2023г.
Место и роль урока в изучаемой теме: 7 урок по теме «Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения»
Цель: способствовать формированию системы знаний о валентности и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ.
Оборудование: доска, дидактические карточки, медиапроектор, ноутбук,презентация.
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности | Действие учителя по организации деятельности учащихся.(Слайд 2) | Действие учащихся(предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов на уроке | Диагностика Достижения планируемых Результатовурока |
1 | Организационный | Включение учащихся в учебную деятельность | коллективная | -Ребята! Каждый человек, любого возраста, хочет узнать что-то новое. И сегодня на наш урок мы пригласим героев стихотворения РедьярдаКипленга: Есть у меня шестерка слуг, Проворных удалых, И всё, что вижу явокруг,- Всё знаю я о них. Они по знаку моему Являются в нужде Зовут их: Как иПочему, Кто, Что, Когда иГде. | -Настраиваются на, работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание - Слушают учителя | Готовы к сотрудничеству внимательны, собраны | |
2 | Актуализация знаний | Повторение пройденного материала необходимого для открытия нового знания | Групповая, индивидуальная | Выявляю уровень знаний, и помогут мне герои стихотворения (Слайд 3) -Что такое химическая формула? - Что такое качественный и количественный состав вещества? -Что обозначает индекс и коэффициент в химической формуле?-- Как объяснить следующую запись -2Cl, 2Cl2,3Сl2, 5НСl? -Что такое относительная молярная масса, как она рассчитывается? -Кто может рассчитать Mrмолекулы вещества?Mr(Al2(SO4)3) | - Отвечают на вопросы, мыслительные операции, учебные навыки. -Работа в тетради. - Вычисляют Mr молекулы вещества. -Совершают самопроверку по эталону (Слайд 4) (При верном решении ставят на полях 2 балла) | Умение использовать свои знания, умение пользоваться таблицей Менделеева. | : |
3 | Создание проблемной ситуации | Обсуждение не знакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия | Коллективная работа; работа в паре | - Ребята пока мы пользовались готовыми формулами молекул. -Вывести химические формулы можно на основании данных о составе веществ. -Но при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой. (Слайд 5) - На слайде химические формулы молекул: HCl, H2O ,NH3, СН4 - Сравните качественный и количественный состав в молекулах. -Что общего и в чем отличие в составе молекул? -Возникает проблема:почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода? | Внимательно смотрят на слайд, выполняют задания, отвечают на вопросы. Вступают в диалог: Предполагаемые ответы (-Наличие атомов водорода. -Один атом хлора удерживает один атом водорода. - Один атом кислорода удерживает два атома водорода. -Один атом азота удерживает три атома водорода. -Один атом углерода удерживает четыре атома водорода.) -Делают предположение -Гипотеза: у атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединени | Умение выполнять опыт. | |
4 | Планирование предстоящих действий | Определение темы урока, постановка цели | Групповая и индивидуальная работа | Но прежде ,чем мы будем доказывать нашу гипотезу, нам нужно узнать, как называется свойство способности атомов удерживать другие атомы в соединении. - Работа с учебником(п.13) (Слайд 6) -Запишите тему урока в тетради. -Давайте определим цели урока. | -Извлекают нужную информацию из текста. -Участвуют в постановке гипотезы, определяют цели урока. -Формулируют и устанавливают связь между целью и учебной деятельностью на уроке. -В тетрадь записывают тему урока и свою цель урока | | |
5 | Открытие нового знания | проблемно поисковым методом | Работа в малой группе | - Запишите определение в тетрадь: - Валентность обозначается римскими цифрами-I, II, III, IV,V, VI, VII… - Ребята, вы должны запомнить: водород всегда одновалентен(I); кислород двухвалентен(II) - Химическая формула, в состав которой входят два вида атомов называется бинарной. -Объясняю, определить валентность каждого элемента в соединенииNH3;Р2О5, HBr. - Задание: 1)составить схему виды валентностей; 2) алгоритм определения валентности; 3)составьте формулы кисло содержащих соединений. | - Записывают в тетрадь определение валентности -Работают с учебником – Обсуждают предложенного алгоритма,задают вопросы на понимание. -Составляют схему в тетради. -Составляютформулы по валентности (Слайд7) | Умение работать по агоритму | Составлеа схема |
6 | Закрепление изученного материала | Формирование умения определять валентность атомов химических элементов | Работа в паре | -Определите валентность в следующих химических соединениях: 1пара: SiH4, CrO3, H2S, CO2, CO, SO3, SO2. 2 пара: Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O5, Cl2O7, РН3. 3 пара: K2O, Al2O3, P2O5, NO2, N2O5, Cr2O3, SiO2. 4 пара: B2O3,Mn2O7, MnO, CuO, N2O3, SiH4, HBr. (Слайд 9) | -Выполняют задание- тренажер. Проверяют его по эталону (7 «+»-3балла; 6-5 «+»-2балла; 4-3 «+»-1балла на полях ) (Слайд 8) | Умение использовать полученные знания при работе в паре | Самопроверка по эталону |
индивидуальная | -Выберите одно из трех заданий, с которым вы справитесь.(Слайд 10) Репродуктивный уровень (3 Балла) Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO. Прикладной уровень(4Балла) Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2. Творческий уровень(5 баллов)Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом. | -Выполняют задания по уровням, анализируют свою деятельность -Проверяют по эталону и ставят соответственно баллы на полях тетрадей. (Слайд 11) | Умение делать выбор учитывая свои образовательные особенности. | |
7 | Рефлексия | Обеспечение осознания учащимся своей учебной деятельности на уроке | Индивидуальная | - Предлагаю продолжить фразу: (Слайд 12) Было трудно… Было интересно… Сегодня я узнал… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я смог… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… | -Осуществляют самоанализ деятельности. Подсчитывают баллы и переводят в баллы в отметки. | | |
8 | Домашнее задание | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения | Групповая | -На уроке вы узнали много нового, вам помогали герои стихотворения РедьярдаКипленга: Как иПочему, Кто, Что, Когда иГде, но чтобы все знания остались с вами, необходимо поработать в школе. (Слайд 13) -Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания: § 13, упр.3,4,5, стр.60. -Спасибо за урок! | - Слушают, задают вопросы на уточнение. Фиксируют информацию в дневник. | | |
Литература:1Химия.8кл.:учебник для образовательных учреждений/ Н.Е.Кузнецова –М. «Вентана-Граф» ,2017г.
Приложение: Презентация к уроку.
Критерии: 10баллов -«5»; 9-8 баллов- «4»; 7-6 балла- «3»;менее 5 баллов нужно стараться.