Урок обобщающего повторения в 8 классе по теме: «Основные классы неорганических веществ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: выявить уровень знаний и умений, полученных на педыдущих уроках по теме: оксиды .кислоты, соли и основания, актуализировать знания учащихся по данной теме посредством игры, обобщить и систематизировать понятия ,закрепить ,имеющиеся знания на практике ,в решении лабораторных .экспериментальных задач.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: создать через игру состояние «успешности» на уроке, реализации самооценки каждым учащимся, как личности через дифференцированный и индивидуальный контроль, организовать коллективную деятельность учащихся посредством соревновательности, парной работы.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: развивать абстрактное мышление, умение классифицировать, грамотно формулировать выводы при работе в парах. .находить правильное решение проблемных ситуаций, связанных с применением знаний в жизни, развивать умения анализировать., наблюдать в процессе эксперимента, развивать познавательный интерес к предмету через игровые ситуации, интерес к самообучению, творчеству, самовыражению.
ФОРМА УРОКА: ИГРА
1.Организационный момент: (приветственное слово учителя)
Прозвенел уже звонок
Здравствуйте! начнем урок
и докажем ,что не зря ,
тратим время с сентября
(слайд №1)
Учитель объявляет тему, цель и основные задачи урока. и название «Посвящение в химики»
Девиз урока:(слайд №1)
Вам предстоит пройти испытания на прочность знаний ,прежде чем каждому из вас будет присвоено звание:»Юный химик»!Готовы ли проявить смекалку, блеск ума, смелость,
чтобы заслужить столь гордое звание? Я вижу готовы, тогда прослушайте правила игры: 1)весь класс я разобью на 3 команды, чтобы объективно оценить все этапы испытаний 2)от каждой команды выберем координаторов, которые будут вести учет набранных командой баллов. В конце урока мы подведем итог .чья команда была лучшей и определим лучших игроков –оценим.
3)но не забудьте, что за каждый правильный ответ -1 балл получает игрок коианды,
ИТАК,НАЧНЕМ!
1 испытание:»ХИМИЧЕСКИЙ КРОССВОРД»
Проверим знания химических терминов. На доске висит кроссворд, в нем 5 слов, ключевым является вещество, которое придает многим плодовым культурам кислый вкус О каких веществах идет речь? (учащиеся выходят к доске и записывают ответы )
1)Сложные вещества, состоящие из двух элементов, одиниз которых кислород?(оксиды)
2)Сложные вещества, состоящие из двух разных по виду атомов химических элементов?(бинарные соединения)
3)Вещества, состоящие из ионов металла и гидроксильных групп?(основания)
4)Вещества, состоящие из ионов металла и кислотных остатков? (соли)
5)Вещества-распознаватели кислот щелочей и др в-в?(индикаторы)
6)ключевое слово получается КИСЛОТА!(это правильный ответ)
Мы хорошо провели разминку! МОЛОДЦЫ!
Переходим к следующему испытанию
2 испытание:»ЗНАЙ НАШИХ»
(СЛАЙД №2)
Приготовьтесь работать в тетрадях! Проверим, как вы умеете классифицировать неорганические вещества по классам. Ответы записывайте в тетради, задание читаю со слайда №2.На решение отводится 3-4 минуты, затем проверяем Ребята .следите за ответами других команд, дополняйте, исправляйте ошибки, зарабатывайте баллы!
Затем даю слайд№3 с правильными ответами,(ребята имеют возможность еще раз сравнить и оценить свою работу.)Кто сделал работу без ошибок ?поднимите руку! координаторы –поставьте им по 1 баллу У кого в этом задании были допущены ошибки, вам следует повторить определения основных классов неорганических веществ.
А теперь подведем итог по первым двум испытаниям ,какая команда лидирует?
Не плохо справились с испытанием, идем дальше!
3 испытание:»Сделай сам-помоги другому»
Вам предстоит показать, как вы умеете составлять формулы кислот, солей ,оснований и оксидов по названию веществ. Работать будете по вариантам 1 и 2.Запишите № варианта в тетрадь, Читаю задание по СЛАЙДУ №4
На выполнение этого задания 4 минуты, После того, как прошло время, ребята обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа, исправляют ошибки ,затем обсуждают их друг с другом ,консультируют. После этого показываю слайд№5,правильные ответы и критерии оценок, Ребята аттестовывают друг друга. Координаторы отмечают работы на «5» 1 баллом.
Переходим к 4 испытанию:»Жизнь моя в опасности без
правил безопасности»
В гильдию химиков будет принят тот ,кто знает правила ТБ и умело применяет их на практике в повседневной жизни. Сегодня на уроке вам предстоит работать с едкими веществами. Мне бы хотелось, посмотреть, как вы поступите в той или иной ситуации ЕСЛИ:
1)в глаз попала кислота?(промыть водой ,покой ,вызвать врача)
2)что следует предпринять, если на кожу попала кислота, например, из автомобильной батареи?(промыть водой и нейтрализовать раствором питьевой соды)
3)что следует сделать в случае ожога щелочами?(промыть водой и нейтрализовать слабым раствором уксусной кислоты)
ВЫ достойно справились с вопросами, вам можно доверить химические реактивы!
Координаторы подведите итоги ,Какая команда лидирует?
А сейчас вас ждет 5 испытание:
Я принесла конверт, переданный вам старшеклассниками, изучающими химию не первый год, в нем содержится послание ,Давайте прочитаем его!(достает чистый лист бумаги)СТРАННО!?здесь ничего не написано?!,,,,НЕУЖЕЛИ вас решили разыграть?
Здесь что-то не так? может шпаргалочку они положили?,,(смотрит в конверт, достает листок)Точно !есть что-то? ЧИТАЮ,, »Сие послание написано бесцветным раствором едкого натра!»
Как же расшифровать послание? как проявит тайнопись? Каковы будут ваши предложения?(из пульверизатора распыляют фенолфталеин)Ребята предлагают разные варианты ,но кто-то правильный! Читают послание: »ЖЕЛАЕМ химиками стать!!!!»
Я могу только порадоваться вашей смекалки, МОЛОДЦЫ!
Мы подошли к последнему испытанию
6 испытание:»ПОХИМИЧИМ! »
Известный ученый Альфред Энштейн как-то сказал:»Красивый эксперимент сам по себе часто гораздо ценнее, чем двадцать формул добытых в реторте отвлеченной мысли».
Химию не мыслимо изучать без опытов. Сейчас вам предстоит решить экспериментальную задачу. У вас на столах ,в штативах находятся три пронумерованные пробирки, содержащие бесцветные жидкости: растворы кислоты. щелочи и дистиллированной воды. ВАМ нужно ,используя индикаторы ,определить в какой пробирке какое вещество? Запишите номер своего варианта в тетрадь ,внимательно прочитайте инструкцию по работе и приступайте, Результаты запишите в тетрадь, ВРЕМЯ работы 5-6 минут(На доске записаны ответы по вариантам скрыто)После проверки координаторы подводят итог ,какая команда победила и отмечают лучших игроков.
В это время учитель проводит
РЕФЛЕКСИЯ
Вы прошли все испытания. У нас был не обычный урок и мне важно знать, какой этап урока(испытание)больше всего вам понравился? какой этап был трудным?
После беседы учитель объявляет следующий урок (контрольная работа) и домашнее задание.
Координаторы объявляют команду победителей ,выделяют лучших игроков от каждой команды. Учитель аттестовывает и поздравляет всех с достойным прохождением всех испытаний, вручает эмблены «Юных химиков» включает слайд №6 и зачитывает клятву
Учитель(заключительное слово):»Знем мы, что встреча наша -не совсем игра
И прощаться нам пришла пора
Будем мы с улыбкой вспоминать
Как пытались баллы добывать
Но не важен в баллах результат
Дружба побеждает –это факт!
А находчивость, пусть в жизни вас ведет!
Химикам ,пускай всегда везет!
Урок окончен! До свидания!
Урок разработан учителем химии : АВРАМЕНКО И.А
г ОБНИНСК ,МБОУ СОШ№3