Урок – обобщение по теме: «Первоначальные химические понятия».
Урок – обобщение по теме: «Первоначальные химические понятия».
Цель: обобщить первоначальные химические понятия
Задачи: обобщить знания о веществе и химической реакции на основе АМУ, показать значение этих знаний в теории и практике. Продолжить развитие умений учащихся составлять химические формулы, уравнения реакций, определять их тип, умение решать задачи с использованием понятий «моль» и «молярная масса», развитие лабораторных умений и навыков, соблюдая ПТБ. Воспитать навыки самостоятельной и коллективной работы, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы. Развивать познавательный интерес к предмету.
Ход работы:
Организационный момент
Подготовить учащихся к работе, настрой на игровой урок, выявление отсутствующих, подготовка наглядностей.
Слово учителя: сегодня у нас обобщающий урок по теме «Первоначальные химические понятия». Он будет проходить под лозунгом « Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз!» в игровой форме. Мы начинаем наш урок с 1 конкурса-разминки «Давайте познакомимся».
(название конкурса-элемент «телеграфная лента»)
Разминка состоит из трех заданий, где вам нужно определить явления, вещества, смеси. Записи на интерактивной доске.
Задание №1. определите физическое и химическое явления (перетащите на интерактивной доске соответствующие примеры)- элемент перемещения.
Физическое явление Химическое явление
а) испарение воды; б) помутнение известковой воды под действием углекислого газа; в) горение свечи; г) ковка металла; д) обугливание лучинки; е) ржавление гвоздя;
Мы вспомнили с вами понятия «чистое вещество и смеси», «физические и химические явления», и чем отличаются вещество от химического элемента.
А теперь приступаем к проведению 2 конкурса «Химик – эрудит»
(название конкурса - элемент «телеграфная лента»)
В этом конкурсе мы узнаем,как вы усвоили понятие «валентность», научились определять ее по формуле, составлять формулы по валентности, расставлять коэффициенты в уравнениях определять тип реакции. Записи на интерактивной доске.
Задание №1.«Знаешь ли ты валентность?» (под кружками и квадратами будут правильные ответы) уч-ся должны будут записать свой вариант ответа, а затем проверить убрав круги и квадраты. ( элемент «написание ручкой» и «перемещение»)
1)укажите над символами римскими цифрами валентность элементов 2, , 2, 23
Задание№2.«Учись уравнивать» - элемент стирания (сотри, чтоб узнать)
Расставьте коэффициенты в данных уравнениях реакций и укажите, к какому типу реакции можно отнести каждую из них:
На интерактивной доске после устного ответа (какие коэф-ты) уч-к с помощью инструмента ластика стирает и проверят правильность ответа
А)Na + O2=Na2O
Б)HgO = Hg + O2
В)Al + CuCl2 = AlCl3+ Cu
Одновременно 2 других ученика работают на доске по карточкам. Вначале проверяем задание на И.Д., затем на доске.
Слово учителя: ну что ж, вы наверное, очень устали, вам пришлось много потрудиться, поэтому, теперь необходимо отдохнуть, расслабиться.
Я вас приглашаю в ИГРОТЕКУ, где мы немного поиграем.
1 игра – «эстафета»- элемент шторки
Каждый ряд получает лист чистой бумаги на заднюю парту и задание: данное вещество необходимо быстро и наиболее полно описать по физическим свойствам. При этом надо передавать этот листок вперед по ряду. Каждая парта учащихся дописывает свое свойство, пока листок доходит до первой парты. Затем открываем шторку на ИД и уч-ся проверяют правильное описание данного вещества, сделанным каждым рядом (командой)
Описать физические свойства
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Алюминия поваренной соли воды
Ответы находятся под шторкой
Итак, мы еще раз вспомним, что вещества имеют определенные физические свойства, по которым мы можем их узнать и отличить друг о друга.
2игра – «вопрос на засыпку»- выполняется устно по карточкам
В процессе игры используются карточки с изображениями формул простых веществ, хим. элементов, валентности элементов, уравнений реакций и угадыванием их типов. Ученикам, по одному показываю карточки с изображением, и они должны угадать.
А другие уч-ся в это время выполняют аналогичные задания на обычной доске по карточкам.
Слово учителя: отдохнули, а теперь опять за дело.
Следующий 3 конкурс «сноровка» в решении задач» ( в названии- элемент «телеграфная лента»)
Задачи:1) Вычислить массу CaO, взятого количеством вещества 2моль.
2)Вычислите количество вещества FeS массой 22г.
Слово учителя: приступаем к следующему к следующему конкурсу – практическому, ведь теория проверяется практикой.
4-ый конкурс «Сделай сам»- элемент изображения ( видео)
При проведении эксперимента соблюдать ПТБ. К демонстрационному столу приглашаются 3 ученика для выполнения практического задания.
Задание№1 задание №2
Дана смесь железа и серы. Даны вещества :вода и парафин
Просмотр содержимого документа
«Урок – обобщение по теме: «Первоначальные химические понятия». »
Открытый урок – обобщение в 8 классе по теме:
«Первоначальные химические понятия».
«Человек страшится только того, чего
не знает. Знанием побеждается всякий
страх».
В.г. Белинский
Цель: обобщить первоначальные химические понятия
Задачи: обобщить знания о веществе и химической реакции на основе АМУ, показать значение этих знаний в теории и практике. Продолжить развитие умений учащихся составлять химические формулы, уравнения реакций, определять их тип, умение решать задачи с использованием понятий «моль» и «молярная масса», развитие лабораторных умений и навыков , соблюдая ПТБ. Воспитать навыки самостоятельной и коллективной работы, умение выделять главное, сравнивать , делать выводы. Развивать познавательный интерес к предмету.
Методы: словесно - наглядный с применением интерактивной доски
Форма : игровая
Тип: контрольно - обобщающий
Оборудование: периодическая таблица,компьютер, слайды, карточки с заданиями, реактивы ( смеси S и Fe; 2 стакана с водой, магнит 2листа, штатив, фарфоровая чашка, спиртовка, фильтр, воронка, стеклянная палочка, стакан, раствор хлорида натрия парафин ).
Результат урока: Обобщить пройденный материал в непринужденной, игровой форме и подготовить уч-ся к предстоящей контрольной работе.
Ход работы:
Организационный момент
Подготовить учащихся к работе, настрой на игровой урок, выявление отсутствующих, подготовка наглядностей.
Слово учителя: сегодня у нас обобщающий урок по теме «Первоначальные химические понятия». Он будет проходить под лозунгом « Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз!» в игровой форме. Поистине сокровищами являются те знания, которые получает (накапливает) каждый человек в течении всей своей жизни. И успехом в освоении химии. является именно эти первоначальные химические понятия , которые вы получите в 8 классе. Целью урока будет обобщение знаний о веществе, химической реакции, проверить умения составлять химические формулы на основе валентности, уравнения реакций, решать расчетные задачи. Весь класс делится на 3 команды ( по рядам). Урок пройдет в виде соревнований этих команд (урок-игра). Игра состоит из конкурсов, где будут разные задания. Оцениваться будут задания по 5 балльной системе и помогать мне в этом будет жюри ( уч-ся , занимающиеся на 5)
Мы начинаем наш урок с 1 конкурса-разминки «Давайте познакомимся».
(название конкурса-элемент «телеграфная лента»)
Разминка состоит из трех заданий, где вам нужно определить явления, вещества, смеси. Записи на интерактивной доске.
Задание №1. определите физическое и химическое явления (перетащите на интерактивной доске соответствующие примеры)- элемент перемещения.
Физическое явление Химическое явление
а) испарение воды; б) помутнение известковой воды под действием углекислого газа; в) горение свечи; г) ковка металла; д) обугливание лучинки; е) ржавление гвоздя;
Задание №3.определите , в каких предложениях идет речь о химическом элементе, а в каких – о веществе.
Элемент а) медь входит в состав медного
Купороса
Б) рыбы дышат кислородом,
растворенным в воде
в)железо входит в состав ржавчины
г) железо во влажном воздухе ржавеет
Вещество д)сера смешана с железом
е)оксид меди состоит из кислорода и
меди
Ответ: Э - а, в, е
В – б, г, д
Разминка закончена и выставляются баллы.
Мы вспомнили с вами понятия «чистое вещество и смеси», «физические и химические явления», и чем отличаются вещество от химического элемента.
А теперь приступаем к проведению 2 конкурса «Химик – эрудит»
(название конкурса - элемент «телеграфная лента»)
В этом конкурсе мы узнаем ,как вы усвоили понятие «валентность», научились определять ее по формуле, составлять формулы по валентности, расставлять коэффициенты в уравнениях определять тип реакции. Записи на интерактивной доске.
Задание №1.«Знаешь ли ты валентность?» (под кружками и квадратами будут правильные ответы) уч-ся должны будут записать свой вариант ответа, а затем проверить убрав круги и квадраты . ( элемент «написание ручкой» и «перемещение»)
укажите над символами римскими цифрами валентность элементов MgCl2, CaO, H2S, Fe2O3
3) Правильно ли составлены ли формулы? Определи по валентности.
P3O5, BaO2, K4O, Na2S3
Дополнительные вопросы - напечатаны на интерактивной доске для соответствующего задания (под квадратом закрыт правильный ответ) ученик после выполнения основного задания , используя - элемент «инструменткости»выбирает сам себе вопрос для ответа:
1)Что называется 2) что называется хим. 3)Что называется
валентностью? формулой? атомом?
(валентность-свойство (хим. формула - условное (атом - мельчайшая
атомов хим.элемента обозначение состава в-ва химически неделимая
присоединять опр.число посредством химических частица. )
атомов др. элемента.) знаков и индексов.)
4)Что наз.молекулой? 5)Какова валентность 6)У каких элементов из
(Мельчайшая частица серы? предложенных пере-
сохраняющая св-ва и менная валентность:
состав данного вещ-ва). Н,Р,N.Zn,Cu?
Задание№2.«Учись уравнивать» - элемент стирания (сотри, чтоб узнать)
Расставьте коэффициенты в данных уравнениях реакций и укажите, к какому типу реакции можно отнести каждую из них:
На интерактивной доске после устного ответа (какие коэф-ты) уч-к с помощью инструмента ластика стирает и проверят правильность ответа
Слово учителя: ну что ж, вы наверное, очень устали, вам пришлось много потрудиться, поэтому, теперь необходимо отдохнуть, расслабиться.
Я вас приглашаю в ИГРОТЕКУ, где мы немного поиграем.
1 игра – «эстафета»- элемент шторки
Каждый ряд получает лист чистой бумаги на заднюю парту и задание: данное вещество необходимо быстро и наиболее полно описать по физическим свойствам. При этом надо передавать этот листок вперед по ряду. Каждая парта учащихся дописывает свое свойство, пока листок доходит до первой парты. Затем открываем шторку на ИД и уч-ся проверяют правильное описание данного вещества, сделанным каждым рядом (командой)
Итак, мы еще раз вспомним, что вещества имеют определенные физические свойства, по которым мы можем их узнать и отличить друг о друга.
2игра – «вопрос на засыпку»- выполняется устно по карточкам
В процессе игры используются карточки с изображениями формул простых веществ, хим. элементов, валентности элементов, уравнений реакций и угадыванием их типов. Ученикам, по одному показываю карточки с изображением, и они должны угадать:
Ca 2H2+O2=2H2O CuO+2HCl=CuCl2+H2O
Угадать название угадать тип хи.реакции угадать тип хим.реакции
(кальций) (соединение) (обмена)
Na H2 Au Fe
Угадать назван. Назов.формулу в-ва угадать рус. и лат.название элем
(натрий) (аш2) (золото-аурум) (феррум-железо)
I CH4=C+2H2 Mg+2HCl=MgCL2+H2
Перечислите 5элем. Угадать тип хим. реакции
Которые имеют (разложение) (замещение)
Постоян.валент 1
(Н,Na,K,Li,Ag)
Плюмбум Силициум Р ΙΙ
Латинское название какого элем? Уч.название элем? Перечисл.5элем
А другие уч-ся в это время выполняют аналогичные задания на обычной доске по карточкам.
Слово учителя: отдохнули, а теперь опять за дело.
Следующий 3 конкурс «сноровка» в решении задач» ( в названии- элемент «телеграфная лента») Уч-ся раздаются на листах задания и они на местах выполняют решение задачи, затем решенные задачи передаётся жюри для оценивания
Надо правильно записать краткое условие задачи и решить.
Задачи:1) Вычислить массу CaO, взятого количеством вещества 2моль.
Дано: решение
V(CaO)=2моль Mr(CaO)=40+16=56
m(CaO)=? Mr=M=56г/моль
m=M•V=56г/моль • 2 моль=112г
Ответ: масса CaO 112г.
2)Вычислите количество вещества FeS массой 22г.
Дано: Решение
m(FeS)=22г Mr(FeS)=56+32=88
V(FeS)-? Mr = M=88г/моль V=m/М=22/88 =0,25моль Ответ: количество вещества FeS 0,25 моль.
Слово учителя: приступаем к следующему к следующему конкурсу – практическому, ведь теория проверяется практикой.
4-ый конкурс «Сделай сам»- элемент изображения ( видео)
При проведении эксперимента соблюдать ПТБ. К демонстрационному столу приглашаются 3 ученика для выполнения практического задания.
Задание№1 задание №2
Дана смесь железа и серы. Даны вещества :вода и парафин
Дан раствор соли хлорида натрия. Выделить соль из р-ра. Какие способы разделения смесей вы используете?
Поочередно выполняются практические задания.
Затем просматривается видео опыты и проверяются задания.
Подведение итогов:
Мы с вами обобщили первоначальные химические понятия (составляли формулы , расст-ли коэф-ты в уравнениях реакций, определяли типы реакций, решали задачи и многое другое).