Урок-исследование по химии "Глюкоза-альдегидоспирт"
Урок-исследование по химии "Глюкоза-альдегидоспирт"
Урок-исследование по теме "Глюкоза-альдегидоспирт" предназначен для учащихся 10 класса. Материал урока рассматривается в деятельностном подходе. Используется мини-исследования. Полученные результаты сравниваются между классами альдегидов и многоатомных спиртов. В конце урока учащиеся подтвердили рабочую гипотезу, что глюкоза является альдегидоспиртом, так как имеет в молекуле имеет карбонильную группу и пять гидроксильных групп.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по химии "Глюкоза-альдегидоспирт" »
Урок – исследование
«Глюкоза - альдегидоспирт»
Тип урока: урок - исследование Класс 10
Цели и задачи урока:
- изучить состав, строение и свойства спиртов;
- продолжить формировать умения учащихся работать в группе и проводить мини – исследования по выявлению свойств спиртов.
- развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, делать выводы, выступать с результатами проделанного исследования, готовить презентации.
- продолжить формирование научного мировоззрения;
- обеспечить нравственно-этическое воспитание (антиалкогольное воспитание);
- содействовать здоровому образу, соблюдения ТБ, проведение физкультминутки.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тема урока скрыта от учащихся. Перед учащимися ставится задача в течение урока установить химический состав неизвестного вещества, опытным путем определить его функциональные группы, предсказать физические и химические свойства.
2. Задача.
Вспомните классы органических соединений, которые содержать кислород. Установите соответствия между классами и их функциональных групп.
Класс Функциональная группа
А).Спирты 1. - О –
Б). Альдегиды 2. – ОН
В). Карбоновые кислоты 3. - СООН
Г). Простые эфиры 4. –СНО
Ответ А- 2; Б). – 4; В). – 3; Г). – 1.
3. С помощью каких качественных реакций можно распознать альдегид и многоатомный спирт?
Качественный реактив на многоатомный спирт – это взаимодействие спирта со свежеприготовленным гидроксидом меди (II).
М в-ва = 180г/моль, а М СН2О = 12+ 1х2 х 16 = 30г/моль.
Во сколько раз простейшая формула повторяется в молекуле неизвестного вещества? 180/30 = 6 1 : 2 : 1 х 6 = 6 : 12 : 6 . Истинная формула вещества С6Н12О6 , так как его М = 12х6 + 1х12 + 16х6 = 180г/моль
Ответ: Это вещества глюкоза.
IV.Проведение эксперимента:
Инструктаж по технике безопасности о правилах работы со спиртовкой и щелочами. Слайд 5.
Решите экспериментальную задачу: это вещество может содержать различные функциональные гркппы. Определите его на практике. Итак перед вами три пробирки с растворами веществ, все они кислородсодержащие.
С двумя из них вы уже встречались. Это альдегид и многоатомный спирт, а третье – неизвестное вещество. Ваша задача – обнаружить, в какой пробирке находится неизвестное вещество, зная качественные реакции на альдегид и многоатомный спирт. Результаты наблюдений занесите в таблицу, которая находится у вас на столе.
ро-бурый раствор нагреваем, на стенках пробирки образуется налет серебра.
Образовавшийся се
ро-бурый раствор нагреваем, на стенках пробирки образуется налет серебра.
ВЫВОДЫ:
Глицерин – много
атомный спирт
альдегид
Глюкоза
ВЫВОДЫ:неизвестное вещество образует синий раствор с гидроксидом меди (II) (как многоатомные спирты), при дальнейшем нагревании выпадаетосадок красно-кирпичного цвета (как у альдегидов).
Просмотр видеоопыта – слайд №, «Реакция окисления неизвестного вещества с аммиачным раствора оксида серебра».
Составление структурной формулы вещества.
Задание: попробуйте составить структурную формулу вещества состава С6Н12О6
Н О
CH2OH С CH2OH
O Н --- С – ОН JO
HH H OH
НО---С --Н
| H
OH H --- C –OH
|
Альфа-глюкоза H --- C – OH Бета-глюкоза
|
CH2 -- OH
Подсказки в помощь:
Атом углерода 4-х валентен.
Неизвестное вещество содержит одну альдегидную группу.
В неизвестном веществе несколько гидроксильных групп.
Итак вещество называется глюкоза.
V. Обобщение и систематизация знаний.
Вопросы для самоконтроля.
Вспомните какая задача была поставлена перед вами в начале урока?
Какой результат получили?
Как доказать, что в молекуле глюкозы имеются 2- функциональные группы. Как их наличие доказать? Опыт «Качественные опыты».
VI. Рефлексия. 1. 2.
Ответы на вопросы: если вы поняли тему, то поднимите смайлик №1, если вам было трудно, то поднимите смайлик №2.
Что Вас сегодня удивило на уроке?
Что Вы открыли на уроке
Чему Вы научились сегодня?
Чем Вам это может помочь? В какой части
урока Вы работал лучше всего? Что Вам на уроке показалось трудным?
VII. Домашнее задание.
Составьте формулы веществ и напишите уравнения не написанных уравнений реакций.
Подготовить сообщения о практическом значении глюкозы.