Просмотр содержимого документа
«Урок с использованием электронного учебника "Простые вещества - металлы"»
Валиева Эльвира Фанисовна,
учитель химии, высшей квалификационной категории
МБОУ “АСОШ №1” Актанышского муниципального района
Республики Татарстан
ТЕМА УРОКА: ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА - МЕТАЛЛЫ”
Цели урока:
Образовательные - совершенствовать знания о химических элементах на примере металлов.
Развивающие – описывать физические свойства и объяснять их. Доказывать преимущества применения металлов в различных областях. Развивать умение вести наблюдение, анализировать информацию, выделять главное, способствовать развитию познавательного интереса.
Воспитательные – воспитывать личностных качеств, работоспособности, коммуникативной компетенции и культуру общения через работу в паре, группе.
Методы и методические приемы - лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом учебника и со слайдами презентации, взаимопроверка результатов работы в паре.
4.Презентация в PowerPoint., интерактивная доска, Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
5.Инструкция - распечатка для проведения данного урока. Наборы коллекций металлов, справочники для проведения лабораторной работы, инструктивная карта для проведения лабораторной работы.
Ход урока:
I. Проверка знаний по основным понятиям, которые ученики уже изучили.
На данном этапе урока использую метод ДЖОТ ТОТС.
Ученики берут по 3-4 маленьких листочка бумаги. Объявляю тему “Виды химической связи” и дает время подумать. В течение времени заданного учителем, ученики называют слова вслух по теме, записывают его на листочках и кладут на центр стола словом вверх. Повторяют шаги 1-3, пока они не используют все листочки. Например, слова: ионы, катионы, анионы, электроотрицательность, ковалентная, полярная, неполярная, металлическая, связь, ионная, кристаллическая решетка, соли и ......
Учител: таким образом, мы узнали понятия следующие понятия.
Использую ТИК-ТЭК-ТОУ. – крестики – нолики.. Учитель: я разложила 9 листочков с понятиями в формате 3*3. Каждый участник составляет предложения, используя любые три слова, расположенных в лубом ряду по ветрикали, горизонтали и диагонали (на одной линии слова, за одну минуту). Например:между ионами образуется ионная связь. В узлах кристаллической решетки находятся катионы и аионы. Кислоты имеют коваленную полярную связь.
В ззавершении опроса знаний провожу КОНТИНИУС РАУНД РОБИН. Задаю вопрос и даю время подумать. Четыре ученика в команде по очереди отвечают по кругу до того момента, пока учитель неостановит их. Отблагодарите друг друга.
II. Изучение нового материала.
1. Учитель:
Слайд. Сколько видов химических элементов в ПСХЭ Д.И. Менделеева? Что такое химический элемент? (определенный вид атома)
Слайд.
Демонстрация моделей атомов и молекул. Атомы образуют молекулы, а молекулы…. (вещества)
Слайд. Вещества бывают какие? Примеры.
Слайд. Простые вещества состоят из атомов одного вида. Сложные вещества состоят из разных видов атомов.
Слайд. Простые вещества по свойствам бывают: металлы и неметаллы. По характеру элементы бывают, какие?
Слайд. Используя НАМБЭ АП назовите металлы. «Магическое слово» - металл. Члены команды, начиная с первого элемента ПСХЭ перечисляют элементы вслух. Каждый раз, когда металл, ученики проговаривают его и встают. Отблагодарите друг друга.
Таким образом из 109 химических элементов ПС 88 элементов образуют простые вещества с металлической связью.
2.Металлы и небесные тела.
Алхимическими металлами «управляют» семь планет классической астрологии. В алхимической практике для обозначения металла чаще всего используется символ управляющей планеты: Золото наши предки связывали с Солнцем. Серебро – с Луной, медь – с Венерой, железо – с Марсом, олово с Юпитером, свинец – с Сатурном. Ртуть – с меркурием. Каждая планета издревле обозначалась особым знаком. Этими же знаками обозначали и «родственные» этим планетам металлы. Рисунок 12.
Использую ТАЙМД-ПЭА-ШЭА. Задаю вопрос: Какой вид моделирования использовали алхимики? Дается 30 сек. для размышления. Учитель: Улыбнулись соседям по плечу и даем ответ. У кого шире улыбка тот начинает отвечать первым, дается 30 сек. Время засекается, затем второй в течение 30 сек. Таким образом, обмениваются между собой. Фраза на завершение (Мне понравилось слушать о….)
Есть благородные металлы: серебро, платина, осьмий, золото.
Физические свойства металлов и области их применения.
3. Работа в группах
Физические свойства металлов.
Лабораторная работа
«Ознакомление с коллекцией металлов»
(электронный учебник, с. 53, ссылка 88)
Агрегатное состояние некоторых металлов.
Демонстрация: алюминий: порошок и фольга, галлий: в твердом виде и расплавленный; медь: порошок и проволока; ртуть: жидкий.
- Жидкое агрегатное состояние позволяет использовать ртуть для измерения температуры.
- Высокая прочность стали обусловлена одного из наиболее твердых металлов – хрома.
Учитель:
Пластичность (089). Пластичностью называют способность металла под действием нагрузки, не разрушаясь, принимать новую форму. Под действием нагрузки металлы в различной степени удлиняются, а их поперечное сечение уменьшается. Чем больше способен образец удлиняться, а его поперечное сечение сужаться, тем пластичнее металл. Рисунок «образец художественной ковки». Пластичные металлы можно подвергать обработке делением – ковать, штамповать или вытягивать слитки металлов в полосы. Листы, рельсы и другие изделия заготовки.
В противоположность пластичным хрупкие металлы под действием нагрузки разрушаются без изменения формы, внезапно. Хрупкость является отрицательным свойством.
Самыми пластичными являются золото, серебро и медь. Из золота можно изготовить фольгу толщиной 0, 003 мм, которую используют для золочения изделий.
Прутки из цинка или олово хрустят при сгибании. Марганец и висмут при деформации почти не сгибаются, а сразу ломаются. Пластичность зависит от чистоты металла. Чистый хром пластичен, но загрязненный даже незначительными примесями, становится хрупким и более твердым.
Заполнение таблицы.
Отчет о лабораторном опыте
«Ознакомление с коллекцией металлов»
Физические свойства
Последовательность металлов (в порядке возрастания свойств)
Пластичность
Твердость.
Температура плавления
Плотность.
Теплопроводность.
Электропроводность.
.Металлический блеск.
Сформулируйте вывод, вписав пропущенные слова и словосочетания: «Для большинства металлов характерны следующие …..свойства:………………… однако металлы различаются……….)
.
Задание группам. Каждой группе дается определенная тема. Для изучения дается инструкция. Сначало каждый ученик изучает материал за 1 минуту. Затем вместе объясняют этот материал в виде схем или рисунковвместе в формате А3. Дается 3 минуты. Один из группы объясняет материал.
Задание первой группе. Температура плавления (091).
Температура плавления металлов лежит в диапозоне от -39С (ртуть) до 3390 С (вольфрам). Таблица «Температура плавления некоторых металлов». По температуре плавления металлы разделяют на легкоплавкие и тугоплавкие. Легкоплавкими считаются металлы, имеющие температуру плавления ниже 500 С. К ним относятся щелочные металлы, олово и свинец, которые можно расплавить на обычной электрической или газовой плите. Ртуть – единственный металл, который при н.у. находятся в жидком состоянии. Галлий может быть расплавлен на ладони. Одной из особенностей галлия является широкий температурный интервал существования жидкого состояния – от 30-2230 С.
Тугоплавкие металлы – металлы, имеющие очень высокую температуру плавления, обладающие повышенным показателем плотности и стойкостью к изнашиванию. К этой группе металлов относять пять металлов – ниобий, молибден, тантал, рений и вольфрам. Все они имеют температуру плавления выше 2200 С. По более широкому определению к тугоплавким относят металлы, имеющие температуру плавления выше, чем у железа. Это определение позволяет включить в список тугоплавких еще титан, ванадий, платину и хром.
Взаимосвязь температуры плавления металлов и их применения.
Задание второй группе. Плотность (092). В большинстве своем металлы тяжелее неметаллов.. Самой высокой плотностью среди неметаллов обладает алмаз (3,5 г/см3 ). В зависимости от плотности металлы делят на легкие (плотность 0,53 – 5 /см3 ) и тяжелые (5- 22,5 г/см3). Самым легким (плотность 0,53 г/см3 ) . Плотность двух самых тяжелых металлов – осмия и иридия – равны, они почти в два раза тяжелее свинца (плотность около 22,5 г/см3 ).
Из приведенной таблицы, используя данные составьте список металлов.
3. Работа в группах
Физические свойства металлов.
Лабораторная работа
«Ознакомление с коллекцией металлов»
(электронный учебник, с. 53, ссылка 88)
Отчет о лабораторном опыте
«Ознакомление с коллекцией металлов»
Физические свойства
Последовательность металлов (в порядке возрастания свойств)
Пластичность
Твердость.
Температура плавления
Плотность.
Теплопроводность.
Электропроводность.
.Металлический блеск.
Сформулируйте вывод, вписав пропущенные слова и словосочетания: «Для большинства металлов характерны следующие …..свойства:………………… однако металлы различаются……….)
III. Закрепление знаний. РЕЛЛИ РОБИН. Задаю вопрос: Что Вы узнали на уроке?. Ответы запишите в виде списка. Для размышления дается одна минута. Ученики устно про очереди дают короткие ответы. Хвалите друг друга.
IV. Домашнее задание. Упр. 1.2 стр. 56. Рабочая тетрадь с. 53 № 2.
Прощальная фраза: Отличного Вам дня! Я была рада встретиться с вами. До встречи!