Школьная олимпиада олимпиада. 8 класс.
2014 год
Задача 8-1
Внимательно прочитайте текст и подумайте, каким словом, из предложенного списка терминов, можно заменить пробелы в тексте, обозначенные номерами. Слова при этом можно изменять, ставить в нужном падеже и числе (например: вещество, веществам, веществ и т.п.). Некоторые слова пригодятся несколько раз, другие, возможно, не потребуются ни разу. Составьте на черновике список, каким словом вы будете заменять каждый номер. После этого перепишите текст в чистовик, вставляя нужные слова.
Вода и кислород
Вода - широко распространённое …(1). В лабораториях применяется дистиллированная вода, это чистое …(2), так как из нее удалены все примеси. В отличие от дистиллированной воды, водопроводная вода, речная или морская вода это …(3), так как они содержат в себе другие вещества.
Мельчайшая частичка воды называется …(4), и состоит из двух …(5) водорода и одного …(6) кислорода. Таким образом, вода состоит из двух химических …(7) - водорода и кислорода, поэтому она является.(8) веществом. Этим она отличается от вещества, необходимого для дыхания, кислорода. Молекула кислорода состоит из двух …(9) кислорода. Других химических …(10) в составе кислорода нет, поэтому кислород.(11) вещество. Кислород входит в состав воздуха, воздух это …(12) различных газов.
Список терминов: вещество, тело, смесь, соединение, атом, молекула, элемент, сложное, чистое, простое, грязное.
(12 баллов)
Задача 8-3.
Учительница приготовила для урока химии образцы разных веществ. Но до них добрался шаловливый котенок, в результате все оказалось смешано в одной куче: кристаллы соли, медные, железные и древесные опилки. Опишите последовательность действий, с помощью которых можно разделить эту смесь вернуть все вещества в отдельные баночки.
Какие процессы, физические или химические, использовались в предложенном вами методе разделения смеси? Какие свойства веществ, физические или химические при этом использовались?
(10 баллов)
Задача 8-3.
Два ученых исследовали вещества, полученные в их лабораториях. Один, используя физические методы, установил, что молекула его вещества А содержит 2 атома углерода, шесть атомов водорода и один атом кислорода.
Другой, используя химические методы определил, что в 5 граммах его вещества Б содержится 2,61 г углерода, 0,652 г водорода и также есть кислород. Определяя молекулярную массу вещества, он получил то же значение, что и первый ученый.
В переписке они договорились рассчитать и сравнить массовые доли элементов в своих соединениях. Также второй ученый пообещал установить формулу своего вещества.
Постарайтесь выполнить те расчеты, которые должны были провести эти ученые. Достаточно ли полученных данных, чтобы утверждать, что они исследовали одно и то же вещество?
(10 баллов)
Задача 8-4.
Мельчайшая капелька росы имеет массу 1?10-5 г. Сколько молекул воды содержится в одной капельке росы? Рассчитайте число атомов всех элементов, содержащихся в капельке. (6 баллов)
Задача 8-5
По горизонтали:
1. Поверхность пространства вокруг атомного ядра, в которой вероятно нахождение электрона.
2. Разновидность атома одного и того же химического элемента, имеющего одинаковый заряд атомного ядра, но разное массовое число.
3. Модель атома этого ученого поучила образное название «пудинг с изюмом».
4. Отрицательно заряженная элементарная частица, расположенная вокруг ядра.
5. Русский ученый, открывший периодический закон химических элементов.
По вертикали:
1. Строка периодической системы химических элементов, последовательность атомов по возрастанию заряда ядра и заполнению электрона внешней электронной оболочки.
2. Элемент в периодической системе Д.И. Менделеева, имеющий порядковый номер 19.
3. Положительно заряженная элементарная частица, являющейся основной составляющей атомного ядра.
4. Способность атомов химических элементов образовывать определенное число химических связей с атомами других элементов.
5. Электронейтральная система взаимодействующих элементарных частиц, состоящая из ядра и электронов.
Школьная олимпиада олимпиада. 8 класс.
2014 год
Задача 8-1
Внимательно прочитайте текст и подумайте, каким словом, из предложенного списка терминов, можно заменить пробелы в тексте, обозначенные номерами. Слова при этом можно изменять, ставить в нужном падеже и числе (например: вещество, веществам, веществ и т.п.). Некоторые слова пригодятся несколько раз, другие, возможно, не потребуются ни разу. Составьте на черновике список, каким словом вы будете заменять каждый номер. После этого перепишите текст в чистовик, вставляя нужные слова.
Вода и кислород
Вода - широко распространённое …(1). В лабораториях применяется дистиллированная вода, это чистое …(2), так как из нее удалены все примеси. В отличие от дистиллированной воды, водопроводная вода, речная или морская вода это …(3), так как они содержат в себе другие вещества.
Мельчайшая частичка воды называется …(4), и состоит из двух …(5) водорода и одного …(6) кислорода. Таким образом, вода состоит из двух химических …(7) - водорода и кислорода, поэтому она является.(8) веществом. Этим она отличается от вещества, необходимого для дыхания, кислорода. Молекула кислорода состоит из двух …(9) кислорода. Других химических …(10) в составе кислорода нет, поэтому кислород.(11) вещество. Кислород входит в состав воздуха, воздух это …(12) различных газов.
Список терминов: вещество, тело, смесь, соединение, атом, молекула, элемент, сложное, чистое, простое, грязное.
(12 баллов)
Задача 8-3.
Учительница приготовила для урока химии образцы разных веществ. Но до них добрался шаловливый котенок, в результате все оказалось смешано в одной куче: кристаллы соли, медные, железные и древесные опилки. Опишите последовательность действий, с помощью которых можно разделить эту смесь вернуть все вещества в отдельные баночки.
Какие процессы, физические или химические, использовались в предложенном вами методе разделения смеси? Какие свойства веществ, физические или химические при этом использовались?
(10 баллов)
Задача 8-3.
Два ученых исследовали вещества, полученные в их лабораториях. Один, используя физические методы, установил, что молекула его вещества А содержит 2 атома углерода, шесть атомов водорода и один атом кислорода.
Другой, используя химические методы определил, что в 5 граммах его вещества Б содержится 2,61 г углерода, 0,652 г водорода и также есть кислород. Определяя молекулярную массу вещества, он получил то же значение, что и первый ученый.
В переписке они договорились рассчитать и сравнить массовые доли элементов в своих соединениях. Также второй ученый пообещал установить формулу своего вещества.
Постарайтесь выполнить те расчеты, которые должны были провести эти ученые. Достаточно ли полученных данных, чтобы утверждать, что они исследовали одно и то же вещество?
(10 баллов)
Задача 8-4.
Мельчайшая капелька росы имеет массу 1?10-5 г. Сколько молекул воды содержится в одной капельке росы? Рассчитайте число атомов всех элементов, содержащихся в капельке. (6 баллов)
Задача 8-5
По горизонтали:
1. Поверхность пространства вокруг атомного ядра, в которой вероятно нахождение электрона.
2. Разновидность атома одного и того же химического элемента, имеющего одинаковый заряд атомного ядра, но разное массовое число.
3. Модель атома этого ученого поучила образное название «пудинг с изюмом».
4. Отрицательно заряженная элементарная частица, расположенная вокруг ядра.
5. Русский ученый, открывший периодический закон химических элементов.
По вертикали:
1. Строка периодической системы химических элементов, последовательность атомов по возрастанию заряда ядра и заполнению электрона внешней электронной оболочки.
2. Элемент в периодической системе Д.И. Менделеева, имеющий порядковый номер 19.
3. Положительно заряженная элементарная частица, являющейся основной составляющей атомного ядра.
4. Способность атомов химических элементов образовывать определенное число химических связей с атомами других элементов.
5. Электронейтральная система взаимодействующих элементарных частиц, состоящая из ядра и электронов.