kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок химии в 8 классе "В мире кислот"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке химии "В мире кислот", который можно проводить в 8 классе, используютсья игровые технологии. Цель:  Повторить определение кислот, их состав, классификацию, приступить к изучению общих химических свойств кислот.Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, вода, цинк, индикаторная бумага, синий лакмус,  карточки с формулами  кислот, диск с презентацией, яблоко, лимон,  клей силикатный,  мрамор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 8 классе "В мире кислот"»

Цель: Повторить определение кислот, их состав, классификацию, приступить к изучению общих химических свойств кислот.

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, вода, цинк, индикаторная бумага, синий лакмус, карточки с формулами кислот, диск с презентацией, яблоко, лимон, клей силикатный, мрамор.


Маршрут путешествия:

 

1. Станция информационная.

2. Станция дегустационная.

3. Станция «Экспериментальная».

4. Станция практическая.


ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя: Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в “мир кислот”. ( Знакомлю учащихся с девизом урока, коротко сообщаю цели урока). А зачем нам необходимо изучать кислоты? Какие ассоциации возникают при произношении слова «кислота»?

Практически с ними приходится сталкиваться ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, без примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ. Например, за счет растворения углекислого газа из атмосферы она является слабым раствором угольной кислоты. И этот слабокислый раствор, попадая в грунт, постепенно растворяет содержащиеся там сульфаты и карбонаты кальция и магния. Именно поэтому вода рек, озер, ручьев жесткая.

Впрочем, после летней грозы в дождевой воде оказывается ещё и азотная кислота, образуется при горении воздуха вокруг плазменного шнура молнии.

В последние десятилетия в дождевой воде стали обнаруживаться заметные количества серной кислоты, образующейся при извержении вулканов. Так что чистота дождевой воды снеговой тоже) весьма относительна.

Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи, молочные продукты, соусы, приправы, лекарства ежедневно поставляют нам целый букет кислот: яблоч­ную, щавелевую, лимонную, миндальную, молочную, масляную, винную, кофейную, уксусную, аскорбиновую, камфорную, валериановую и др. Даже синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знако­ма каждому, кто разбивал косточки слив, вишен или миндаля и лакомился их ядрышками. Количество ее мизерно, но ощутить вкус и запах (запах горького миндаля) можно. Так что ядрышками увлекаться не следует, особенно если они взяты из недозрелых плодов или прошлогодних компотов.

Но не только дома мы сталкиваемся с кислотами. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в ранку яд, содержащий изрядное количество муравьиной кислоты. Ядовитая железа, например, рыжего муравья содержит до 70% этой кислоты. Муравьиной кисло­той жжется крапива. Некоторые жуки в порядке самообороны выстреливают парами серной кислоты. Плоские тысяченожки используют яд пострашнее — пары синильной кислоты.

Очень важна и разнообразна роль кислот в чело­веческом организме. Фосфорная кислота — ос­новной конструкционный материал костей, зубов, ног­тей. Аминокислоты, соединяясь друг с другом в самых причудливых сочетаниях, образуют великое множество белков. А из них, в свою очередь, строятся почти все ткани нашего организма.

Немало дел и у соляной кислоты. Соляная кислота - сильный бактерицид. Большинство бактерий, попавших в желудок с пи­щей, погибают под действием соляной кислоты. Так что врачи не случайно тревожатся, если у пациента пониженная кислотность желудочного сока. Больному приходиться пить слабый раствор соляной кислоты.

Кисломолочные продукты с давних пор занимают почетное место в нашем рационе. В народе, видимо, давно осознали зависимость состояния здоровья от содержания кислоты в желуд­ке.


Актуализация знаний: Прежде чем отправиться в путь необходимо проверить готовность к путешествию.

  1. Дать определение. Какие сложные вещества называются кислотами?

  2. Назовите известные вам кислоты. Назовите кислотные остатки данных кислот.

  3. Как определяется валентность кислотного остатка?

  4. По каким признакам классифицируются кислоты?

И так, ребята, вы хорошо подготовились к путешествию, правильно ответили на все вопросы, можно отправляться в путь.

“Красный глаз глядит в упор –
это строгий светофор”.






1.Станция информационная (от неё отправляемся в путь).

1. работа по карточкам (устно по цепочке): один ученик называет кислоту, которую показывает учитель, другой - название её соли.

2. ученики делают сообщение и обмениваются историческими сведениями о кислотах и характеризуют области их применения.

Задание классу: По ходу сообщений начертить схемы области применения кислот.

Сообщение ученика об уксусной кислоте: Показывает табличку с формулой кислоты и рассказывает о ней. Известна с древнейших времен, так как образуется при скисании вин (винный уксус). Ее способность растворять жемчуг и известняк послужила основой легенды о том, что А.Македонский во время своих походов устранял скалы с пути войск, разрушая их уксусом. В чистом виде была выделена в 1700г. Уксусная кислота широко используется в промышленности: для изготовления синтетического (ацетатного) волокна, для производства гербицидов, синтеза душистых веществ, в кожевенной и текстильной промышленности.

“Из всех кислот она конечно, прима!
Присутствует везде и зримо и не зримо.
В животных и в растеньях есть она.
С ней техника и медицина навсегда!
Ее потомство “ацетаты” - очень нужные ребята,
всем известный “аспирин” - он как добрый господин,
жар больного понижает и здоровье возвращает!”

Сообщение ученика о серной кислоте: Алхимикам удалось получить серную кислоту еще в X веке при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов). Отсюда произошло и историческое название – купоросное масло.

H2SO4 важнейший продукт химической промышленности. Используется для получения фосфорных и азотных удобрений, для производства искусственных волокон, моющих средств, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов. Используется в аккумуляторах, для очистки нефтепродуктов.

И так все сказано, друзья, “Хлеб промышленности – серная кислота”.

Сообщение ученика об азотной кислоте: Сегодня на уроке об азотной кислоте мы расскажем. HNO3 – была упомянута в VIII веке арабским химиком Джабиром Ибн Хайяном в его трудах, а для производственных целей ее стали получать в XV веке.

Для взрывчатых веществ нужна она, для красителей, лаков, лекарств идет самая важная из кислот. Фотопленка, целлулоид, полимеры, удобренья – вот азотной кислоты примененье.


2. Станция дегустационная.

Строение вещества – обуславливает его свойства, именно это нам предстоит выяснить на следующей остановке “Дегустационная”.

Вопрос к классу: Какой вкус имеет лимон, щавель, аскорбинка?

Уксусная - H4C2O2

Молочная - H6C3O2

Яблочная - H6C4O5

Винная (виноградная) - H6C4O6

Лимонная - H8C6O7

Щавелевая - H2C2O4

Муравьиная - H2CO2

- Чем они все похожи?

- Где вы встречали эти кислоты?

- Какие из них пробовали на вкус?

- Чем они все похожи?

Попробуйте три из них: вручаются призы - яблоко, лимон, витамин С (аскорбиновая кислота).

Вывод: общее в составе (наличие атома водорода) и строении кислот обуславливает их общие свойства.

Поезд отправляется дальше, но внимание – красный свет.

Остановка – ПТБ (правила техники безопасности) – рассказ ученика о правилах техники безопасности при работе с кислотами (клип)

3.Станция экспериментальная.

Получение кислот.

Опыт 1. К силикатному клею приливаем раствор соляной кислоты, выпадает белый студенистый осадок кремниевой кислоты (H2SiO3).

Na2SiO3 + 2HCl =2NaCl + H2SiO3

Опыт 2. К мрамору приливаем раствор соляной кислоты, наблюдаем выделение углекислого газа.

СаСО3 + 2HCl = СаCl2 + H2СO3O2↑ +Н2О)


Учитель:

- Как отличить кислоты от других веществ? (индикаторами).

- Какие вы знаете индикаторы? (синий лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, индикаторная бумага).


Демонстрация индикаторов.

Опыт 3. В три пробирки с водой, гидроксидом натрия и соляной кислотой опустить индикаторную бумагу. Записать, как она меняет свою окраску.

Серную и соляную кислоты получают искусственным путем на химических заводах, но кроме того многие кислоты встречаются в природе, например щавелевая кислота входит в состав клеточного сока щавеля, яблочная – в соке яблока. Такие кислоты называются органическими, а такие кислоты как H2SO4, HNO3 – минеральными. Как относятся к индикаторам органические кислоты?

Лабораторный опыт: Действие лакмуса на кусочек яблока.

Вывод: органические и минеральные кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.

3.Станция экспериментальная.
Типичные реакции кислот.

Кислота + основание = соль + вода ( реакция обмена, нейтрализации )- клип


CuSO4+2NaOH→Cu(OH)2↓+Na2SO4

Cu(OH)2↓+H2SO4 →CuSO4+2H2O


Кислота + металл = соль + водород ( реакция замещения )




Опыт 4.

Что делаем: К цинку приливаем раствор соляной кислоты.

Что наблюдаем: наблюдаем выделение водорода.

Уравнение реакции:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2



Кислота + оксид металла = соль + вода ( реакция обмена ) - клип

Уравнение реакции:

CuO+ H2SO4 →CuSO4+H2O

ЧЕРНЫЙ ГОЛУБОЙ




3.Станция практическая.

Учитель: мы проехали много станций и вот-конечная «Практическая». Проверим, как полученные знания мы сможем применить на практике. По окончании работы провести самопроверку и самооценку знаний.


1. Выпишите ФОРМУЛЫ КИСЛОТ И НАЗОВИТЕ ИХ:

FeSO4, CuO, H3PO4, NaOH, Ca(OH)2, HCl, NaCl, Na2CO3, Al(OH)3, WO3,H2CO3.

2. Найдите «лишнее» вещество в каждом ряду. ПоДЧЕРКНИТЕ ЕГО.

а) HCl, HNO3, HPO3

б) H2SiO3, HJ, NaOH


Допишите уравнения реакций:

H2SO4+NaOH→

Mg + HCl →


Рефлексия:

Наше путешествие в страну кислот закончилось, но мы с вами будем и в дальнейшем знакомиться и изучать свойства таких веществ, как кислоты.

-Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

Нам предстоит узнать еще очень много нового и интересного не только о кислотах, но и других веществах.


Домашнее задание:


П.38, упр.4.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок химии в 8 классе "В мире кислот"

Автор: Огрина Светлана Юрьевна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256858

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "урок химии в 8 класее Основани, классификация, получение, свойства. "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-khimii-v-8-klasieie-osnovani-klassifikatsiia-poluchieniie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "203276"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429451203"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок-игра по теме "Занимательный  мир кислот" "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-ighra-po-tiemie-zanimatiel-nyi-mir-kislot"
    ["file_id"] => string(6) "147929"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419524931"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) ""путешествие в мир кислот" презентация "
    ["seo_title"] => string(44) "putieshiestviie-v-mir-kislot-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "234269"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443381729"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация к уроку: "Путешествие в мир кислот" "
    ["seo_title"] => string(52) "priezientatsiia-k-uroku-putieshiestviie-v-mir-kislot"
    ["file_id"] => string(6) "102392"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402502565"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методическая разработка урока "Необходимость и достаточность или химия Жизни". "СОЛИ". "
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-nieobkhodimost-i-dostatochnost-ili-khimiia-zhizni-soli"
    ["file_id"] => string(6) "193093"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427563221"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства