Урок обобщения "Виды химической связи и типы кристаллических решеток"
Урок обобщения "Виды химической связи и типы кристаллических решеток"
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных видах химической связи и типах кристаллических решеток.
Задачи: 1)образовательные:
- актуализировать знания учащихся о различных видах химической
связи и типах кристаллических решеток;
- повторить схемы образования веществ;
- продолжить формирование записывать их на примерах;
- сравнить различные виды связей;
- выявить зависимость свойств веществ от типа кристаллической
решетки;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
раздаточный материал: на каждого ученика лист индивидуальной работы,
таблица «Виды химической связи и типы кристаллических решеток», тест
1-й или 2-й вариант.
Технологическая карта урока
№
Этап урока
Действия учителя
Действия учащихся
№ слайда
1
Организационный момент
Сообщает тему и задачи урока. Мотивация: в конце урока будет тестовая работа, подобные задания на контрольной работе, и на экзамене.
Слушают учителя
№1тема урока
№2 Задачи урока
2
Актуализация знаний
-Что называется химической связью?
-Все ли химические элементы образуют химические связи?
- Какие элементы не образуют химические связи? Почему?
Устно отвечают на вопросы.
На слайде ,по электронно-графической формуле, объясняют невозможность образования химич.связи атомами благородных газов
№3 Строение атомов благородных газов.
3
Обобщение и систематизация знаний
-Ионная связь
- Какие виды химических связей вам известны?
-Какая связь называется ионной?
-Как заряжены катионы и анионы , из каких элементов и как они образовались?
Записывают виды химической связи в листах индивидуальной работы; проверяют по слайду;
-1 ученик у доски пишет схему образования NaCl,
остальные устно отвечают на вопросы. После проверки
учащиеся записывают схему образования NaCl в таблицу.
-Устно выполняют задание1 ;2-е задание «крестики-нолики»-отмечают вещества с ионной связью в листе индивидуальной работы; правильность выполнения проверяют по слайду.
№4 Виды химической связи
№5Ионная связь
№6 задание 1 и 2
№7 ответы
«крестики-нолики»-ионная связь
- Ковалентная неполярная связь
-Ковалентная полярная связь
-Какая связь называется
ковалентной?
-Какие два вида ковалентной связи вам известны?
-Дайте определение ковалентной неполяр-
ной связи. Примеры веществ.
Какая связь называется
ковалентной полярной? Примеры веществ.
У доски 1 ученик пишет схему образования F2 ,
-остальные устно отвечают на вопросы;
После проверки
схему записывают в таблицу.
-Задание 3- устно
-Задание 4 – в листах индивидуальной работы; правильность выполнения проверяют по слайду №10
У доски 1 ученик пишет схему образования HCl;остальные устно отвечают на вопросы;
После проверки
схему записывают в таблицу.
-Задание 5- устно
-Задание 6 – в листах индивидуальной работы; ответы проверяют по слайду №13
№8 Ковалентная неполярная связь
№9 Задание3и 4
№10 Ответы
«крестики-нолики» ковалентная неполярная
связь
№ 11 Ковалентная полярная связь
№12 Задание 5и 6
№13 Оветы
«крестики-нолики» ковалентная полярная связь
-Металлическая связь
-Какая связь называется металлической?
- Какие металлы вам известны?
-Приведите примеры сплавов.
1 ученик у доски пишет схему металлической связи у Al и Zn;
-остальные отвечают устно
-после проверки схему записывают в таблицу
№14 Металлическая связь
-Водородная связь
-Какая связь называется водородной?
-Каких видов она бывает? Примеры веществ.
-Объясните по рисункам(слайд 16)образование водородных связей в молекулах ДНК и во вторичной структуре белка.
1 ученик у доски записывает схему водородной связи между молекулами воды;
-остальные отвечают устно;
После проверки схему записывают в таблицу.
-Учащиеся отвечают устно.
№15Водородная связь.
межмолекулярная
№16Водродная связь
Внутримолекулярная
-Типы кристаллических решеток
-Ионная
-Металлическая
Для веществ с разными видами химических связей характерны разные типы кристаллических решеток.
- Что называется кристаллической решеткой?
- Каких типов она бывает?
-Какие частицы находятся в узлах ионной кристаллической решетки?Примеры веществ.Физические свойства.
-Какие частицы находятся в узлах металлической кристаллической решетки?Примеры веществ.Физические свойства.
Учащиеся устно отвечают на вопросы.
Учащиеся устно отвечают на вопросы, опираясь на рисунки слайда №18
№17 Типы кристаллических решеток
№18 Типы кристаллических решеток.
Ионная и металлическая кристаллические решетки.
-Молекулярная
-Атомная
-Какие частицы находятся в узлах молекулярной кристаллической решетки? Примеры веществ.Физические свойства.
-Какие частицы в узлах атомной кристаллической решетки?Примеры веществ.Физические свойства.
Отличие алмаза и графита.
Учащиеся устно отвечают на вопросы, опираясь на рисунки слайда №19
№19 Типы кристаллических решеток.
Молекулярная и атомная.
4
Загадки
-Отгадайте, о каких кристаллических решетках идет речь?
Учащиеся устно отгадывают загадки.
№20 Загадки
Типы кристаллических решеток.
5
Сравнение видов химических связей.
-В чем проявляется сходство различных видов химической связи?Какова физическая природа всех видов химических связей?
Крайним случаем какой связи является ионная связь? Какие виды связей совмещает в себе металлическая связь?
-Чем различаются разных видов химических связей?
Устно отвечают на вопросы.После обсуждения 1 ученик еще раз зачитывает черты сходства разных видов химической связи по слайду №21
№21 Сравнение различных видов химических связей.
6
Выводы
-Сформулируйте выводы по видам химической связи и типам кристаллических решеток.
Учащиеся устно формулируют выводы. Затем 1 ученик еще раз зачитывает выводы по слайду №22
№22 Выводы.
7
Тест по вариантам
Выполните тестовую работу .Выбираем по одному правильному ответу в каждом вопросе.
Выполняют тестовую работу письменно.
8
Домашнее задание
Составить кроссворд из 10 слов по теме «Виды химической связи и типы кристаллических решеток».
Записывают домашнее задание в тетрадях.
№23 Домашнее задание
9
Итог урока
Подводятся итоги урока. Выставляются оценки за устные ответы и работу около доски. Оценки за тест будут выставлены после проверки.
№24Спосибо,за внимание!
Тест
1 вариант
1)Формула вещества с ковалентной полярной связью:
а)Cl 2 б)KCl в) NH3 г)O2
2)Вещество,между молекулами которого существует водородная связь:
а)C2H5OH б)CH4 в)H2 г)С6H6
3)Формула вещества с ионной связью:
а)HCl б) Br2 в) P4 г) CH3OH
4)Вещество с металлической связью:
а)H2O б) Cu в)Si г)Mg(OH)2
5)Число общих электронных пар в молекуле водорода H2:
а)одна б)две в) три г)четыре
6)Число общих электронных пар в молекуле азота N2 :
а)одна б)две в)три г)четыре
7)Какая связь в молекуле серной кислоты H2SO4:
а)водородная в)ковалентная полярная
б)металлическая г)ионная
8)Пара элементов, между которыми образуется ионная связь: