Урок по химии в 8 классе по теме "Основные классы неорганических веществ"
Урок по химии в 8 классе по теме "Основные классы неорганических веществ"
На уроке представлена групповая работа обучающихся по теме "Генетическая связь между основными классами неорганических веществ".Показана генетическая цепочка для металлов и неметаллов. Экспериментально доказана реакция нейтрализации между кислотой и основанием.Экспериментально обнаружены среди предложенных веществ кислоты и основания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по химии в 8 классе по теме "Основные классы неорганических веществ" »
Тема урока: Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Система целей к уроку. Доминирующая дидактическая цель (ОДЦ): вторичное осмысление уже известных знаний, формирование умений и навыков по их применению. Триединая дидактическая цель (ТДЦ): Образовательный аспект: создать условия для усвоения знаний о классификации неорганических соединений, их номенклатуре; умений определять принадлежность соединений к различным классам по их формулам; составлять формулы по названиям и названий по их формулам; навыков работы с индикаторами для распознавания кислот и щелочей. Воспитательный аспект: создать условия для воспитания уважительного отношения к товарищам в условиях работы в малых группах, чувства сотрудничества и сопереживания, культуры труда, понимания необходимости соблюдения техники безопасности на уроках химии. Развивающий аспект: создать условия для развития умений выделять главные признаки классов соединений, грамотного химического языка, коммуникативных умений, самостоятельности в мышлении и учебной работе; формирование навыков самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля, навыков работы с реактивами. Адаптированная цель для учащихся, или уровневая цепь для учащихся: Репродуктивный уровень:
знать определение оксидов, кислот, оснований, солей; уметь различать вещества данных классов по формулам, составлять формулы веществ и давать названия по алгоритму; различать кислоты и щелочи с помощью индикаторов.
Конструктивный уровень:
понимать зависимость свойств веществ от их состава, сравнивать вещества разных классов по составу и прогнозировать свойства (действия на индикаторы), а также по свойствам определять принадлежность веществ к определенным классам.
Творческий уровень:
уметь видеть проблему в необычной ситуации, предлагать варианты ее решения путем преобразования ранее известных знаний и способов действий.
Путеводитель № 1. Учимся определять вещества по формулам (работа в парах). Рассмотрите, какие вещества вам выданы (карточки). Дайте названия и определите, к каким классам они принадлежат. Разложите карточки с формулами веществ в соответствии с названиями, при этом каждый ученик выбирает карточки, относящиеся к заданному классу.
Обменяйтесь внутри группы информацией по плану:
– определение класса; – примеры соединений.
Запишите примеры с карточек в тетрадь. Поменяйтесь тетрадями с вашими партнерами по группе для проверки..
Путеводитель № 2
Составить схему, показывающую связь между классами веществ по линии металла. Привести пример и составить уравнения соответствующих реакций.
Металл -- основной оксид —основание
Привести пример и составить уравнения соответствующих реакций.
Основные химические свойства (взаимодействие с кислотами)
Путеводитель №3
Составить схему, показывающую связь между классами веществ по линии неметалла. Привести пример и составить уравнения соответствующих реакций.
Неметалл – кислотный оксид – кислота
Основные химические свойства (взаимодействии с основаниями)
Путеводитель № 4
Составить схему, показывающую связь между классами веществ по линии амфотерный элемент. Привести пример и составить уравнения соответствующих реакций.
Амфотерный элемент –амфотерный оксид –амфотерный гидроксид
Основные химические свойства (взаимодействие с кислотами и с основаниями)
.
Путеводитель № 5 Учимся определять вещества с помощью индикаторов (работа в парах). Решите экспериментальные задачи. Помните о технике безопасности. 1-я группа. Найдите среди выданных веществ едкий натр, докажите, что он относится к классу оснований. 2-группа.. Найдите среди выданных веществ серную кислоту, докажите, что она относится к классу кислот. Даны пробирки с растворами кислоты и щелочи. Определите, где какое вещество. Путеводитель № 6. Реакция нейтрализации.
История о том, как поссорились Едкий натр с Серной кислотой. Автор – Юрецкая Т.Г.
Тихо в школе. Все ушли. Классы в сон погружены. Но не спится реактивам: Кислоте и прочим дивам. Спорят: кто из них главнее И для химии важнее, У кого сложней состав. Кто же будет в споре прав? Заявляет Едкий натр: – Я вам вовсе и не брат, В жизни я вас всех нужнее, Значит, здесь я всех главнее. Без меня б не умывались, Без одежды бы остались. Прекратите спор со мной, Едкий я, но всюду свой. – А я – Серная кислота И собою я горда: Хлебом химии не зря Называют все меня. Если только захочу, В пепел всех я обращу. Ясно всем, как дважды два, Что главнее всех здесь – Я! Вещества разволновались, Спорщиков унять пытались. Подскочил фенолфталеиновый, От волнения стал малиновый. Метилоранж меж ними встал И двухцветным тотчас стал: В желтый бок один сменился, Другой – в красный превратился. – Стойте! – крикнула Вода – Я нейтральная всегда. Я вас мигом помирю И в растворы превращу. Зашипела Кислота: – Мы с тобою не друзья! Брызги в стороны летят, Все испортить норовят. Щелочь с кислотой сцепились, В соль и воду превратились, Состав и свойства потеряли, Будто вовсе не бывали.
Объяснить смысл стихотворения с химической точки зрения.
Каждая группа обменивается информацией, каждый ученик делает запись в тетради.
Демонстрация занимательного опыта «Превращение воды в малиновый сок и обратно»