1.Организационный момент. (1-2 минуты) | 1.Приветствие. Организация класса на усвоение нового материала. Предложение сесть по группам. 2.Психологический настрой. Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям. У вас все готово? Тогда за работу. Удачи желаю всем нам! 3. Инструкция учителя. А удача нам сегодня очень нужна, потому что мы продолжаем изучать многообразие химических реакций. И девиз нашего урока: Познание начинается с удивления (Аристотель) На самом деле, при изучении химических реакций было сделано много открытий, которые помогли людям приспособиться к жизни в окружающей среде, помогли выжить в экстремальных жизненных ситуациях. А сколько вокруг нас ещё осталось неисследованного! Я надеюсь, что тема и содержание сегодняшнего урока разбудят у вас жажду новых познаний и стремление использовать открытые явления и закономерности на практике. Для работы на уроке у нас на столах есть всё необходимое: учебники; маршрутные листы для каждой группы, оценочные листы для каждого учащегося, дополнительная информация, а также памятки по технике безопасности. Обратите внимание на оценочный лист. На каждом этапе урока за ответ, выступление вы проставляете себе балл, в конце урока мы их суммируем и переведём в оценку. Подпишите свои оценочные листы. | Рассаживаются по группам и организуют рабочее место. Улыбаются друг другу, настраиваются на работу. Слушают инструкцию учителя и планируют свою деятельность. | |
2.Актуализация знаний (5 минут) Мотивация | На предыдущем уроке, мы с вами познакомились с понятием скорость химических реакций. Скажите, пожалуйста, Какие факторы влияют на скорость химических реакций? Как влияет концентрация веществ на скорость химических реакций? Как влияет температура на скорость химических реакций? Приведите примеры влияния температуры на скорость реакции. Я услышала, что скорость реакции может зависеть от присутствия катализатора. А что же такое катализатор? Если каждая реакция имеет скорость, то она продолжается до какого-то определенного момента? Или нет? Как вы думаете, все ли реакции идут до конца, или некоторые из них могут идти в обратном направлении? Правильно, некоторые реакции, могут протекать в двух противоположных направлениях. | Природа реагирующих веществ, концентрация, температура, давление, присутствие катализатора Чем больше концентрация веществ, тем больше вероятность столкновения реагирующих веществ, поэтому – тем больше скорость реакции. Многие химические процессы ускоряются с ростом температуры. По правилу Вант-Гоффа при изменении температуры на каждые 10 градусов скорость химической реакции изменяется в 2-4 раза. Например, мясо при комнатной температуре испортится гораздо быстрее, чем в холодильнике; в странах с влажным тропическим климатом машины ржавеют быстрее, чем в северных широтах. Катализаторы – это вещества, которые ускоряют химическую реакцию, но сами в ней не расходуются. Один катализатор может ускорять одну реакцию, но не ускорять другую. Могут идти в обратном. | |
3.Определение темы и целей урока ( 4-5 минут) | Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Назовите тему нашего урока. Запишите число и тему в тетрадь. Попробуйте сформулировать цель урока: Задачи: -сформировать представление об обратимости химических реакций; -узнать признаки протекания обратимых и необратимых реакций; -развивать познавательный интерес к изучению особенностей протекания химических реакций, умения сравнивать, обобщать, делать выводы; -воспитывать трудолюбие, культуру труда, уважение к себе и окружающим людям. | Об обратимых и необратимых химических реакциях "Обратимые и необратимые химические реакции" Цель: изучение явления обратимости химических реакций | |
4.Изучение нового материала (25 мин) | 1.Итак, решаем наши задачи. Что такое обратимость химических реакций? Какие реакции называют обратимыми, а какие необратимыми? Маршрутный лист группы, задание №1. (4 мин) 2. Обсуждение вопросов по группам. (4 мин) 1 группа: Какие реакции называют необратимыми? В какой момент необратимая реакция заканчивается? Приведите примеры. 2 группа: Какие реакции называют обратимыми? Могут ли закончится исходные вещества в ходе обратимой реакции? Приведите пример обратимой реакции. Как обозначают обратимые химические реакции? Выводы: Необратимые химические реакции при данных условиях самопроизвольно протекают только в одном направлении, при этом получившиеся продукты реакции не взаимодействуют друг с другом с образованием исходных веществ. Химические реакции, которые протекают одновременно в двух противоположных направлениях - прямом и обратном, называют обратимыми реакциями.(Записи в тетради). 3.Применение полученных знаний. -Итак, ребята, прежде чем приступить к практической части нашего урока, обратитесь, пожалуйста, снова к маршрутным листам и дополнительному материалу, найдите ответ на вопрос: При каких условиях протекает необратимая химическая реакция? При каких условиях протекает обратимая химическая реакция? Маршрутный лист группы, задание №2. (4 мин) Я приглашаю одного представителя первой группы для демонстрации необратимых химических реакций Теперь прошу обратить внимание на экран. Демонстрация видео с пояснением учителя. Ребята второй группы, скажите, пожалуйста, какую обратимую реакцию вы здесь увидели? Почему эта реакция является обратимой? Запишите уравнение реакции 4.Физкульт минутка. (1 мин) 1.Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед, подтянуть голову к локтям, растягивая шейный отдел позвоночника. 2.Растереть ладонями уши, сначала мочки, затем всё ухо целиком, вверх-вниз, вперед-назад. 3. Нарисовать глазами фигуры: пирамиду, цилиндр, конус. | Слушают инструкцию учителя. Самостоятельная работа в группах. Выполнение задания №1. Выступления учащихся. Участвуют в формулировании выводов. Работа в группе Выступления представителей групп Демонстрируют опыты, записывают уравнения химических реакций. Получение угольной кислоты. Потому что угольная кислота неустойчива и вскоре вновь распадается на углекислый газ и воду. CO2 + H2O⇆H2CO3 Выполнение упражнения. | Культура работы в группах, аргументированная защита своей позиции, умение выслушать партнёра Развитие навыков исследования, сравнения, обобщения, умения делать выводы. |
| 5.Рассказ учителя. (2 мин) Итак, большинство химических реакций являются обратимыми. Обратимые химические реакции используются во всех сферах человеческой деятельности, и в частности в промышленности и сельском хозяйстве. Например, промышленный способ получения аммиака. N2(г) + 3H2(г) - 2NH3(г) + 45,9 кДж Аммиак широко используют в медицине (нашатырный спирт), в сельском хозяйстве для производства азотных удобрений (нитрат и сульфат аммония, мочевина). Обратимые реакции используются при производстве карбамида (высококонцентрированного азотного удобрения) Карбамид образуется при взаимодействии аммиака с углекислым газом 2 NH3 + CO2- (NH2)2 CO + Н2O. Формулируем выводы: Необратимые химические реакции идут только в одном направлении и заканчиваются полным израсходованием одного или всех исходных веществ. Признаки необратимых реакции: выделение газа, образование осадка, мало диссоциирующего вещества, выделением большого количества теплоты. Химические реакции, которые протекают одновременно в двух противоположных направлениях - прямом и обратном, называют обратимыми реакциями. Продуктом обратимых реакций выступают вещества, хорошо растворимые в воде и полностью диссоциирующие на ионы. Обратимые химические реакции широко используются в практической деятельности человека. | Слушают учителя. Участвуют в формулировании выводов. . | |
6.Подведение итогов урока. (3 минуты) | Подводим итоги нашего урока. Все ли задачи мы решили, достигли ли мы цели? Подсчитаем баллы, полученные за работу на уроке. Переведём их в оценку. Поднимите руку, кто сегодня получил оценку «пять», «четыре», «три». | Подсчитывают баллы в оценочном листе. Переводят баллы в оценку. Сдают учителю оценочные листы. | Самооценка |
7. Домашнее задание (1 минута) | Для тех, кто получили оценку «три» изучить записи в тетради, параграф 33, выполнить задание 4 письменно. Для тех, кто получили «четыре» и «пять» , выполнить задания 5 и 6 на стр.192 и, используя интернет - ресурсы, подготовить сообщения по теме "Химическое равновесие". | Записывают домашнее задание. Распределяют самостоятельно темы сообщений. | Дифференцированное домашнее задание |
8.Рефлексия (1-2 минуты) | Последний этап урока - рефлексия. Учащиеся усаживаются поудобнее, расслабляются, тихо звучит спокойная музыка. Учащиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив него знак “+” : Я узнал (а) много нового. Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем подумать. На все возникающие у меня вопросы я получил (а) ответы. На уроке я поработал (а) добросовестно. Я прошу, чтобы подняли руки те учащиеся, которые поставили пять плюсов, затем те, у кого получилось четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые они поставили за урок мне. Если когда-нибудь учащиеся смогут сказать обо мне словами учеников Д.И.Менделеева, что учитель “доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность”, то это будет для меня высшей наградой. До свидания, ребята! Спасибо за хорошую работу на уроке. | Учащиеся делятся мыслями об уроке. | |