Урок: «Общие физические свойства металлов».
Антонина Дмитриевна Чебанюк, учитель химии,
Областная школа-интернат №1 для детей с нарушением зрения, г.Караганда.
Цель урока: Продолжить формирование представления учащихся о металлах, их значимости для человека.
Задачи.
Образовательные:
1. Сформировать представление учащихся о многообразии металлов, их распространённости в природе, о характерных физических свойствах металлов.
2. Познакомить со значением металлов для живых организмов и их практическим применением.
Развивающие:
Способствовать формированию умений: наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию интереса к предмету, установлению связей теоретического материала с жизнью.
СТРАНА ХИМИЯ.
Девиз : «В химию тропинки одолейте без запинки» !
Напутственное слово :
«Торопись, ведь дни проходят, ты у химии в гостях !
И рассчитывай на знанья, помни : все в твоих руках !»
В путь по тропинкам Химии !
Право первого хода : отгадайте загадку :
«Прославлен всеми металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками. Алхимик жил в мечте о нем» .
I.Тропинка наблюдений.
Викторина «Самый, самый …»
1.Самый легкий металл ?
2.Самый электропроводный металл ?
3.Самый блестящий металл ?
4.Самый ковкий металл ?
5.Самый твердый металл ?
6.Самый мягкий металл ?
7.Самый тяжелый металл ?
8.Жидкий металл ?
9.Тугоплавкий металл ?
10.Легкоплавкий металл ?
II. Тропинка проб и ошибок .
«Трудность задач повышаем, решенья найти предлагаем !»
Вам предлагаются тесты. Выберите правильный ответ .
1.Жидкие металлы - это …
а)натрий б)кальций в)ртуть г)магний д)медь
2.Самые блестящие металлы - это …
а)золото б)серебро в)медь г)калий д)литий
3.Ковкостью обладают следующие металлы :
а)кальций б)магний в)хром г)золото д)серебро
4.Наименьшей теплопроводностью обладают :
а)висмут б)ртуть в)серебро г)медь д)цинк
5.Наибольшей теплопроводностью обладают :
а)серебро б)магний в)медь г)кальций д)цезий
6.Мягкие металлы - это …
а)хром б)калий в)рубидий г)цезий д)магний
7.Тяжелые металлы - это …
а)железо б)натрий в)магний г)свинец д)осмий
8.Легкие металлы - это …
а)свинец б)литий в)магний г)алюминий д)титан
9.Электрической проводимостью обладают :
а)натрий б)медь в)литий г)алюминий д)серебро
10.Легкоплавкие металлы - это …
а)ртуть б)цезий в)молибден г)титан д)хром
III. Литературная тропинка.
Давайте посоревнуемся в знании народных пословиц о металлах .
IV. Занимательная тропинка.
«Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые!»
Конкурс «Мини-логогрифы». Я буду называть слова, к ним нужно добавить одну или несколько букв, чтобы получить название металла:
ребро - ? лото - ? ель - ? трон - ?
тут - ? желе - ? бар - ? вол - ?
мини - ? маг - ? рад - ? тина - ?
V.Итоговая тропинка .
Подведение итогов.
До встречи на следующих тропинках химии !
Рефлексивно-оценочный этап. Опрос-экспресс. Мозговой штурм.
1.Перечислите важнейшие физические свойства металлов.
2.Объясните зависимость физических свойств металлов от строения кристаллической решетки.
3.Объясните электро- и теплопроводность металлов.
4.Почему для металлов характерен металлический блеск ?
5.Объясните пластичность, ковкость металлов.
6.Где используются в быту : а)серебро, б)ртуть, в)медь, г)железо ? На каких свойствах основано их применение ?
7.Для каких целей готовят сплавы металлов ?
8.Почему в самолетостроении не используют чистый алюминий ? Какие сплавы алюминия вы можете назвать ?
9.Объясните причину использования разных металлов в электрических лампах накаливания ?
10.В радиоэлектронных приборах электрические контакты изготавливают из серебра и золота. Почему для этого не применяют другие металлы ?