Урок изучения нового материала по теме:Кислород свойства, применение. Содержит химический эксеримент. Лирическое отступление о кислороде., В ходе урока класс делится на группы, что активизирует деятельность учащихся на уроке.Урок разработан так, что учащиеся постепенно изучают все свойства кислорода.
Сами подходят к формированию понятин об оксидах. Составляют реакции горения металлов и неметаллов с кислородом.
В конце урока актуально предложить творческий конкурс по составлению министихотворения, в котором отразятся все изученные свойства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок химии "Путешествие в страну кислорода"»
ПЯТИХАТСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ
УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ
«Путешествие в страну кислорода»
Подготовил учитель химии
Дмитриева Светлана Леонидовна
Пятихатка,2016г.
Тема: Обобщающий урок «Путешествие в страну кислорода»
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о химическом элементе кислороде и его свойствах. Провести контроль знаний в виде письменной тестовой работе.
Задачи урока:
Образовательные – повторить и расширить знания о физических и химических свойствах кислорода, повторить основные способы получения кислорода. Расширить представления учащихся о роли кислорода для природы, живых организмов и деятельности человека.
Развивающие – формировать умения сравнивать и анализировать информацию, отбирать необходимый материал, формировать умения делать выводы о проведенных опытах, формировать познавательный интерес к изучению химии и других естественных наук.
Воспитательные – формирование умения работать в команде, формирование коммуникативных навыков, формирование уверенности в себе и своих силах.
Реактивы: Пероксид водорода.
Оборудование: Штативы, пробирки, кубики сырого картофеля, мультимедийная презентация, 3 листа формата А-3 с информацией по кислороду, маркеры 3 штуки, тестовая проверочная работа.
Основные методы и приемы:
словесные (рассказ, беседа)
наглядные (презентация)
практические ( химический эксперимент)
учебные: «синтез мыслей» ( интерактивный).
Основные понятия: кислород, оксиды, горение, реакции соединения, реакции разложения.
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.
Структура урока:
Организационный этап – 2 мин.
Мотивация активной деятельности учащихся – 3 мин.
Обобщение и систематизация знаний – 30 мин.
Подведение итогов урока – 2 мин.
Домашнее задание -1 мин.
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Приветствие учащихся.
2. МОТИВАЦИЯ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Предлагаю учащимся поработать над словом «оксид» - придумать правила поведения в путешествии на каждую букву слова:
О - СТОРОЖНОСТЬ
А- К - КУРАТНОСТЬ
С - ОБРАННОСТЬ
И
Д – РУЖБА
Молодцы ребята! Эти правила нам сегодня понадобятся на уроке, потому что сейчас мы с вами отправимся в путешествие в страну «КИСЛОРОДА».
Объявление темы урока.
Целью нашего сегодняшнего урока будет еще раз вспомнить свойства кислорода – химические и физические, вспомнить способы получения кислорода, а так же понять , какова роль кислорода для нашей планеты, живых организмов и в нашей с вами деятельности.
3.ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Отправление в путешествие.
Зачитывается стихотворение ( на слайдах демонстрируются картинки , отражающие содержание стиха).
Из атомов мир создала природа:
Два атома легких взяла водорода,
Прибавила атом один кислорода,
И получилась частица воды.
Море воды, океаны и льды.
Стал кислород чуть не всюду начинкой,
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород
Из голубой глубины океана.
И на Земле появились растения,
Жизнь появилась: дыханье, горение.
Огонь добывали при помощи трения,
Хотя и не знали причины горения.
Роль кислорода на нашей Земле
Понял великий Лавуазье.
Девиз урока : «Кислород – это вещество, вокруг которого вращается вся земная химия» ( Я. Берцелиус).
Станция «Мыслительная» ( 5 минут)
Ученикам предлагается вспомнить физические и химические свойства кислорода, используя интерактивный метод «синтез мыслей» . Деление учащихся на три группы. Выдаются листы в формате А-3, с заготовленной информацией, в которой опущены некоторые моменты. Задача учащихся – восстановить информацию полностью. У каждой группы один лист находится не более 1 минуты. Затем группы обмениваются листами. Подведение итога. Оценивание жетонами. Приложение1 I группа 1. Кислород имеет валентность -… 2. Кем открыт и когда? 3. Что образует кислород в результате реакции? (привести примеры) II группа 1. Что означает в природе слово «кислород» ? 2. Продолжить О2 – газ… 3. С какими веществами реагирует О2 ? (примеры) III группа 1.Формула простого вещества и его Mr? 2. Содержание О2 в воздухе в процентах? 3. Дописать и назвать вещества: Ca+O2- P+O2- Подведение итогов, оценивание жетонами. Станция «Экспериментальная» ( 5 минут) Учащимся раздаются пробирки с сырым картофелем и перекисью водорода. Ребята, сейчас вашим группам предстоит провести опыт. Вы зальете перекись водорода в сырой картофель и попробуете описать увиденное. Если учащимся не удается объяснить опыт, его объясняет учитель, поясняя, что в картофеле содержится биокатализатор – фермент катализа. Он разлагает перекись водорода на кислород и водород. Рассказ о роли ферментов в жизнедеятельности человека. Физкультминутка ( игра « аплодисменты» ( 1 минута)
Станция «Соревновательная» ( 5 минут) Вспоминаем типы реакций уже известные вам _ реакции разложения и реакции соединения. Даны схемы реакций. Каждой группе предлагается из 5 предлженных реакций выбрать I группа р. соединения A+B= AB II группа р. разложения AB=A+B III группа 1р. соединения, 1р. разложения и расставить коэффициенты.
Ответы у доски с записями реакций. Приложение 2
I группа: 1. Ca + HCI = CaCI2 + H2 2. H2 + CI2=…HCI 3. CaCO3 = CaO + CO2 4. …HgO = Hg + O2 5. …K + O2 =…K2O
II группа: 1. …Mg + O2 = …MgO 2. CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu 3….H2O = H2 + O2 4. CaO + H2O = Ca(OH)2 5. …KCIO3=… KCI+O2
III группа: 1. AI + O2 = AI2O3 2. Mg + HCI = MgCI2 + H2 3. …HgO = Hg + O2 4.CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu 5. MgO + H2SO4 + H2O
Станция « Информационная» ( 6 минут) Выслушиваем сообщения учащихся: I группа - Роль кислорода для неживой природы. II группа - Значение кислорода для живых организмов. III группа – Роль кислорода в жизнедеятельности человека. Ребята , вот и закончилось наше путешествие в страну кислорода ,и, как настоящие путешественники, мы должны написать об увиденном.
Тестовая работа по вариантам (8 минут)
Приложение 3 Вариант 1.
Кислород открыт –
ArO –
Как горит S в кислороде ( уравнение )
Получите О2 из Н2О2.
Напишите любую область применения О2.
Вариант 2
MrO2 –
Какое место занимает О2 по распространенности?
Получите О2 из Н2О.
Как горит уголь С в О2 ( уравнение)?
Какова роль фотосинтеза в природе?
Рефлексия
С каким настроением вы уходите с урока?
Что больше всего запомнилось?
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (СУММИРОВАНИЕ ЖЕТОНОВ)
5. Д/З –повторить опорный конспект, дописать значение и применение.
ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ ПО КИСЛОРОДУ:
В чем горит трава и газ, Фосфор ,водород, алмаз? Дышит тем любой из нас Каждый миг и каждый час? Без чего мертва природа? Правильно, без кислорода!!!
Когда-то в древней Англии Великий Пристли жил. Все соблюдал правила, Оксид он разложил. Под куполом сосуда Бесцветный газ собрал, Старательно исследуя, Его он описал. Не виден и безвкусен, Всех запахов лишен, В воде не растворяется, Свеча сгорает в нем. Ученый в изумлении: - Ну что за чудеса? Сгорят в нем многие простые вещества. Этот газ из колбы вышел, Никому он не знаком. Этим газом дышат мыши Под стеклянным колпаком. Трава лучистым пламенем Сгорала в нем, понятно, Сам пробовал дышать - Легко дышать, приятно!