kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок химии в 8-м классе "Чистые вещества и смеси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Закрепить знания номенклатуры неорганических веществ разных классов.
  • Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ.
  • Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.
  • Познакомить со способами разделения смесей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 8-м классе "Чистые вещества и смеси"»

Урок химии в 8-м классе "Чистые вещества и смеси"

Цели урока:

  • Закрепить знания номенклатуры неорганических веществ разных классов.

  • Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ.

  • Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.

  • Познакомить со способами разделения смесей.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование:

  • Химия 8 - учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна - М., Дрофа, 2007 г.

  • Презентация в MS Power Point (приложение)

  • Компьютер, проектор

  • Реактивы

  • Смесь порошков железа и серы, раствор поваренной соли, смесь песка и воды, раствор метилового оранжевого; фильтры, выпаривательная чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, воронка, стеклянная палочка, химические стаканы, колбы, магнит, пипетка.

Демонстрационный эксперимент:

  • Разделение смеси фильтрованием;

  • Разделение смеси магнитом;

  • Хроматография;

  • Разделение смеси веществ выпариванием.

  • Карточки с заданием для групповой работы.

  • Разделение смеси (раствора) растворимого вещества и растворителя:

  • Раствор поваренной соли, лабораторный штатив с кольцом, фарфоровая чашка (выпаривательная), спиртовка, тигельные щипцы, стеклянная палочка.

  • Разделение смеси нерастворимого в воде вещества и растворителя (растворимого вещества):

  • Лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба или стакан химический.

  • Разделение смеси железа и серы:

  • Железные опилки, порошок серы, магнит , 2 фильтра.

  • Хроматография:

  • Фильтр, раствор метилоранжа, пипетка.

Ход урока

Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Беседа:

Какие соединения называются оксидами? (Оксиды - это сложные соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления (-2))

Какие соединения называются кислотами? (Кислоты - это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка)

Какие соединения называются основаниями? (Основание - это сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп OH-)

Какие соединения называются солями? ( Соли - это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков)

Проверочная работа (5-7 минут) на листках. На слайдах 1-2 - вопросы проверочной работы.

Проверочная работа сдается учителю (результаты объявляются на следующем уроке).

Подготовка к восприятию нового материала. Объявление темы.

1. Беседа

Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая тетрадь, чистые руки, чистый лист : А какое вещество считается чистым? Есть ли в природе чистые вещества? Чем отличается чистое вещество от смеси веществ?

Как вы думаете, что будет темой нашего урок сегодня? (слайд 3)

2. Запись даты и темы урока учащимися в тетради.

Как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить на уроке?

Цели урока обсуждаются с учащимися.

Учащиеся предлагают: выяснить, какое вещество считается чистым и что такое смесь; узнать, где применяются чистые вещества и смеси; узнать, как разделить вещества.

В результате обсуждения - слайд 4.

3. Объяснение нового материала.

На данном этапе урока учитель формирует понятие о чистом вещества и смеси. Учащимся известно понятие "вещество" (это то из чего состоят физические тела). Поэтому, вначале даем определение "смеси веществ".

Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе и примеры смесей, представленные на слайде 5.

Далее ребята дают определение смеси, как системы из их нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Эта формулировка появляется на слайде после щелчка мыши.

Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ. Вещества встречаются преимущественно в виде смесей. Учитель приводит примеры смесей, ребята записывают их в тетради: воздух, морская вода, молоко, сплавы металлов, растворы, туман и др. Он рассказывает о воздухе, как смеси, которая состоит из газов - азота, кислорода, аргона и др. (слайд 6).

Посмотрите внимательно на смеси, находящиеся на столе. В чем разница между ними?

Далее рассматривается классификация смесей (слайда 7).

Смеси

Однородные

Неоднородные

Растворы сахара в воде, растворы солей, воздух,

Смесь Fe +S, песок и сахар, глина с водой, песок с водой

Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.

Однородными называют смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже при помощи микроскопа).

Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит, хотя ничтожное малое количество примесей.

Как вы думаете, морская вода и чистая дистиллированная вода будут обладать одинаковыми свойствами? (ребята предполагают, что нет). Слайд 8. Учитель объясняет условия эксперимента: в 2-х сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах). Вместе обсуждаем результаты эксперимента. Встает проблема: "Почему у морской воды t кип не постоянная в разные промежутки времени по сравнению с t кип дистиллированной водой?"

Учащиеся высказывают предположение, что соленость морской воды влияет на температуру кипения.

Далее учитель предлагает дать определение "чистого вещества".

С помощью учителя формулируется определение "Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность).

В тетрадях ребята записывают определение "чистое вещество" -

Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами.

Учитель дополняет, что в чистом веществе примеси, хотя и есть в незначительных количествах, но они не влияют на физические и химические свойства. Пример чистого вещества - дистиллированная вода.

Демонстрируется слайд 9.

Ребята записывают в тетрадях выводы.

Педагог обращает внимание детей на отличительную особенность смесей "В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства. Для подтверждения этого учитель проводит опыты:

Демонстрация разделение смеси железа и сера с помощью магнита (отработать с ребенком заранее методику выполнения опыта и тогда демонстрацию проводит ученик)

Следующий этап урока - знакомство с основными способами разделения смесей, которые представлены в виде схемы: Слайд 10.

Одновременно уточняется, на каких физических свойствах веществ основан каждый способ разделения. На слайдах 11- 13 показаны области применения разных способов очистки неоднородных смесей.

Демонстрация разделения смеси песка и воды фильтрованием. Обращается внимание на правильность выполнения эксперимента (Слайд 11).

Знакомство со способами разделения однородных смесей продолжается с помощью слайда 14, акцентируется внимание учащихся на физических свойствах веществ, применяемых в данном способе разделения.

На слайдах 14-18 показаны области применения разных способов очистки однородных смесей.

Закрепление

1. Групповая работа.

Каждая группа получила задание " Как разделить смесь :?"

Нужно было описать свои действия. Через 1 минуту каждая группа озвучила свой ответ. В заданиях были использованы жизненные ситуации, где требовалось очистить воду в походных условиях и т.п.

Ответить на вопросы, представленные на слайдах 19 - 21

Рефлексия.

Беседа:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что запомнилось?

Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?

Подведение итогов

Домашнее задание: 23 упр. 1,2,4

Творческое задание.

Составьте задания на разделение смеси.

Вам выдали смесь, состоящую из соли и мела.

Предложите способы разделения этой смеси.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок химии в 8-м классе "Чистые вещества и смеси"

Автор: Чичкина Ольга Александровна

Дата: 22.10.2024

Номер свидетельства: 658300

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Обобщающий урок по теме "Чистые вещества и смеси. Способы разделение смеси." "
    ["seo_title"] => string(93) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-chistyie-vieshchiestva-i-smiesi-sposoby-razdielieniie-smiesi"
    ["file_id"] => string(6) "132720"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416401742"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "презентация к уроку  "Чистые вещества и смеси" "
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiia-k-uroku-chistyie-vieshchiestva-i-smiesi"
    ["file_id"] => string(6) "101582"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402422590"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок химии в 8 классе "Чистые вещества и смеси. Разделение и очистка смесей""
    ["seo_title"] => string(89) "urok-khimii-v-8-klassie-chistyie-vieshchiestva-i-smiesi-razdielieniie-i-ochistka-smiesiei"
    ["file_id"] => string(6) "325489"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462968780"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по химии. Тема "Чистые вещества и смеси". 8 класс"
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt_uroka_po_khimii_tiema_chistyie_vieshchiestva_i_smiesi_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "410872"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492855077"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Школьная олимпиада по химии. 8 класс"
    ["seo_title"] => string(38) "shkol-naia-olimpiada-po-khimii-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131251"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416127687"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства