему, он не придавал большого значения порядковому номеру. Но в 1911 г. английский ученый Резерфорд доказал, что порядковый номер совпадает: а) с зарядом ядра; б) с количеством протонов; в) с количеством электронов.

Отгадайте, о какой элементарной частице идет речь?

а)

Очень положительный
С массою внушительной,
А таких, как он, отряд
Создает в ядре заряд.
Лучший друг его – нейтрон.
Догадались? Он-….(протон)!.

б)

Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу.
А то еще подумают: шпион,
А я нейтральный и зовусь…(нейтрон)!

в)

Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там,
Свет зажег, нагрел утюг
…. – наш лучший друг.
Если в атом он попал –
То считай почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра. (электрон)

12. Что такое изотопы? Назовите изотопы водорода.

13. Что такое энергетический уровень?

14. Что показывает номер периода:?

Пример 5. Сколько энергетический уровней у атома: Al, Se, P, Ti, Mo, V ?

15. Что показывает номер группы (кроме валентности)?

Пример 6Сколько электронов на наружном энергетическом уровне у атома: S, Ga, Ba, K, Br, Si?

Пример 7.

  • Элемент находится в 3-ем периоде на наружном энергетическом уровне, на наружном энергетическом уровне 5 электронов, что за элемент?

  • Элемент находится во 2-ом периоде, на наружном энергетическом уровне 7 электронов, что за элемент?

  • Элемент находится в 4-ом периоде, на наружном энергетическом уровне 2 электрона. Что за элемент?

Пример 8. Укажите, о каком элементе идет речь:

  • в его атоме 34 электрона, 6 из них находится на внешнем энергетическом уровне, определите этот элемент.

  • в его атоме 17 электронов, 7 из них находится на внешнем энергетическом уровне, определите этот элемент.

  • в его атоме 56 электронов, 2 из них находятся на внешнем энергетическом уровне, определите этот элемент.

Пример 9. Укажите, какие элементы имеют такое расположение электронов в атомах?

  • 2e, 1e

  • 2e, 8e, 1e

  • 2e, 7e

  • 2e, 8e, 6e

  • 2e, 8e, 11e, 2e

  • 2e, 8e, 14e, 2e

  • 2e, 8e, 18e, 2e

  • 2e, 8e, 8e, 2e

Тест:

“Тема строения атома”. 4 варианта по 15 вопросов.

Вариант 1.

Вопрос

Варианты ответов

1

Порядковый номер атома титана равен

а)18; б) 4; в) 48; г) 22.

2

Заряд ядра атома хлора равен

а) +7; б) +3; в) +17; г) +36.

3

В 7 раз больше атомной массы водорода масса атома элемента:

а) Li; б) С; в) O; г) He.

4

В побочной подгруппе находится

а) P; б) C; в) Al; г) Mn.

5

15 электронов, 15 протонов, 16 нейтронов содержит атом

а) Zn; б) N; в) Ca; г) P.

6

5 электронов находится во внешнем электронном слое атома:

а) B; б) N; в) Ag; г)Ba.

7

7 энергетических уровней в атоме:

а) Li; б) Br; в) Fr; г) N.

8

Высшая валентность серы равна:

а) 1; б) 6; в) 2; г) 3.

9

Распределение электронов по слоям – 2,8,8,1 – соответствует атому:

а) Na; б) Fe; в) F; г) K.

10

Электронная формула 1s22s22p63s2 соответствует атому:

а) Mg; б) Ca; в) Ga; г) Sr.

11

Неметаллом является:

а) Rb; б) Kr; в) In; г) Sn.

12

Неметаллические свойства растут в ряду:

а) Li-Na-K; б) B-Be-Li; в) Se-S-O; г) Ca-Sr-Ba.

13

Меньшим радиусом обладает атом:

а) Li; б) Cs; в) Na; г) K.

14

Водородное соединение RH4 и оксид RO2 соответствует атому:

а) Si; б) B; в) K; г) Se.

15

Имеет полностью завершенный внешний электронный уровень атом:

а) Au; б) Ne; в) N; г) Ba.

Разминка “Поле чудес”.

  1. Элемент III периода в переводе с греческого языка – “недеятельный”.Ответ: аргон.

  2. Элемент VIII группы в переводе с греческого языка – “радуга”. Ответ: иридий.

  3. Элемент V группы в переводе с греческого языка – “белая масса”. Ответ: висмут.

  4. Элемент в переводе с греческого языка – “несущий свет”.Ответ: фосфор.

  5. Элемент в переводе с немецкого языка означает “волчья пена”. Ответ: вольфрам.

Химический кроссворд.

  1. Химический элемент с порядковым номером 17.

  2. Это сложное вещество, в состав которого входят атомы водорода и кислотный остаток.

  3. Химический элемент, названный в честь великого русского ученого.

  4. Химический элемент, имеющий расположение электронов по энергетическому уровню: 2e, 8e, 8e, 1.

  5. Растворимое в воде основание.

  6. Химический элемент, атомы которого электронную формулу: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p4.

  7. Простые вещества, обладающие хорошими теплопроводностью, электропроводностью, металлическим блеском.

  8. Элементарная частица, движущаяся вокруг ядра.

  9. Самый легкий газ.

  10. Название какого элемента состоит из двух млекопитающих животных.

Ответы:

  1. Хлор

  2. Кислота

  3. Менделевий

  4. Калий

  5. Щелочь

  6. Сера

  7. Металлы

  8. Электроны

  9. Водород

  10. Мышьяк

Условия по оценке кроссворда:

1-3 правильных ответов – оценка “2”;

4-6 правильных ответов – оценка “3”;

7-8 правильных ответов – оценка “4”;

9-10 правильных ответов – оценка “5”.

Домашнее задание: Сочинить стихотворение “Зачем мы учим химию”.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Белина Ольга Евгеньевна

Дата: 19.02.2021

Номер свидетельства: 573710

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Разработка интегрированного урока, тема урока:  «Общая характеристика металлов.  Строение и свойства металлов»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotkaintieghrirovannoghourokatiemaurokaobshchaiakharaktieristikamietallovstroieniieisvoistvamietallov"
    ["file_id"] => string(6) "339379"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471241903"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Статья Реализация СДП на уроках химииДокумент Microsoft Word.doc "
    ["seo_title"] => string(71) "stat-ia-riealizatsiia-sdp-na-urokakh-khimiidokumient-microsoft-word-doc"
    ["file_id"] => string(6) "114108"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411300185"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "конспект урока химии на тему: Простые вещества-металлы и неметаллы."
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-khimii-na-tiemu-prostyie-vieshchiestva-mietally-i-niemietally"
    ["file_id"] => string(6) "247875"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446638968"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Флип чарт по химии на тему " Металлическая связь" "
    ["seo_title"] => string(53) "flip-chart-po-khimii-na-tiemu-mietallichieskaia-sviaz"
    ["file_id"] => string(6) "242505"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445475914"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Сравнительная характеристика галогенов и их свойства."
    ["seo_title"] => string(60) "sravnitiel-naia-kharaktieristika-ghaloghienov-i-ikh-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "290897"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455031762"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства