I | Вводно-мотивационный | Звучит музыка. На экране корабль,карта. Ребята!Любой человек,невзирая на возраст, любит путешествовать. Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие на этом прекрасном корабле и наш капитан сегодня......Это звание он получает за свои успехи на предыдущих уроках. Давайте дадим название нашему кораблю. В дорогу мы возмем с собою героев стихотворения Редьярда Киплинга: Есть у меня шестерка слуг, Проворных,удалых, И всё,что вижу я вокруг,- Всё знаю я от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто,Что,Когда и Где. | Настраиваются на урок | Формирование личностного смысла обучения |
III | Постановка учебной задачи | До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой. Задание: сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4. (Формулы на экране) Используя наборы для составления моделей молекул различных веществ, составьте модели молекул этих соединений. Беседа с учащимися: – Что общего в составе молекул? Предполагаемый ответ: Наличие атомов водорода. – Чем они отличаются друг от друга? (Предполагаемый ответ: HCl – один атом хлора удерживает один атом водорода, H2O – один атом кислорода удерживает два атома водорода, NH3 – один атом азота удерживает три атома водорода, CH4 – один атом углерода удерживает четыре атома водорода.) Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода? (Выслушиваем варианты ответов учащихся). Давайте определим гипотезу, которую мы должны доказать в ходе урока(На доске появляется запись: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях.) А доказать нашу гипотезу нам поможет королева острова Валентность.(Наэкране появляется изображение королевы) Довайте определим цели нашего урока.(Учитель выслушивает ответы учащихся, формулирует совместные цели) | Выполняют задание,демонстрируют шаростержневые модели, отвечают на вопросы учителя. Участвуют в постановке гипотезы, определяют цели урока. | Регулятивные: Постановка цели и анализирование условий достижения цели. Прогнозирование результата Познавательные: Определение понятий. Умение структурировать знания. Умение выделять существенные характеристики объектов. Умение устанавливать причинно-следственные связи. построение логической цепи рассуждений Регулятивные: познавательная инициатива, планирование, прогнозирование Коммуникативные: Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию |
IV | Операционно -исполнительский | 1.Давайте познакомимся с королевой Валентность.Слово “валентность” происходит от лат. valentia – сила. Задание: найдите в учебнике определение валентности,запишите его в тетрадь. Ребята, а что показывают формулы веществ? (Формулы показывают, что атомы соединяются между собой в различных соотношениях.) Изучение состава веществ, образованных водородом и атомами других элементов показало, что его атом не может присоединить более одного атома других элементов. Это позволило принять валентность водорода за 1. Отсюда следует, что если в состав молекулы НСl входит по 1 атому водорода и хлора, то валентности этих элементов равны. Поскольку в молекуле H2O содержится один атом кислорода и 2 атома водорода, значит валентность кислорода в 2 раза превышает валентность водорода и равна 2. (Демонстрация шаростержневых моделей) Валентность обозначают римскими цифрами. Задание: Исползуя таблицу «Валентность некоторых элементов в химических соединениях» на с.32 учебника заполните пропуски в предложениях: 1. H, O, AL, Zn, Ca - элементы,атомы которых имеют валентность.................... 2. C, S, Fe, Cu,N -элементы,атомы которых имеют валентность.................... Сделайте вывод. (Атомы некоторых химических элементов имеют постоянную, атомы других- переменную валентность) 2.Определение валентности атомов элементов в соединениях. Задание 1 группе учащихся: Используя материал учебника на с.34 заполните таблицу отображающую порядок действий при определении валентности атомов элементов в соединениях. Задание 2 группе учащихся:Запишите порядок действий при определении валентности атомов элементов в соединениях,анализируя предложенный пример. Порядок действия | Пример | 1 2. 3. | II 1. Al2 O3 6 II 2.Al2 O3 II * 3 = 6 (НОК) III6 II 3.Al2 O3 6 : 2 =III | (Задания в раздаточном материале.) Обсуждение полученных результатов Как определить валентность атома в соединении? Упражнение: определить валентность элементов в веществах (тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске). Задание в раздаточном материале. SiH4, CrO3, H2S, CO2, CO, SO3, SO2, Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O5, Cl2O7, РН3, K2O, Al2O3, P2O5, NO2, N2O5, Cr2O3, SiO2, B2O3, SiH4, Mn2O7, MnO, CuO, N2O3. Ребята! Жители Формуляндии приглашают нас на рыбалку.(Задание в раздаточном материале.) Задание: Поймайте «химических рыбок на крючок валентности: | Работают сучебником, записывают определение в тетрадь. Выполняют задание, делают вывод. Работают в группах,заполняют таблицы,затем- проверка по образцу, предложенному учителем. Отвечают на вопрос Ученики цепочкой выходят к доске, выполняют задания. Самостоятельно выполняют задание,затем- самопроверка по эталону ответа. | Познавательные: Определение понятий. Умение структурировать знания. Умение выделять существенные характеристики объектов. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельный поиск информации. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию |