~~Рогова Е.В.
Учитель химии и биологии
МКОУ Васильевская ООШ Воронежской области
Тема урока - лекции: Окислительно - восстановительные реакции.
2) выработать умение по составлению простых окислительно-восстановительных уравнений методом электронного баланса;
3) закрепить умения учащихся применять понятие «степень окисления» на практике.
Ход урока:
1. Организационный момент. Проверить наличие принадлежностей. Конспект лежит на каждой парте, отложить в сторону. В тетрадях записывают тему « Окислительно -восстановительные реакции».
2. Девиз урока: В природе постоянно идут превращения веществ, которые выражают с помощью химических уравнений.
Задание 1. Посмотрите, подумайте и ответьте, к какому типу реакций относятся данные опыты, которые демонстрирует учитель:
A)Fe + CuCL2 -----
Б) СаСОз + НСl -----
В) Си +02 —
Г) NaOH + HC1 —
Задание 2. Рассмотрите данные уравнения реакций с точки зрения изменения степени окисления элементов (Делаем вывод о том, что собой представляют окислительно -восстановительные реакции).
Демонстрация слайда №1,2,3.
1.Формирование понятия «окисление». Процесс отдачи электронов – окисление
Na°-e---Na+ S°-4e---S+4
Mg°-2e---Mg+2 P°-5e- --P+5
2. Формирование понятия «восстановление». Процесс принятия электронов -восстановление.
С1° + е - С1 N0 + Зе-N-3 0°+ 2е- О-2
3. Взаимосвязь процессов окисления и восстановления.
В природе все процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без окисления нет восстановления и без восстановления не может быть окисления:
Zn° + Н+Сl- - Zn+2C1-2 + Н2°
Проставляем степени окисления элементов до и после реакции, выписываем те элементы,которые изменили степень окисления:
Zn° - 2е- ~Zn+2 окисление
восстановитель
2Н+ + 2е- – Н2° восстановление
окислитель
На основании закона сохранения массы веществ и следствия из него вытекающего, число принятых электронов равно числу отданных. Для составления окислительно-восстановительных реакций пользуются методом электронного баланса.
Демонстрация слайдов 4-10
4. Объяснение повторяю еще раз.
5. Самостоятельная работа класса по конспекту (10 мин.)
Конспект.
1) Запомните! Процесс окисления - отдача электронов, а частица, отдающая электрон -восстановитель (окисляется)
Mg° - 2е- --Mg+2
К0 –е- - К+окисление
восстановитель
2) Процесс восстановления - принятие электронов, а частица, принимающая электрон -окислитель (восстанавливается).
О0 + 2е-- -О-2
С°+4е- --С-4 восстановление
окислитель
3)Окислительно- восстановительные реакции (уравнения) составляются методом электронного баланса. Запомните порядок!
1) Запишите схему реакции: СиО + Н2—Си + Н2О
2) Проставьте степени окисления элементов до и после реакции (Си+2, О-2 Н°2 Си0 ,Н+2 O-2
3) Подчеркните в уравнении элементы, изменяющие свою степень окисления.
4) Составьте отдельно схему процесса окисления - восстановления:
Си+2 + 2е-— Си0 восстановление
ок-ль
Н20 – 2е-— 2Н+ окисление
восст-ль
5)Найдите общее кратное для принятых и отданных электронов .(2)
Запомните! Дополнительные множители - это коэффициенты в уравнении реакции.
Самостоятельное составление уравнения реакции, руководствуясь конспектом:
Mg + N2 —Mg3N2
6 Задание на дом: п. 1-3, конспект.
Используемая литература
1 Химия 9 класс И.И. Новошинская, Н.С. Новошинский.
2. Окислительно – восстановительные реакции. Хомченко Г.П, Севастьянова К.И изд Просвещение 1985 г
Тема урока-лекции : " Окислительно-восстановительные реакции"