обобщение и систематизация изученного материала с применением ИКТ
Цели урока
Дидактическая цель: систематизировать знания обучающихся, полученные при изучении типов химических реакций.
Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
Задачи урока
Образовательные:
• Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о типах химических реакций, опираясь на ранее полученные знания.
•Создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности, обучающихся в приобретении новых знаний и умений в ходе работы с сетью Интернет, с компьютером.
•Углубить знания обучающихся по данной теме и приобрести новые знания, способствующие расширению кругозора и развитию эрудиции.
Развивающие:
•Развивать обще учебные умения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике).
•Развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление.
•Развивать у обучающихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно.
•Способствовать развитию и совершенствованию практических навыков работы в сети Интернет, составлению публикаций Publisher и презентации Power Point, создавать проекты.
Воспитательные:
•Воспитывать коллективизм, умение работать в группе, проводить рефлексию собственной деятельности.
•Воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение выступать перед аудиторией.
•Формирование химической культуры.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока
Репродуктивный уровень. Ученик должен знать типы химических реакций, химические явления, основные формулы изученных веществ.
Конструктивно – творческий уровень. Умения самостоятельно готовить презентации на основе проведённого эксперимента, презентовать результат своего труда. Отработка навыков работы с компьютером.
Место проведения:
кабинет химии.
В помощь учителю
Необходимое оборудование и материалы
• Комплекс "Компьютер + проектор" для демонстрации озвученных видеофрагментов и компьютерной презентации к уроку,
• компьютеры с выходом в Интернет,
• презентация учителя с образовательными Web - квестами,
•проверочные тесты,
•электронные проекты по типам реакций подготовленные группами учеников.
Применяемые технологии
Урок построен с использованием современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения.
Применяемые методы
•информационно - иллюстративный,
•частично-поисковый,
•проектный и репродуктивный
Формы организации обучения
Сочетание фронтальной, групповой (подготовка проектов), парной и индивидуальной работы (при работе с тестом).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Россия, Краснодарский край Белоглинский район ст-ца Новолокинская
Уровни образования базовый
Целевая аудитория ученики 8 класса, учителя химии
Тип ресурса ЦОРы
Методическая информация
Тип урока
обобщение и систематизация изученного материала с применением ИКТ
Цели урока
Дидактическая цель: систематизировать знания обучающихся, полученные при изучении типов химических реакций.
Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
Задачи урока
Образовательные:
• Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о типах химических реакций, опираясь на ранее полученные знания.
•Создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности, обучающихся в приобретении новых знаний и умений в ходе работы с сетью Интернет, с компьютером.
•Углубить знания обучающихся по данной теме и приобрести новые знания, способствующие расширению кругозора и развитию эрудиции.
Развивающие:
•Развивать обще учебные умения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике).
•Развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление.
•Развивать у обучающихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно.
•Способствовать развитию и совершенствованию практических навыков работы в сети Интернет, составлению публикаций Publisher и презентации Power Point, создавать проекты.
Воспитательные:
•Воспитывать коллективизм, умение работать в группе, проводить рефлексию собственной деятельности.
•Воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение выступать перед аудиторией.
•Формирование химической культуры.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока
Репродуктивный уровень. Ученик должен знать типы химических реакций, химические явления, основные формулы изученных веществ.
Конструктивно – творческий уровень. Умения самостоятельно готовить презентации на основе проведённого эксперимента, презентовать результат своего труда. Отработка навыков работы с компьютером.
Место проведения:
кабинет химии.
В помощь учителю
Необходимое оборудование и материалы
• Комплекс "Компьютер + проектор" для демонстрации озвученных видеофрагментов и компьютерной презентации к уроку,
• компьютеры с выходом в Интернет,
• презентация учителя с образовательными Web - квестами,
•проверочные тесты,
•электронные проекты по типам реакций подготовленные группами учеников.
Применяемые технологии
Урок построен с использованием современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения.
Применяемые методы
•информационно - иллюстративный,
•частично-поисковый,
•проектный и репродуктивный
Формы организации обучения
Сочетание фронтальной, групповой (подготовка проектов), парной и индивидуальной работы (при работе с тестом).
Конспект урока
Ход и содержание урока
Мотивационный этап.
Организация класса. Постановка познавательных задач к уроку.
I этап урока. Актуализации знаний:
-составление общих схем типов реакций;
II этап урока. Операционно-исполнительский. - химический диктант;
3.Едкий натр. Мылкое на ощупь, входит состав мыла. Разъедает кожу. NaOH
4.Оксид водорода, самый распространенный оксид.Н 2 O
5.Молекулярный кислород, поддерживающий дыхание и горение. O2
6.Азотная кислота HNO3
7.Гашёная известь Са(ОН)2
2 вариант:
1.Поваренная соль. NaCl
2.Отработанный газ, который мы выдыхаем (все живое). СО2
3. Входит в состав кремнезема, горного хрусталя, стекла. SiO2
4. Угарный газ. СО
5. Основа минералов фосфоритов и апатитов. Са3(Р04)2
6. Серная кислота H 2S04
7. Негашёная известь СаО
2. Презентация проектов. Составление химических реакций.
3. Компьютерное мини тестирование.
Гимнастика для глаз.
3. Проверка знаний. Тестирование (10 мин.)
Рефлексия деятельности на уроке
Оцените свою работу, как вы выполнили цель урока и усвоили типы химических реакций, что не поняли, на полях пометьте, на что нужно обратить внимание при выполнении домашней работы. Обучающиеся возвращаются к цели урока: что они должны знать и уметь. Обсуждается итог урока, и высказываются суждения о реализации своих возможностей на уроке: "Как я усвоил тему?", "Как я реализовал себя в ходе урока и его подготовки.
Домашнее задание
Составить 5 схем уравнений химических реакций для соседа по парте, предложить ему правильно расставит коэффициенты и назвать тип химической реакции.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
Проект урока можно использовать при проведении обобщающего урока по химии «Типы химических реакции». Фрагменты урока - при проведении отдельных уроков: реакции соединения, разложения, обмена и замещения.
Проект позволяет систематизировать знания учащихся, полученные при изучении типов химических реакций, создать комфортный микроклимат для каждого обучающегося.
Урок построен с использованием современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов на протяжении всего урока. Урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения. В ходе урока сочетаются фронтальной, групповой (работа в паре при выполнении виртуальных лабораторных опытов), подготовки проектов, индивидуальной работы (при работе с тестом). Урок-проект в сочетании с ИКТ позволяет создать ситуацию успеха, комфортную обстановку в учебном процессе дает возможность, увидеть ученику свои сильные стороны, быть понятым. Личностно-ориентированный подход дает возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности, широко использовать нетрадиционные формы обучения. Разнообразные формы контроля помогут учителю выявить уровень усвоения материала. Подготовить учеников к итоговой контрольной работе.
Слайды раскрываются по щелчку мышки, на слайде №7 «Типы химических реакций» определив курсором, тип реакции позволяет его открыть по щелчку мышки. Слайды № 12, 16, 19 позволяют вернуться к слайду №7 «Типы химических реакций».
Подробная разработка проекта
Тезис: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н.Толстой.
Дидактическая цель: систематизировать знания учащихся, полученные при изучении типов химических реакций.
Психологическая цель: cоздание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
• Организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний о типах химических реакций, опираясь на ранее полученные знания.
•Создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности, учащихся в приобретении новых знаний и умений в ходе работы с сетью Интернет с компьютером.
•Углубить знания учащихся по данной теме и приобрести новые знания, способствующие расширению кругозора и развитию эрудиции.
Развивающие:
•Развивать обще учебные умения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике).
•Развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление.
•Развивать у учащихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно.
•Способствовать развитию и совершенствованию практических навыков работы в сети Интернет, составлению публикаций Publisher и презентации Power Point, создавать проекты.
Воспитательные:
•Воспитывать коллективизм, умение работать в парах, проводить рефлексию собственной деятельности.
•Воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение выступать перед аудиторией.
•Формирование химической культуры.
Используемые образовательные ресурсы:
1. Настольная книга учителя химии. 8 класс. О.С. Габриелян и др.. Дрофа 2002.
2. Контрольные и проверочные работы. Химия 8 класс. О.С. Габриелян и др. Дрофа, 2003 г.
3. Единая коллекция образовательных ресурсов. Набор ЦОР к учебнику «Химия», 8-11 классы, Габриелян О.С. http://school-collection.edu.ru
4. Диск «Виртуальная лаборатория 8-11 класс»
ТИП УРОКА: обобщение и систематизация изученного материала с применением ИКТ.
Место проведения: кабинет химии.
Средства обучения:
• проверочные тесты;
•компьютер для презентации проектов, электронная база,
•-электронные проекты по типам реакций подготовленные группами учеников.
Оборудование: Комплекс "Компьютер + проектор" для демонстрации озвученных видеофрагментов и компьютерной презентации к уроку, компьютеры с выходом в Интернет, презентация учителя с образовательными Web - квестами, презентация проектов учеников.
Применяемые технологии: урок построен с использованием современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения.
Применяемые методы:
•информационно - иллюстративный,
•частично-поисковый,
•проектный и репродуктивный.
Формы организации обучения: сочетание фронтальной, групповой (работа в паре при выполнении виртуальных лабораторных опытов), подготовки проектов, индивидуальной работы (при работе с тестом).
Планируемые результаты
Урок-проект в сочетании с ИКТ позволяет создать ситуацию успеха, комфортную обстановку в учебном процессе дает возможность, увидеть ученику свои сильные стороны, быть понятым. Личностно-ориентированный подход дает возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности, широко использовать нетрадиционные формы обучения.
- самостоятельное выполнение теста, взаимопроверка.
4. Оценочно-рефлексивный. Подведение итога урока. Выставление оценок, их аргументация.
5. Дифференцированное домашнее задание.
6. Рефлексия.
1.Мотивационный этап.
(слайд №1)
Учитель.Как вы думаете - почему мы дышим? Чем мы дышим? Для чего нам нужен кислород? Что происходит с кислородом в нашем организме? Наш организм представляет собой огромный химический завод. Для протекания химических реакций в каждой клеточке нашего организма необходим кислород. В результате сложных реакций окисления выделяется энергия необходимая для поддержания постоянной температуры тела, для движения, для мышления, т.е для жизни. Как называются такие реакции? (экзотермические). Поэтому подходит ли эпиграф к нашему уроку? (слад №3) Да, действительно, без химических реакций невозможна жизнь. Различаются ли химические реакции друг от друга, могут ли некоторые реакции в чем-то быть схожими? Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций, необходимо знать типы химических реакций. Сформулируйте цель нашего урока (ответы учеников). Слайд №4
Iэтап: Актуализации знаний.
Учитель: Что такое химическая реакция? Явление, в ходе которого из одних веществ (реагентов) получаются другие (продукты реакции). В чем заключается сущность химической реакции? Атомы не разрушаются, а перегруппировываются. Вспомним, какие типы химических реакций вам известны? (проводится парная работа. В течение двух минут каждый из учащихся задает любые вопросы по теме "Химические явления. Химические уравнения. Типы химических реакций". В это же время один из обучающихся пишет на доске общие схемы типов реакций. По окончании парной работы дает определения по схемам).
•А+В=С (соединения)
•С=А+В (разложения)
• АВ+СД=АД+СВ (обмена)
• АВ+С=АС+В (замещения)
(Схемы на доске позволяют вспомнить материал тем учащимся, у которых в большей степени развита зрительная память. Те, у кого слуховая - еще раз воспринимают материал, произнесенный вслух) (слайд №5)
Итак, любую химическую реакцию можно записать на бумаге, на доске. Каким образом? С помощью уравнений химических реакций (условная запись химических реакций с помощью химических формул и математических знаков). Но при этом необходимо знать формулы веществ, уметь их записывать. Химический диктант (5 мин. по вариантам).
1 вариант:
1. Кислота, которая вырабатывается во время принятия пищи. Способствует пищеварению (ферменты). НС1
Учитель:На этом этапе наша задача совершенствовать умения определять тип реакции, закрепить умения записывать уравнения реакций.
Для этого каждая группа представляет свой проект по типам химических реакций. Просмотр проектов с использованием компьютера.
Презентация № 1, 2, 3, 4(Каждая группа представляет свой проект: реакции СОЕДИНЕНИЯ, РАЗЛОЖЕНИЯ, ЗАМЕЩЕНИЯ И ОБМЕНА, ведётся аннотация проекта учениками группы.) Демонстрируются химические реакции, определите тип реакций и запишите химические уравнения, расставьте коэффициенты. (Предварительно класс был поделён на группы. В группу включаются обучающиеся с различными учебными возможностями: высокими, средними и низкими. Это группа из 4-х человек. Заранее группами готовились проекты по типам химических реакций с использованием технологий ИКТ - виртуальной лаборатории по химии, цифровой базы видео по химии). В конце представления проектов, взаимопроверка, выставление оценок в оценочных листах (слайды реакции соединения: № 8-11),
(слайды реакции 12-15), (слайды реакции замещения 16-19), (слайды реакции обмена №20-23.)
Учитель: А теперь проведите компьютерное мини-тестирование (Сеть ИНТЕРНЕТ, электронная версия, приложение №1-2)
Физминутка. « Гимнастика для глаз» Слайд № 24
Учитель: На этом этапе вам предстоит проверка знаний: как вы усвоили физические и химические явления, усвоили типы химических реакций: обмена, соединения, разложения, обмена, научились расставлять коэффициенты (тестирование 10 минут). Проверяем работу в группах. На экране вы видите запись уравнений реакций, проверьте своё выполнение, какие есть вопросы. Итак, проверяем свои знания. У каждого номера – количество баллов. Итак, на “3” - 9 баллов, “4” - 15 баллов, “5” -22 балл. Слайд № 125
Домашнее задание: составить 5 схем уравнений реакции для соседа по парте, предложить ему правильно расставить коэффициенты в реакции и назвать их тип.(слад №26)
III этап: Оценочно-рефлексивный
Оцените свою работу, как вы выполнили цель урока и усвоили типы реакций, что не поняли, на полях пометьте, на что нужно обратить внимание при выполнении домашней работы. Обучающиеся возвращаются к цели урока: что они должны знать и уметь. Обсуждается итог урока, и высказываются суждения о реализации своих возможностей на уроке: "Как я усвоил тему?", "Как я реализовал себя в ходе урока и его подготовки (слады № 27,28)
Оценочный лист урока:
Этап урока Выполняемое задание Оценка за этап урока Итоговая оценка
1 этап: Вопрос-ответ
2 этап Химический диктант
Проекты
Тестирование
3 этап
Выполняют в течение 10 минут.
Проверка (взаимоконтроль).
ВАРИАНТ № 1 А. 1. (2 балла) Физическое явление – это:
а) ржавление железа
б) горение древесины
в) плавление свинца
2. (2 балла) Уравнение реакции обмена:
а) CaO + SiO2 = CaSiO3
б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S
в) 2 KClO3 = 2 KCl + 3O2
3. (3 балла) По данной левой части уравнения CuO + H2SO4 = … восстановите его правую часть.
а) CuSO4 + H2O
б) CuSO4 + 2 H2O
в) CuSO4 + H2
4. (2 балла) Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:
а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение
Б. 5.(6 баллов) Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:
а) Li + O2 Li2O
б) Fe2O3 + Al Al2O3 + Fe
6. (7 баллов) Восстановите пропущенную запись и укажите тип химической реакции:
а) ? + 2 HCl = FeCl2 + H2
б) 2 Al + ? = 2 AlCl3
ВАРИАНТ № 2 А.1. (2 балла) Химическое явление – это:
а) горение свечи
б) испарение бензина
в) плавление льда.
2. (2 балла) Уравнение реакции разложения:
а) CaO + SiO2 = CaSiO3
б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S
в) 2 KNO3 = 2 KNO2 + O2
3.(3 балла) По данной правой части уравнения … = CuCl2 + 2 H2O восстановите его левую часть.
а) Cu + 2 HCl
б) Cu(OH)2 + 2 HCl
в) CuO + 2 HCl
4. (2 балла) Из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ в реакции: а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение
Б. 5. (6 баллов) Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:
а) CuO + HCl CuCl2 + H2O
б) NH3 N2 + H2
6. (7 баллов) Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции: