kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Углерод, Его строение и свойства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углерод. Его строение,  свойства.

Цели урока: изучить  строение, свойства применение углерода как простого вещества.

Обучающие задачи урока:     

 Изучить:

1)общее положение элементов подгруппы углерода в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, особенности электронного строения атома углерода;

2).аллотропные видоизменения атома углерода, особенности строения  кристаллических решеток, применение алмаза и графита на основе их строения и свойств;

3) химические свойства углерода как окислителя и восстановителя.

Развивающие задачи урока:1) развивать интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, развивать  логическое  мышление, устанавливать причинно-следственные связи,  анализировать, делать выводы;

 2) совершенствовать умение учащихся прогнозировать свойства вещества на основе его строения.

Воспитательные:

1) содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности, умению работать в парах;

2).прививать, укреплять  навыки  самостоятельной  работы с учебным материалом

1.Тип урокаизучения нового материала и его первичного закрепления

2.Формы работы учащихся:

3.Необходимое техническое оборудование: компьютеры на столах учителя и учеников, мультимедийный проектор.

 Оборудование и реактивы. На столах учащихся: Периодические системы химических элементов Д.И. Менделеева.

На столе учителя: коллекция  минералов — карбонатов (мел,  мрамор, известняк, кальцит,  доломит,  малахит), Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, модели кристаллических решеток алмаза и графита, активированный уголь, противогаз.

I.Организационный момент,

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Актуализация знаний

Этот урок  начну со слов:

От углерода до свинца-

Веществ разнообразию

Ни дна, ни края, ни конца.

Какой простор фантазии!

- Ребята! Как вы считаете,  о какой группе элементов мы сегодня будем с вами говорить?

- Да, это элементы IV группы, А подгруппы.

- Запишите тему урока «Углерод. Его строение, аллотропные видоизменения и свойства» 

II Этап усвоения новых знаний

Общая характеристика элементов IV группы главной подгруппы

1). Какие элементы образуют IV группу А подгруппу? Я предлагаю вам познакомиться с характеристикой  элементов подгруппы  углерода и их нахождением в природе.   (http://fcior.edu.ru/card/10112/obshaya-harakteristika-podgruppy-ugleroda.html)

2).Что же общего объединяет эти элементы в одну группу?

Во-первых, это одинаковые степени окисления: максимальная +4 и минимальная  -4, кроме этого устойчивой является степень окисления +2.

Во – вторых, для элементов этой подгруппы характерна склонность образовывать различные модификации.

Общая характеристика углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

1).Из всех элементов этой подгруппы больше значение для человека имеет углерод и его соединения. Поэтому большее внимание мы уделим углероду и начнем с общей характеристики углерода по его положению в периодической системе. В этом вам поможет тренажер:  http://fcior.edu.ru/card/9754/trenazher-harakteristika-himicheskogo-elementa-nemetalla-po-polozheniyu-v-periodicheskoy-sisteme.html

Особенности  электронного строения атома углерода

1).Запишите в тетрадях схему строения, электронно-графическую и электронную формулы атома углерода. Сравните с записью, сделанной на доске.  

2).Исходя из схемы  строения атома углерода, предположите, сколько химических связей он способен образовывать? (учащиеся отмечают наличие двух неспаренных электронов и, соответственно, двух химических связей). Однако для углерода характерны и такие соединения, как СН4, СО2, в которых атом углерода образует 4 химических связи.

3).В чем причина образования такого числа связей? (учащиеся отмечают возможность перехода одного s-электрона с 2s-подуровня на свободную орбиталь 2р-подуровня и выравнивания  формы электронных облаков).

4).Какой вывод вы можете сделать исходя из этого? (выслушивая мнения учащихся, приходим к совместному выводу). В нормальном состоянии атом углерода 2-х валентен при взаимодействии с атомами других элементов атом углерода переходит в возбужденное состояние и образуют  четыре неспаренных электрона и, соответственно, 4 химические связи. Подобное состояние атома называется возбужденным

Аллотропные видоизменения атома углерода

1).Зная электронное строение атома углерода,  познакомимся с модификациями атома углерода и нахождением его в природе.  (Презентация «Углерод». Слайды 8, 9, 12)

2).Демонстрируя модели кристаллических решеток алмаза, графита, обращаю внимание на особенности строения решеток алмаза и графита, и соответственно, на свойства этих аллотропных соединений. Для того, чтобы познакомиться со свойствами алмаза и графита, организую работу с учебником: таблица 22 «Физические свойства алмаза и графита»- стр. 79.

3).Задаю вопрос: «Ребята, от чего зависят свойства изученных вами аллотропных видоизменений?»

Выслушав ответы, формирую вывод: свойства веществ определяются их строением. Строение и свойства определяют применение веществ человеком.

Адсорбция и десорбция.

Следующим этапом нашей работы будет изучение важного свойства углерода: древесный уголь после нагревания без доступа воздуха сохраняет тонкопористое строение древесины и имеет большую поверхность. Благодаря этому он обладает особым свойством, с которым можно познакомиться на опыте. В этом нам поможет следующий видеофрагмент: (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cdc7c009-0534-7300-f45c-6322687fc743/index.htm.).  После знакомства с ним, ответьте на вопросы:

-Что такое адсорбция и десорбция?

-Где используется активированный уголь? Демонстрирую при этом таблетки активированного угля и противогаз.

Химические свойства углерода

Мы выяснили, что у атома углерода на внешнем уровне содержится 4 электрона.

1).Спрогнозируйте, как будет вести себя атом углерода при взаимодействии с другими веществами. ( Ученики предполагают, что атом углерода способен в реакциях отдавать и принимать электроны, следовательно, проявлять окислительно-восстановительные свойства).

2).Изучите вопрос о химических свойствах углерода. Сделайте выводы о восстановительных и окислительных свойствах углерода в этом вам поможет следующая интерактивная схема: http://fcior.edu.ru/card/10408/himicheskie-svoystva-ugleroda.html

IV Применение нового знания в стандартных ситуациях

В поисках ответа на вопрос о природе драгоценного камня алмаза английский химик С.Теннант в 1797 г осуществил дорогостоящий опыт. Он сжег алмаз массой 0,033 г в плотно закрытом тигле с отводной трубкой и по количеству выделившегося углекислого газа, сделал вывод о том что алмаз  целиком состоит из углерода и при нагревании сгорает точно так же, как уголь и графит. Рассчитайте количество теплоты, которое выделилось при горении  и определите  объем выделившегося углекислого газа, если тепловой эффект реакции равен 396 кДж.

V.Рефлексия:

После решения и проверки задачи, предлагаю определить свое отношение к уроку: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…

Объявляю оценки, благодарю за урок, информирую и  комментирую домашнее задание.

V.Этап информации учащихся

 о домашнем задании.

Параграфы  24, 25, стр. 76-82,  упр. 1,2,4,5,7- устно, 8- письменно. Решить тест из коллекции ФЦИОР http://fcior.edu.ru/card/4404/testy-po-teme-uglerod-i-ego-svoystva-allotropiya-ugleroda.html

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Углерод, Его строение и свойства »

План - конспект урока

Углерод. Его строение, аллотропные видоизменения и свойства.


  1. Звонарева Любовь Михайловна

  2. Место работы: МАОУ лицея №5 г. Советска Калининградской области

  3. Учитель химии

  4. Предмет: химия

  5. Класс 9

  6. Тема и номер урока в теме: Углерод. Его строение, аллотропные видоизменения и свойства. Урок первый в теме 4 «Подгруппа углерода»

  7. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011г.

  8. Цели урока: изучить строение, аллотропные видоизменения, свойства и применение углерода как простого вещества.

  9. Обучающие задачи урока:

Изучить:

1)общее положение элементов подгруппы углерода в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

2).особенности электронного строения атома углерода;

3).аллотропные видоизменения атома углерода, особенности строения кристаллических решеток, применение алмаза и графита на основе их строения и свойств;

4) химические свойства углерода как окислителя и восстановителя.

Продолжить формирование умений давать общую характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов.

Систематизировать знания учащихся о химических свойствах неметаллов на примере углерода.

Развивающие задачи урока:

1) развивать интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы;

2) совершенствовать умение учащихся прогнозировать свойства вещества на основе его строения.

Воспитательные задачи урока:

1) содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности, умению работать в парах;

2).прививать, укреплять навыки самостоятельной работы с учебным материалом.

  1. Тип урокаизучения нового материала и его первичного закрепления

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютеры на столах учителя и учеников, мультимедийный проектор.

Структура и ход урока:




Этап урока

Название используемых ЭОР

( с указанием порядкового номера из таблицы)

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Время

(мин)


I.

Организацион-ный момент


Приветствует учащихся.

Определяет отсутствующих.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Проверяет подготовленность классного помещения к уроку. Организует учащихся на мыслительную деятельность.


Приветствуют учителя

Дежурный называет фамилии отсутствующих, причины отсутствия.

Проверяют готовность к уроку в соответствии с требованием учителя.

Включаются в деловой ритм.


1

мин.

II

Этап подготовки учащихся

к активному и сознательному усвоению нового материала. Актуализация знаний




Создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.

Показывает его практическую значимость, мотивирует учащихся на его освоение, определяя особое значение для человека углерода как простого вещества, и его соединений. Формулирует, вместе с учащимися цели и задачи изучения новой темы.


Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Определяют цели и задачи урока, знакомятся с планом изучения нового материала.

2 мин.

III.


Этап усвоения новых знаний


1.Общая характеристика элементов IV группы главной подгруппы

1.

http://fcior.edu.ru/card/10112/obshaya-harakteristika-podgruppy-ugleroda.html


Задаёт вопросы учащимся о положении в Периодической системе элементов IV группы главной подгруппы, особенностях электронного строения внешнего энергетического уровня.

Руководит работой с ЭОР

Подводит к выводу о том, что элементы IV группы главной подгруппы, имея одинаковое число электронов на последнем энергетическом уровне, имеют одинаковые степени окисления.

По периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева определяют, какие элементы образуют IV группу главную подгруппу.

Определяют число электронов на внешнем энергетическом уровне.

Работают с ЭОР.

Приходят к выводу о сходстве их электронного строения и, соответственно, одинаковых степенях окисления



5

мин


2.Общая характеристика углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

2 http://fcior.edu.ru/card/9754/trenazher-harakteristika-himicheskogo-elementa-nemetalla-po-polozheniyu-v-periodicheskoy-sisteme.html

Обращает внимание на важные моменты характеристики элемента по его положению в периодической системе химических элементов. Вскрывает причинно-следственные связи зависимости строения, свойств и применения элемента.

Руководит работой с тренажером.

Слушают учителя.

Дают общую характеристику углерода по его положению в периодической системе.

Работают с тренажером.

Делают выводы о зависимости строения, свойств и применения элемента.



5

мин


3.Особенности электронного строения атома углерода


Задает вопросы о распределении электронов атома углерода по уровням и подуровням. Обращает внимание на электронную схему строения атомов, электронно-графическую и электронную формулы атома углерода.

Дает понятие о переходе электрона с 2s-подуровня на 2р-подуровень. Формирует понятие о возбужденном состоянии атома.

Отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадях:

а) схему строения атома углерода

б) электронно-графическую

в) электронную формулы атома углерода.

Показывают переход электрона с 2s-подуровня на 2р-подуровень.




3

мин


4.Аллотропные видоизменения атома углерода.

3

Презентация «Углерод».

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\PH9DYFYM\prezentaciya_k_uroku_uglerod[1].rar\


Демонстрирует презентацию «Углерод» (Слайды 8, 9, 12), на основе которой вводит понятие об аллотропных модификациях углерода.

Объясняет строение кристаллов алмаза, графита, демонстрируя модели кристаллических решеток.

Организует

работу с таблицей, показывающей различие свойств алмаза и графита. Приводит к выводу о зависимости свойств вещества и их применение от его строения.

Слушают объяснение, рассматривают слайды, изображающие аллотропные модификации углерода: алмаза, графита, фуллерена.

Знакомятся с моделями кристаллических решеток алмаза и графита.

Работают по учебнику с таблицей 22 «Физические свойства алмаза и графита»- стр. 79, парграф 25.

Делают выводы о зависимости свойств веществ и их применения от строения атома.


7

мин


5. Адсорбция и десорбция.

4.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cdc7c009-0534-7300-f45c-6322687fc743/index.htm


Рассказывает об особенностях строения активированного угля, его получения.

Руководит работой с ЭОР. Спрашивает учащихся о применении активированного угля. Демонстрирует противогаз и таблетки активированного угля.

Слушают объяснение учителя.

Работают с ЭОР.

Знакомятся с явлением адсорбции на примере поглощения паров брома активированным углем.

На основе ресурса формируют понятия «Адсорбция» и «Десорбция».

Определяют области применения активированного угля.





2

мин


6.Химические свойства углерода.

5.

http://fcior.edu.ru/card/10408/himicheskie-svoystva-ugleroda.html

Организует изучение химических свойств углерода, исходя из особенностей электронного строения углерода. Обращает внимание на проявление углеродом окислительных и

восстановительных свойств.

Руководит работой с ЭОР.

Работают с ЭОР.

Знакомятся с химическими свойствами углерода.

Записывают уравнения реакций в тетрадях.

Делают выводы об окислительных и восстановительных свойствах углерода


12

мин

IV

Применение нового знания в новой ситуации



Предлагает расчетную решить задачу, используя новые и ранее полученные знания.

Организует проверку правильности ее решения.


Решают расчетную задачу по изученной теме.

Проверяют правильность ее решения.


5 мин.

IV

Рефлексия



Предлагает ученикам сделать выводы по содержанию и определить свое отношение к уроку.

Учитель выслушивает детей, объявляет оценки, комментируя их. Благодарит за урок.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.сегодня я узнал...

2.было интересно…

3.было трудно…

4.понял, что…

5.выполнял задания…

6.теперь я могу… 7.почувствовал, что…

8.научился…

9.у меня получилось

10.я смог…

11.я попробую…

12.меня удивило…


1 мин.

VI.

Этап информации учащихся

о домашнем задании.



6. http://fcior.edu.ru/card/4404/testy-po-teme-uglerod-i-ego-svoystva-allotropiya-ugleroda.html



Формулирует задание, комментируя его выполнение Параграф 24, 25, стр. 76-82, упр. 1,2,4,5,7- устно, 8- письменно.


Работа с тестовым заданием из коллекции ФЦИОР


Индивидуально: строение и свойства, использование фуллерена и карбина.


Воспринимают информацию, фиксируют задание


2

мин

Информационные ресурсы:

1.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011г.


2.Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: «АСТ-Пресс», 1999.


3. О.С. Габриелян «Настольная книга учителя химии. 9 класс». - М.: «Блик и К0», 2001 год.


4.ЭОР: ФЦИОР www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР www.school-collection.edu.ru:

а. http://fcior.edu.ru/card/10112/obshaya-harakteristika-podgruppy-ugleroda.html


б.http://fcior.edu.ru/card/9754/trenazher-harakteristika-himicheskogo-elementa-nemetalla- po-polozheniyu-v-periodicheskoy-sisteme.html


в. Презентация «Углерод». C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\PH9DYFYM\prezentaciya_k_uroku_uglerod[1].rar\


г.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cdc7c009-0534-7300-f45c-6322687fc743/index.htm


д.http://fcior.edu.ru/card/10408/himicheskie-svoystva-ugleroda.html


е. http://fcior.edu.ru/card/4404/testy-po-teme-uglerod-i-ego-svoystva-allotropiya-ugleroda.html





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Углерод, Его строение и свойства

Автор: Звонарёва Любовь Михайловна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237193

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) ""Углерод, его строение, физические и химические свойства""
    ["seo_title"] => string(66) "ughlierod_iegho_stroieniie_fizichieskiie_i_khimichieskiie_svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "431690"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507631126"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) ""Углерод и его соединения"."
    ["seo_title"] => string(31) "ughlierod-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "292504"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455287605"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока Многоликий углерод "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-mnogholikii-ughlierod"
    ["file_id"] => string(6) "127327"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415292776"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока химии по теме "Оксиды углерода" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-po-tiemie-oksidy-ughlieroda"
    ["file_id"] => string(6) "184596"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426072825"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока "Углерод и его соединения""
    ["seo_title"] => string(40) "konspekt_uroka_uglerod_i_ego_soedineniia"
    ["file_id"] => string(6) "552115"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590950846"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства