умения устанавливать внутрипредметные связи – применять усвоенную последовательность действий по составлению формул бинарных соединений при написании формул оксидов: решать задачи с использованием физических величин «количество вещества», «молярная масса», «Постоянная Авогадро»;
формулировать определение понятия «Оксиды»; определять принадлежность веществ к классу оксидов по их формулам; называть оксиды по формулам; записывать формулы оксидов по их названиям, рассказывать о физических свойствах известных оксидов и об их нахождении в природе
Метапредметные: уметь использовать различные источники для получения химической информации (учебник, справочник, энциклопедия, интернет) готовить сообщения; строить речевые высказывания в устной и письменной формах. Уметь контролировать и оценивать свои учебные действия. Уметь самостоятельно планировать пути достижения цели; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации
Личностные: мотивация изучения химии; усвоение правил безопасного поведения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Урок химии по теме "Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация»
Цель урока:
сформировать знания обучающихся об оксидах, их составе, номенклатуре, классификации по агрегатному состоянию.
Выработать умения определять принадлежность веществ к классу оксидов по их формулам, называть их.
Развивать навыки составления формул бинарных соединений по степеням окисления и умения определять степень окисления атомов кислорода и элемента образующего оксид.
Воспитывать культуру сотрудничества со сверстниками, учителями
Планируемые образовательные результаты
Предметные: умения устанавливать внутрипредметные связи – применять усвоенную последовательность действий по составлению формул бинарных соединений при написании формул оксидов: решать задачи с использованием физических величин «количество вещества», «молярная масса», «Постоянная Авогадро»;
формулировать определение понятия «Оксиды»; определять принадлежность веществ к классу оксидов по их формулам; называть оксиды по формулам; записывать формулы оксидов по их названиям, рассказывать о физических свойствах известных оксидов и об их нахождении в природе
Метапредметные: уметь использовать различные источники для получения химической информации (учебник, справочник, энциклопедия, интернет) готовить сообщения; строить речевые высказывания в устной и письменной формах. Уметь контролировать и оценивать свои учебные действия. Уметь самостоятельно планировать пути достижения цели; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации
Личностные: мотивация изучения химии; усвоение правил безопасного поведения
Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Основное содержание учебного материала: определение солей, классификация солей, номенклатура солей, составление химических формул, знакомство с образцами солей, определение принадлежности соединений к соответствующему классу по их формулам
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Создать благоприятныйпсихологический настрой на работу во время урока
Осмысливают прослушанный материал
Рефлексия: создают эмоциональный настрой на уроке
Высказывают свои мысли
Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
2. Этап актуализации и первичного учебного действия;
Фронтальная беседа по теме «Степень окисления»
Вспоминают определение «Степень окисления». В тетрадях выполняют задания на нахождении степеней окисления, анализируют полученные результаты, осуществляют взаимопроверку. Рефлексия: повторили алгоритм нахождения степеней окисления
Анализируют ранее изученный материал с учетом новых сведений, систематизируют знания:осознают новизну материала
оформляют своих мысли в устной и письменной форме
3. Этап выявления места и причин затруднения
Создает проблемную ситуацию. Что общего в написанных формулах и чем они отличаются?
Интересуются, как могут называться такие вещества, знакомятся с названием и классификацией соединений.
Рефлексия: захотелось научиться классифицировать и называть вещества
Осмысливают, планируют пути решения проблемы
4. Этап построения проекта выхода из затруднения;
Подводит учащихся к понятию «оксид»
Объясняет составление формул и названий оксидов.
Организует работу в парах,координирует деятельность обучающихся.
Работают с учебником стр.82 № 1
Рефлексия: могу составлять формулы и называть их
Умение работать с текстом стр. 79
Умение работать в группе
5. Этап первичного закрепления знаний
Организует работу учащихся в парах, в группах для проговаривания материала.
Осмысливают материал, анализируют записи (номенклатуры) оксидов
Рефлексия: могут ответить на вопросы
Уметь применять новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).
6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Организует выполнение л.о. № 2.
Знакомятся с образцами оксидов, с агрегатнвм состоянием, цветом, заполняют таблицу
Рефлексия: могу заполнить таблицу
Умение работать по алгоритму (предложенный план)
7.Этап включения в систему знаний и повторения;
Предлагает выполнить задание на стр.83 №6
Решают самостоятельно.
Применяют знания на практике.
Выполняют задания в тетрадях.
Рефлексия: могу применить знания в жизни
Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой)
Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
8.этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели?
Побуждает оценить свою деятельность на уроке. Предлагает игру крестики-нолики
Проводят рефлексию. Играют в крестики-нолики
Умение анализировать результаты своей деятельности.
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья)
Этапы урока
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Деятельность учителя
Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока
На столе коллекции горных пород и минералов, различные оксиды. На партах таблицы и дидактические карточки. На интерактивной доске стихотворение:
Из атомов создана наша природа
И очень важна там роль кислорода
С кремнием он образует песчинку,
А с водородом воду и льдинку
Газ углекислый –коль уголь горит
Все называется это-оксид.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме
Личностные УУД: уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Рефлексия: создают эмоциональный настрой на уроке
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Деятельность учителя
Фронтальная беседа и работа в группах по теме «Степень окисления»
Деятельность обучающихся
Вспоминают определение «Степень окисления». В тетрадях выполняют задания на нахождении степеней окисления, анализируют полученные результаты, осуществляют взаимопроверку. Определите степени окисления элементов в указанных соединениях: K2O, SO2, P2O5, SO3, Cu2O, Mn2O7
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме
Что заметили интересного в написанных формулах веществ?
Как Вы думаете, с какими соединениями мы будем сегодня работать? Подумайте, как можно назвать вещества, которые состоят из двух элементов и в которых есть кислород?
Хотите познакомиться с названием этих соединений? А как их можно назвать, классифицировать? Какая цель нашего урока?
Деятельность обучающихся
Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений.
Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.
Рефлексия: захотелось научиться классифицировать и называть вещества
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Деятельность учителя
Подводит учащихся к понятию «оксид». Объясняет составление формул и названий оксидов. Организует работу в парах, наблюдает за деятельностью обучающихся.
Деятельность обучающихся
Работают с учебником стр.82 № 1
Познавательные УУД: умение работать с текстом
Коммуникативные УУД:умение работать в группе
Рефлексия: могу составлять формулы и называть их
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Деятельность учителя
Организует работу учащихся для проговаривания материала.
Отвечаем на вопросы.
1)Оксиды это сложные вещества?
2) В чем различия в свойствах оксидов?
3) В чем различия в составе оксидов?
4) В чем сходство?
5) Будут ли эти вещества относиться к оксидам: Na2CO3 –карбонат натрия, H2SO4 –серная кислота, KOH- гидроксид калия. Почему?
6) Будут ли эти вещества относиться к оксидам: NaF –фторид натрия, MgS- сульфид магния? Почему?
7) Сформулируем определение оксидов, ответив на 3 вопроса.
а) какие вещества по составу?
б) сколько элементов в составе?
в) какой элемент обязательно входит в состав оксидов?
Оксиды – это?
г) вывести общую формулу оксидов по составленному определению.
Деятельность обучающихся
Проговаривают материал
Познавательные УУД: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).
Рефлексия: могут ответить на вопросы
6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Деятельность учителя
Организует выполнение л.о. №2. «Ознакомление с образцами оксидов». Внимательно рассмотреть выданные образцы оксидов. Обратить внимание на их агрегатное состояние, цвет и формулы, заполнить таблицу по указанному образцу
Химическая формула
Название
Агрегатное состояние
Цвет
Деятельность обучающихся: знакомятся с образцами оксидов, с агрегатнвм состоянием, цветом, заполняют таблицу
Коммуникативные УУД:уметь оформлять свои мысли в письменной форме, работать в группах
Рефлексия: могу заполнить таблицу
7. Этап включения в систему знаний и повторения
Деятельность учителя
Предлагает выполнить задание на стр.83 №6 (задача)
Деятельность обучающихся: решают самостоятельно, применяют знания на практике,
выполняют задания в тетрадях.
Познавательные УУД: уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой)
Регулятивные УУД: уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Рефлексия: могу применить знания в жизни
8. этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Деятельность учителя
Поиграйте в «крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы оксидов.
HCl
NaOH
SO2
O2
Al2O3
Li2S
FeO
H2CO3
NaBr
Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде
1. На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4.За урок я не устал/устал
5. Мое настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен
7.Домашнее задание мне кажется легким/трудным интересным
Деятельность обучающихся:
Проводят рефлексию. Играют в крестики-нолики
Познавательные УУД: умение анализировать результаты своей деятельности.
Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья)
Литература
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия:учебник для 8 класса общеобразовательных учреждение/И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская.-М.:ООО «Русское слово-учебник», 2013.
Педагогика Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: Гардарики
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.
Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.
Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999.
М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971.