Тема урока: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома
Тема урока: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома
Описание работы. Данная разработка урока по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома» составлена для УМК Гара Н.Н., учебника Химия-11 (Рудзитис Г.Е.). Урок разработан для учащихся 11 класса. Методическая разработка включает конспект урока химии в 11 классе + презентация.
Задачами урока являются:
- обобщить знания периодического закона и периодической системы;
- систематизировать знания о важнейших закономерностях, заложенных в периодической системе;
- уметь применять знания о строении атомов, о периодичности изменения свойств элементов при решении химических задач.
Урок соответствует всем рекомендованным УМК.
В презентации представлен иллюстрированный теоретический материал и контрольно-измерительный материал для контроля знаний и умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома»
Проект урока
2016
Методическая разработка
Описание работы. Данная разработка урока по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома» составлена для УМК Гара Н.Н., учебника Химия-11 (Рудзитис Г.Е.). Урок разработан для учащихся 11 класса. Методическая разработка включает конспект урока химии в 11 классе + презентация.
Задачами урока являются:
- обобщить знания периодического закона и периодической системы;
- систематизировать знания о важнейших закономерностях, заложенных в периодической системе;
- уметь применять знания о строении атомов, о периодичности изменения свойств элементов при решении химических задач.
Урок соответствует всем рекомендованным УМК.
В презентации представлен иллюстрированный теоретический материал и контрольно-измерительный материал для контроля знаний и умений.
Тема № 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома
Урок № 5. Повторение и обобщение изученного материала
Тип урока: Урок контроля знаний и умений.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с периодической таблицей.
Продолжить формирование умения находить отличия, сравнивать и выделять признаки.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения определять цель учебной деятельности.
Продолжить формирование умения определять взаимосвязь между строением и свойствами.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Раздаточный материал: карточки с дидактическим материалом на каждый стол с индивидуальным заданием, с тестовым заданием.
Ход урока
I. Организация начала занятий.
Дидактическая задача. Подготовить учащихся к работе на уроке.
Проверить у учащихся готовность к уроку, на столах должны быть тетрадь, дневник, учебник, письменные принадлежности.
II. Подготовка к основному этапу занятий.
Дидактическая задача. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
На предыдущих уроках была рассмотрена тема «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома».
В своих дневниковых записях в 1905 г. Дмитрий Иванович отметил: «По видимости периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает...»
Совместно с учащимися формулируем цели урока.
Цель урока.
1. Обобщить знания периодического закона и периодической системы.
2. Систематизировать знания о важнейших закономерностях, заложенных в периодической системе.
3. Уметь применять знания о строении атомов, о периодичности изменения свойств элементов при решении химических задач.
К данному уроку вы должны были повторить изученный материал по плану.
План. (План повторения учебного материала к уроку.)
I. Краткие сведения о строении атома.
1. Распределение электронов по энергетическим уровням.
2. Строение ядра атома.
3. Изотопы.
II. Периодический закон и периодическая система.
1. Строение атомов и периодический закон.
2. Зависимость свойств элементов от строения атомов.
3. Зависимость свойств соединений элементов от величины заряда и радиуса ионов.
4. Значение периодического закона.
III. Обобщение и систематизация знаний.
Дидактическая задача. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.
IV. Контроль и самопроверка знаний.
Дидактическая задача. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действия.
Фронтальный устный опрос. (на слайдах 4-9).
Вопросы к классу.
1. В каком году был открыт периодический закон? (1 марта 1869г.)
2. Дайте современную формулировку периодического закона. (Свойства химических элементов, а также их соединений находятся в периодической зависимости от зарядов ядер атомов.)
3. Чем отличается современная формулировка периодического закона от данной Менделеевым? (За основу Менделеев брал атомный вес элемента.)
4. При создании периодической системы Д.И. Менделеев расположил два соседних элемента (какие?) V периода не в порядке возрастания атомного веса. Почему это пришлось сделать? (Te, I)
5. Можете ли вы привести дополнительные примеры подобных несоответствий? (Ar-K, Co-Ni)
6. Фотографии Лекока де Буабодрана, Винклера и Нильсона Д.И. Менделеев заключил в общую рамку и озаглавил ее . . . . Почему?
Следующий этап нашей работы - фронтальный письменный опрос. (В тестовой форме.)
Вопросы фронтального письменного опроса.
1. Химические свойства вещества определяются тремя субатомными частицами. Две из них имеют одинаковый по величине, но противоположный по знаку заряд, а третья не имеет заряда.
Эти частицы называются______________, _________________ и _______________.
2. Из перечисленных ниже характеристик атомов элементов периодически изменяются:
а) заряд ядра атома;
б) относительная атомная масса;
в) число энергетических уровней в атоме;
г) число электронов на внешнем энергетическом уровне.
3. Атом какого из элементов легче всего отдает один электрон:
а) натрий, порядковый номер 11;
б) магний, порядковый номер 12;
в) алюминий, порядковый номер 13;
г) кремний, порядковый номер 14?
4. Число протонов в ядре равно:
а) числу нейтронов в ядре;
б) номеру группы;
в) числу электронов в атоме;
г) суммарному числу электронов и нейтронов?
5. Атом элемента имеет порядковый номер 13 и массовое число 27. Число валентных электронов у него равно:
а) 5; в) 3;
б) 2; г) 4.
6. Массовое число изотопа равно:
а) числу протонов в ядре;
б) числу нейтронов в ядре;
в) числу орбитальных электронов;
г) суммарному числу нейтронов и протонов.
7. Элемент с порядковым номером 38 должен обладать свойствами, сходными с:
а) платиной; в) кальцием;
б) свинцом; г) ртутью.
8. Неметаллические свойства элементов, расположенных в главных подгруппах периодической системы Д.И. Менделеева, наиболее ярко выражены у тех из них, которые находятся:
а) в верхней части подгруппы;
б) в нижней части подгруппы;
в) в середине подгруппы;
г) у всех элементов подгруппы выражены примерно в одинаковой степени.
9. Неизвестный элемент Э образует хлорид состава ЭCl3. Какая наиболее вероятная формула у его оксида:
а) ЭО2; в) Э2О3;
б) ЭО3; г) Э3О2.
10. Элементы IА группы периодической системы
а) называются щелочными металлами;
б) принимают электроны;
в) имеют атомы с числом электронов на один меньше, чем нужно для достижения электронной конфигурации инертного газа;
г) образуют высшие оксиды с общей формулой R2О3.
- Выполненные работы передаем соседу по столу и выполняем взаимопроверку. Оцениваем работы.
Ответы (на слайде 10):
электрон, протон и нейтрон
г
а
в
в
г
в
а
в
а
Следующий этап урока - лабораторный эксперимент (на слайдах 11-14).
Перед проведением эксперимента повторим правила техники безопасности.
1. При работе со спиртовкой соблюдайте следующие правила:
1) Пользуясь спиртовкой, нельзя зажигать ее от другой спиртовки.
2) Чтобы погасить пламя спиртовки, ее следует закрыть колпачком.
2. Особую осторожность соблюдайте при работе со щелочами. Если случайно щелочь попадет на руки или на одежду, немедленно смойте ее большим количеством воды.
Задача. Подтвердите закономерное изменение свойств элементов и их соединений по периодической системе в периоде на примере взаимодействия натрия, магния и алюминия с водой. Объяснить причину закономерности ослабления металлических свойств в периоде в ряду Na - Mg - Al.
Задание. Объясните химическую активность исследуемых металлов в свете строения их атомов (слайд 15).
Формулируем вывод (слайд 16):
В периодах слева направо металлические свойства ослабевают, а неметаллические усиливаются, т.к. заряд ядра и количество валентных электронов увеличивается и радиусы атомов уменьшаются.
Свойства химических элементов, а также формы и свойства образуемых ими простых веществ и соединений находятся в периодической зависимости от величины зарядов ядер их атомов.
Письменная работа по вариантам.
Задание. Работу выполняем на листочках, листы подписываем, отвечаем на предложенные вопросы.
Вопросы письменной работы. (3 варианта)
- 1 -
1. Определите элемент по указанному числу протонов, нейтронов и электронов:
Дидактическая задача. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Итоговые вопросы.
1. Какой материал мы рассмотрели на уроке?
2. Каково значение периодического закона для развития науки и производства?
В завершение я прошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке (на слайде 17).
Все ли вам было понятно в течение урока?
Какая часть урока показалась самой интересной?
Какая часть урока вызвала затруднение?
Какое у вас настроение после урока?
Учитель подводит итог урока.
Сегодня на уроке мы рассмотрели важные вопросы, которые послужат нам теоретической основой в процессе дальнейшего изучения химии.
Литература
Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
Гара Н.Н. Химия: Программы общеобразовательных учреждений: 8-9 классы, 10-11 классы /Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.– М.: Просвещение.
Гара Н.Н. Химия. Уроки в 11 классе: метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение.
Радецкий А.М. Химия. Дидактический материал. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа.
Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В., Додонов Ю.Б. Сборник задач и упражнений по химии.
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 10-11 классы.