kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок -исследование на тему Глюкоза

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: « Глюкоза, ее строение и свойства ».

Тип урока:  изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Формы работы: групповая.

Цель урока: создать условия для усвоения понятия об особенностях строения молекулы глюкозы и ее свойствах.

Задачи:

Образовательные: формировать умения прогнозировать и практически доказывать наличие функциональных групп в органических соединениях, определять химические свойства веществ в зависимости от их химического строения.

Развивающие: развивать умения формулировать проблему, определять цель, выдвигать и проверять гипотезу, умения наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, развивать коммуникативные  компетентности учащихся. 

Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми мы соприкасаемся в жизни, посредством химического эксперимента прививать навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, аккуратность при проведении опытов и при оформлении конспекта.

Оборудование:

1)Лабораторное оборудование: спиртовки, штативы с пробирками, пробиркодержатели, спички, стеклянные палочки, стеклянные стаканы 50 мл; 

2)  Реактивы:  глюкоза  (тв.), раствор 40%, индикатор метиловый оранжевый,  раствор  нашатырного спирта,  нитрата серебра, сульфата меди (II), гидроксида натрия, вода.

3) Презентация; мультимедийный   проектор; модели атомов для собирания моделей молекул, ЦОР: флеш-анимация «Равновесие трёх форм глюкозы в одном растворе» (№125439).. 

 

Ход  урока.

 

Мотивация.

Проверка решения домашней задачи: Определите формулу органического соединения, состоящего из углерода (массовая доля 40%), кислорода (массовая доля 53,33%) и водорода (массовая доля 6,67%), если относительная молекулярная масса этого вещества составляет 180.

Ответ: С6Н12О6. (слайд 2)

- Что это за вещество?

- К какому классу веществ относится глюкоза?

- Что вы знаете об этом веществе? (слайды 3 – 9)

- Чего вы о нем не знаете?

- Что мы сегодня будем изучать на уроке?

- Каковы задачи нашего урока?

(Дети формулируют тему и задачи урока) (слайды 10, 11)

 

Актуализация знаний. Постановка проблемы. (слайды 12,13)

- К каким органическим веществам относится глюкоза по составу?

- Какие функциональные группы могут быть в составе глюкозы?

- Как определить наличие этих функциональных групп?

 

Выдвижение гипотез. Решение проблемы. (исследовательская работа в группах по определению функциональных групп в молекуле глюкозы). (слайды 14 – 17)

 

Задание  группы № 1. Исследуйте  физические свойства глюкозы и наличие в ее молекуле карбоксильной группы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус (таблетки) глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора с помощью индикатора метилового оранжевого. Есть ли в молекуле глюкозы карбоксильная группа? Сделайте вывод.  Результаты исследований запишите в тетрадь.

 

Задание  для группы №2. Исследуйте  принадлежность глюкозы  к многоатомным спиртам.

 В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы  и  2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Почему образовавшийся вначале осадок  гидроксида  меди (II) растворяется с образованием прозрачного синего раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?

Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.

Сделайте вывод.  Результаты исследований запишите в тетрадь.

 

Задание  для группы №3. Исследуйте принадлежность глюкозы  к  альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала».

 В пробирку  налейте 1-2 мл раствора  нитрата серебра, по каплям добавляйте водный аммиак до растворения образующегося осадка. Добавьте к полученному прозрачному раствору 2 мл раствора глюкозы  и осторожно нагрейте пробирку, вращая ее вокруг пламени горелки. Не допускайте закипания раствора. Что наблюдаете? Наличием  какой функциональной группы обусловлена эта реакция?

Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей.

Сделайте вывод.  Результаты исследований запишите в тетрадь.

 

Задание для группы №4. Проведите  исследование на наличие в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu(OH) .

В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы  и  2 мл раствора  гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Осторожно нагрейте пробирку на пламени спиртовки. Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево- желтый? Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Сделайте вывод.  Результаты исследований запишите в тетрадь.

 

Прогнозирование

Результаты эксперимента

Вывод

 

 

 

 

Каждая группа докладывает результаты исследований. Все учащиеся оформляют запись в конспект. (слайды 18, 19)

Делаем общий вывод: Глюкоза – это альдегид и одновременно многоатомный спирт, т.е. альдегидоспирт

 

- Какие еще химические свойства можно предположить у глюкозы исходя из ее химического строения? (слайд 20)

 

 

Запишите структурную формулу глюкозы:

А) соедините все шесть атомов углерода последовательно друг с другом;

Б) один из крайних атомов углерода образует альдегидную группу;

В) к остальным пяти атомам углерода присоедините по одной гидроксогруппе;

Г) добавьте к каждому атому углерода недостающие атомы водорода.

 (слайд 21)

 

Моделирование.

А теперь попробуйте собрать модель молекулы глюкозы, используя модели атомов углерода, водорода и кислорода у вас на столе. (работа в группах).

- Какое пространственное строение имеет молекула глюкозы? Является ли она линейной?

- Возможно ли вращение атомов вокруг плоскости связей? Как при этом изменяется пространственное строение молекулы? (слайд 22)

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок -исследование на тему Глюкоза »

«Дело или занятие,  не содержащее трудностей, недостойно ума человека»  У. Ченнинг   Урок-исследование   Учитель: Степанян А.А.

«Дело или занятие, не содержащее трудностей, недостойно ума человека» У. Ченнинг

Урок-исследование

Учитель: Степанян А.А.

Задача.   Вещество имеет следующий качественный состав: W (C) = 40% W (H) = 6,7% W (O) = 53,3% Молярная масса неизвестного вещества равна 180 г/моль. Найти формулу неизвестного вещества. С 6 Н 12 О 6

Задача.

Вещество имеет следующий качественный состав:

W (C) = 40%

W (H) = 6,7%

W (O) = 53,3%

Молярная масса неизвестного вещества равна 180 г/моль. Найти формулу неизвестного вещества.

С 6 Н 12 О 6

В особом виде глюкоза содержится почти во всех органах зеленых растений Особенно ее много в виноградном соке, поэтому глюкозу иногда называют виноградным сахаром Мед в основном состоит из смеси глюкозы с фруктозой
  • В особом виде глюкоза содержится почти во всех органах зеленых растений
  • Особенно ее много в виноградном соке, поэтому глюкозу иногда называют виноградным сахаром
  • Мед в основном состоит из смеси глюкозы с фруктозой
Глюкоза –

Глюкоза –

  • Один из ключевых продуктов обмена веществ, обеспечивающих живые клетки энергией (в процессах дыхания, брожения, гликолиза)
  • Служит исходным продуктом биосинтеза многих веществ
  • У человека и животных постоянный уровень глюкоза в крови поддерживается путем синтеза и распада гликогена
  • В организме человека глюкоза содержится в мышцах, в крови и в небольших количествах во всех клетках
Глюкоза –

Глюкоза –

  • В организме человека глюкоза содержится в мышцах, в крови (0,1 – 0,12 %) и служит основным источником энергии для клеток и тканей организма.
  • Повышение концентрации глюкозы в крови приводит к усилению выработки гормона поджелудочной железы — инсулина, уменьшающего содержание этого углевода в крови.
Глюкоза –

Глюкоза –

  • Химическая энергия питательных веществ, поступающих в организм, заключена в ковалентных связях между атомами.
  • В глюкозе количество потенциальной энергии составляет 2800 кДж на 1 моль (то есть на 180 грамм).
Фотосинтез – процесс запасания солнечной энергии в химических связях углеводов

Фотосинтез – процесс запасания солнечной энергии в химических связях углеводов

  • «Когда-то где-то на Землю упал луч Солнца… В той или иной форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Он приводит нас в движение. Быть может в эту минуту он играет в нашем мозгу…» (Тимирязев)
С n (Н 2 О) m  Углеводы  – органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода, причем водород и кислород входят в соотношении (2:1) как в воде, отсюда и название. На основе этой аналогии русский химик К. Шмидт в 1844 г. предложил термин углевода (углерод и вода), а общая формула углеводов С n (Н 2 О) m

С n 2 О) m

Углеводы – органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода, причем водород и кислород входят в соотношении (2:1) как в воде, отсюда и название.

На основе этой аналогии русский химик

К. Шмидт в 1844 г. предложил термин углевода

(углерод и вода), а общая формула углеводов

С n 2 О) m

Классификация углеводов Углеводы С n (H 2 O) n Простые углеводы  (не подвергаются гидролизу) Сложные углеводы ( подвергаются гидролизу ) Пентозы (рибоза, дезоксирибоза) Гексозы (глюкоза, фруктоза) Олиго- сахариды (сахароза)  Поли- сахариды (крахмал, целлюлоза)

Классификация углеводов

Углеводы

С n (H 2 O) n

Простые углеводы

(не подвергаются гидролизу)

Сложные углеводы

( подвергаются гидролизу )

Пентозы (рибоза, дезоксирибоза)

Гексозы (глюкоза, фруктоза)

Олиго-

сахариды (сахароза)

Поли-

сахариды (крахмал, целлюлоза)

ТЕМА УРОКА: ГЛЮКОЗА

ТЕМА УРОКА:

ГЛЮКОЗА

Цель: Дать классификацию углеводам. Выявить физические и химические свойства глюкозы. Изучить строение молекулы глюкозы и ее химические свойства.

Цель:

  • Дать классификацию углеводам.
  • Выявить физические и химические свойства глюкозы.
  • Изучить строение молекулы глюкозы и ее химические свойства.

ПРИРОДА ВЕЩЕСТВА

ПРИРОДА ВЕЩЕСТВА

Кислородсодержащие органические соединения – OH  Спирты  Альдегиды Карбоновые кислоты

Кислородсодержащие органические соединения

OH

Спирты

Альдегиды

Карбоновые кислоты

« Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим.»  А. М. Бутлеров

« Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим.»

А. М. Бутлеров

Этапы исследования

Этапы исследования

  • Сбор фактов по данной теме
  • Выдвижение гипотезы
  • Подтверждение гипотезы экспериментом
  • Формулирование вывода по результатам исследования
Цель исследования:   Обнаружить наличие функциональных групп в глюкозе и доказать зависимость свойств веществ от их строения

Цель исследования: Обнаружить наличие функциональных групп в глюкозе и доказать зависимость свойств веществ от их строения

«Опыт никогда не ошибается»  (Леонардо да Винчи)

«Опыт никогда не ошибается» (Леонардо да Винчи)

  • Пользуясь инструкцией, докажите наличие функциональных групп в молекуле глюкозы
ФИЗИЧЕСКИЕ  СВОЙСТВА ГЛЮКОЗА -

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

ГЛЮКОЗА -

  • бесцветное кристаллическое вещество
  • хорошо растворимо в воде
  • сладкое на вкус
  • температура плавления 146 о С
Строение молекулы глюкозы Идет реакция «серебряного зеркала» и реакция с гидроксидом меди ( II ) при нагревании. Вывод:  В молекуле глюкозы есть альдегидная группа.

Строение молекулы глюкозы

  • Идет реакция «серебряного зеркала» и реакция с гидроксидом меди ( II ) при нагревании.
  • Вывод: В молекуле глюкозы есть альдегидная группа.

  • Идет качественная реакция на многоатомные спирты с гидроксидом меди ( II ).
  • Вывод: В молекуле глюкозы есть несколько гидроксильных групп.
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

ГЛЮКОЗА - АЛЬДЕГИДОСПИРТ

ГЛЮКОЗА - АЛЬДЕГИДОСПИРТ

ГЛЮКОЗА

ГЛЮКОЗА

Итоги  Удалось ли вам на уроке установить связь между свойствами и строением глюкозы? Сможете ли вы экспериментально определить функциональные группы в молекулах органических веществ? Что вы взяли для себя с данного урока?

Итоги

  • Удалось ли вам на уроке установить связь между свойствами и строением глюкозы?
  • Сможете ли вы экспериментально определить функциональные группы в молекулах органических веществ?
  • Что вы взяли для себя с данного урока?

ВЫВОД: Глюкоза – альдегидоспирт, точнее – многоатомный альдегидоспирт

ВЫВОД:

  • Глюкоза – альдегидоспирт, точнее – многоатомный альдегидоспирт

  • Глюкоза – один из важнейших углеводов, так как она является изомером большинства полисахаридов.
Домашнее задание Учить § 14. Составить уравнения химических  реакций сегодняшних экспериментов. 3. Подготовить сообщение о практическом значении глюкозы.

Домашнее задание

  • Учить § 14.
  • Составить уравнения химических

реакций сегодняшних экспериментов.

3. Подготовить сообщение о практическом значении глюкозы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок -исследование на тему Глюкоза

Автор: Степанян Анна Аршаковна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105512

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Урок-исследование по химии "Глюкоза-альдегидоспирт" "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-issliedovaniie-po-khimii-gliukoza-al-dieghidospirt"
    ["file_id"] => string(6) "164266"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422619339"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок на тему: «»Съедобные и несъедобные грибы» "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-na-tiemu-siedobnyie-i-niesiedobnyie-ghriby"
    ["file_id"] => string(6) "185283"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426164848"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "План-конспект урока: "Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_prorastanie_semian_usloviia_neobkhodimye_dlia_prorastaniia_s"
    ["file_id"] => string(6) "530567"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575628565"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему Химический состав клетки "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "240974"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445163961"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Химический состав растений "
    ["seo_title"] => string(30) "khimichieskii-sostav-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "161067"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422177951"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства