Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 8 классе Тема: «Степень окисления. Бинарные соединения»»
Тип урока: ОНЗ (урок химии в 8 классе)
СОШ № 22 .Учитель 1категории - Кудрякова Г.Н.
Тема: « Степень окисления. Бинарные соединения.»
Основные цели:
Ввести понятие - «степень окисления», опираясь на виды химической связи и понятие - «бинарные соединения; вывести правила определения степеней окисления в бинарных соединениях;
Научить детей определять степени окисления элементов в бинарных соединениях; составлять формулы бинарных соединений, называть некоторые из их.
Вывести алгоритм этих действий (составлять и определять) и сформировать способность к его практическому использованию при выполнении заданий данной темы.
Повторить и закрепить знания об ионах, молекулах , простых, сложных веществах ,строении атомов химических элементов, металлах и неметаллах и кристаллических решетках.
Оборудование: демонстрационный материал / таблицы – виды химической связи, типы кристаллических решеток, эталоны для сравнения , карточки- задания./
/можно использовать СД диски./
задания для актуализации знаний : используем - карточки или выводим на экран.
№1. На какие группы можно разделить эти вещества? H2 , HCI , NaCI , Cu .
/простые и сложные/
№2. Какие виды химической связи будут у этих веществ?
№3. Какие частицы составляют эти вещества?/находятся в их кристаллической решетке?/
/молекулы, ионы, атом - ионы.
№4. Какая схема показывает образование положительных ионов, а какая – отрицательных?
0 + 0 _
а) Na – 1e =? ( Na ) б) CI + 1e=? ( CI )
№5 Образец выполнения задания в парах: даны формулы веществ:
CaO HBr H2O CO2
Эталон №1 для самопроверки работы:
Формулы выданных веществ
Формулы веществ с определеннымистепенями окисления
1.CaO
+2-2
1. CaO
2.HBr
+1-1
2. HBr
3.H2O
+1-2
3. H2O
4.* CO2
+4-2
4..* CO2
№6 для первичного закрепления: *B2O3, MgO , CO2
+3-2 +2-2 +4-2
Эталон № 2 B2O3MgOCO2
+1-2 +5-2 +2-2
Эталон №3 K2O P2O5 CO
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа:
организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок (могу);
создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу)
Организация учебного процесса на 1 этапе:
Здравствуйте, мои хорошие! Мы продолжаем сегодня путешествовать по учебнику химии. У академика А.Н. Несмеянова есть такие слова: «Тысячи неразгаданных тайн таит в себе наука, и без вас, без вашей молодости, смелости, энтузиазма, они не будут разгаданы». Что же требуется для каждого из вас, чтобы постигать эти тайны? Надо что - бы человек чего-то хотел, стремился достигать результатов. Надо для этого не останавливаться на достигнутом. / верно! /Пусть вашим девизом будут слова - «ищи и найдешь». Наука ждет вас, друзья! С какими же понятиями мы уже с вами познакомились, выполняя последнюю контрольную работу?/ «металлы, неметаллы», «виды химической связи»,» простые и сложные вещества», «протоны», «нейтроны», «электроны. /можно эти понятия прикрепить на доску/
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель этапа:
1)актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: умножение степеней с натуральными показателями, приведение одночлена к стандартному виду, приведение подобных слагаемых, распределительное свойство умножения.
2)актуализировать способы действий в речи ;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов, в виде правил;
Значит в соединении- NaCI /у натрия будет -+ ,а у хлора – минус./
А что происходит с зарядами в соединении HCI/ /
Сколько электронов отдает каждый из атомов в этом соединении в общее пользование?/ по одному /Какой заряд возникает на атомах? Почему? /частичный, условный т.к. атомы не резко отличаются по ЭО. и электроны не переходят от же одного атома к другому, а лишь смещаются к элементу с большей ЭО./Что в наукепонимают под условным зарядом?\смотрят в учебнике определение степени окисления и проговаривают в устной речи,/Значит в соединении над водородом можно поставить знак …+1.. ,а над хлором -1…/проговорите/ , так бутет оформляться степень окисления у веществ. Подведем небольшой итог: . о чем мы сейчас говорили? / о зарядах частиц и степени окисления./
Как вы думаете, какое следующее задание мы будем выполнять?
( пробное, определять степени окисления у веществ). Правильно!
- А, вы хотите узнать что-то новое).
-Для чего нам это надо? (Для выполнения различных заданий.) Найдите степениокисления у веществ: HBr CaO H2O * CO2. Учащиеся пытаются выполнить пробное задание. (ответы на индивидуальных дощечках, некоторые немогут выполнить задание)
- В чем затруднение? (мы не умеем находить степени окисления у незнакомых веществ./).
3.Выявление места и причины затруднения .
Цель этапа:
организовать восстановление выполненных операций
организовать фиксацию места (шага ,операции),где возникло затруднение.
Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием)
На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых не достает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы должны были выполнить? (определить степени окисления).
Где возникло затруднение? (при определении во всех формулах, кроме первой. )
Почему это задание вызвало у вас затруднение? (мы не знаем правило определения степеней окисления)
Что вы должны сделать дальше? (построить проект выхода из затруднения).
Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа:
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
Учащиеся ставят цель проекта (устранить причины возникшего затруднения).
Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.
Учащиеся определяют средства ( алгоритмы, модели и т.д.)
Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- какую цель мы поставим перед собой на данном уроке? (вывести правило определения степеней окисления.
- как можно сформулировать тему урока? (Степень окисления.)
- Молодцы, вы правильно определили цель и тему урока.
- Чем вы можете воспользоваться для достижения цели? /учебником, подсказкойучителя.
Какие знания при этом мы можем применять? /Положение элементов в ПСХЭ, строение атомов, понятие о металлах и илинеметаллах/., С учащимися обговаривается план действий.
Как можно научиться определять степени окисления? /Зная определенные правила и выполняя разнообразные задания. /
5.Реализация построенного проекта.
- Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом действия
- Организовать фиксацию нового способа в речи
- Организовать фиксацию нового способа действия в знаках(с помощью эталона)
- Организовать фиксацию преодоления затруднения
- Организовать уточнение общего характера нового знания(возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)
Организовать работу по группам на форматках. |листах\
1.Подсказка учителя. Давайте рассмотрим определение степеней окисления на примере молекул воды./эвристическая беседа/
В какой группе находится кислород? Сколько электронов у него на внешнем уровне? Ему энергетически выгоднее отдать свои электроны или присоединить дополнительные ?/ присоединить/ .Сколько надо электронов до образования устойчивой завершенной оболочки? /два/.Значит ,степень окисления кислорода равна двум.: А каждый водород отдаст сколько электронов, если кислород получил – два?/ Один/.Значит степень окисления водорода - равна единице. Учитель показывает правильную запись на доске и предлагает более сложное задание - найти степень окисления у веществ по формуле - AI2O3/ J2,] объяснить, если не найдут решения../
-А теперь вернемся к пробному заданию и выполним его (учащиеся выполняют пробное задание. Все ли справились с заданием?/Посчитать , сколько человек не справилось?/Попросить учащихся, выполнивших задание проговорить свои ответы.
Давайте попробуем на примере веществ, с которыми работали, найти правило для определения степеней окисления. Продолжите мои фразы :
1.У простых веществ с.о = /0/
2.У металлов с.о. всегда +
3.У водорода с.о. = +1; исключение – в соединениях с металлами - минус один.
4.у кислорода с.о. =--2;исключение-пероксиды- /с.о.=-1//записать на доске.
5.алгебраическая сумма степеней окисления в соединении =0 проверить на некоторых из выданных формул.
Сможете ли вы, зная правила выполнять задания по определению с. о.?/надо тренироваться/.
6.Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи
- Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного типа задач с проговариванием во внешней речи . Работа в парах..
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Определите с.о. у веществ : B2O3MgOCu2O | задание проверяется по алгоритму №2/.Подводятся итоги.
Из скольких элементов состоят вещества?/ из двух/.Найдите в учебнике п.17,как называются вещества. состоящие из двух элементов /бинарные/.Давайте их назовем: если есть кислород? Это ОКСИДЫ! Как составить формулу , если известны с.о.?
Рассмотрите пример в учебнике и объясните, откуда появились в формуле индексы.
Выслушать предположение детей и предложить новое задание:
.
Составить формулы оксидов азота (2,3,4,) . Как вы думаете? Что обозначают цифры 2,,3,4?/с.о. азота./Какие вещества называют оксидами? Давайте попробуем создать с вами шаги составления формул по степени окисления. Учитель помогает учащимся с определение шагов ,используя подводящий диалог.
АЛГОРИТМ: а) написать два знака рядом;
б) найти степени окисления для всех элементов и записать над формулами;
в ) найти индексы и прописать их справа внизу возле элемента.
+2-2 +3-2 +4-2
1.NO 2.N2O3 3.NO2
Назовем полученные вещества ./ одни учащиеся называют вещества, другие контролируют их.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа:
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
Организовать соотнесение работы с эталоном (с образцом).
Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки(пошаговая проверка).
По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия (возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом).
Организация учебного процесса на этапе 6
-Что дальше вы должны сделать?/решить задания самостоятельно/
Для самостоятельной работы : задания в конвертах.
K2O P2O5 CO
Работа проверяется по эталону. №3. Анализируются и исправляются ошибки.
-У кого возникло затруднение?
-В каком месте?
-У кого возникло затруднение при определении степеней окисления?
-Почему у вас возникло затруднение?
-Кто правильно выполнил задание, что вы можете сказать?
8.Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа:
тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным материалом:
Организация учебного процесса на этапе 8:
Упр.№1 п.17 (а и б)
два ученика выполняют задания на доске, затем учащиеся сравнивают свои решения с решением на доске
9.Рефлексия учебной деятельности
Цель этапа:
Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке
Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности
Организовать обсуждение и запись домашнего задания
Организация учебного процесса на этапе 8:
-Какое «открытие» вы совершили на уроке?
- Что использовали для открытия нового знания?
- Мы достигли поставленной цели?
-проанализируйте свою работу на уроке./кто все понял поставьте себе +, у кого остались неясные вопросы поставьте знак вопроса. /Учитель на доске фиксирует число + и знаков вопроса, подводит итог урока.