Цель: расширение базы знаний о серной кислоте, за счет включения в неё новых элементов о свойствах концентрированной серной кислоты и стадиях её производства.
Место урока в системе уроков данного раздела: 8 урок в разделе «Неметаллы» и 2 урок при изучении темы «Сера. Соединения серы.»
Тип урока: урок освоения новых знаний (урок-сказка).
Межпредметные связи: экологические проблемы, связанные с производством и использованием серной кислоты.
Наглядность: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов», компьютер, проектор презентация к уроку по теме «Серная кислота и её свойства» (Презентация).
Девиз урока: «Познание начинается с удивления» (Аристотель).
Использование современных технологий: информационно коммуникативные технологии, ЭОР.
Технологическая карта к уроку химии в 9 классе на тему «Серная кислота и её свойства». |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1. Организационно- мотивационный момент. | Приветствие. Эмоциональный настрой на урок. Мотивация. Постановка целей и задач. Погружение в тему. Историческая справка о том, как называли серную кислоту. | Выдвигают предположение о каком веществе идёт речь. | Выделять существенную информацию из текста. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. | |
2. Актуализация знаний и умений. | Организует обсуждение определения состава и структурной формулы серной кислоты на основе имеющихся знаний о других кислотах. Демонстрация опыта: «Изменение окраски индикатора» | Выдвигают предположения о составе и строении серной кислоты и определения ее состава. | Выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время обсуждения способов получения серной кислоты. | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Отстаивать свою точку зрения. | Обсуждают результаты демонстрационного эксперимента. | Уметь слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента. | Презентация Слайд 2-4 |
Организует обсуждение физических свойств серной кислоты на основе визуальных наблюдений и имеющихся знаний. | Обсуждают физические свойства серной кислоты на основе личных наблюдений. | Самостоятельный поиск информации на основе визуальных наблюдений и дополнительных источников информации. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время обсуждения физических свойств серной кислоты. | Вести диалог, аргументировать свою точку зрения. | Контролируют правильность ответов учащихся. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения. | Презентация Слайд 5 |
Организует обсуждение «родословной» серной кислоты, составление и решение цепочки превращений. | Решают цепочку превращений. | Составлять цепочки превращений и решать химические уравнения. | Взаимодействие с учащимися в процессе обсуждения и составления цепочки превращений. | Слушать собеседника, вести диалог, отстаивать свою точку зрения. | Контролируют правильность написания формул и уравнений реакции. Взаимопроверка. | Следить за правильностью написания уравнений, исправлять в случае необходимости. | Презентация Слайд 6 |
3. Открытие новых знаний. | Формирует знания учащихся о технологическом процессе получения серной кислоты. Постановка проблемного вопроса: «Почему для растворения оксида серы (VI) нельзя использовать воду?» | Фиксируют графические модели технологического процесса производства серной кислоты и переводят их в речевое высказывание. | Анализировать предложенную схему технологического процесса производства серной кислоты, выбирать главное для анализа табличных данных. | Сотрудничают с учителем и учащимися во время обсуждения технологического процесса получения серной кислоты | Обсуждать, вести диалог, полно и точно выражать свои мысли. | Выдвигают предположение о возможных способах получения серной кислоты на основе имеющихся знаний. Обсуждают решение проблемного вопроса. | Соотносить имеющиеся знания с новым материалом | Презентация Слайд 7 |
| Формирует знания о правилах растворения (ТБ) и об особенностях взаимодействия серной кислоты с органическими веществами с помощью ЭОР. | Наблюдают за демонстрационным экспериментом Просматривают видеофрагменты. | Анализировать предложенный демонстрационный эксперимент и делать выводы. | Осознанно строят речевые высказывания, ведут диалог, слушают собеседника. | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Отстаивать свою точку зрения. | Обсуждают результаты демонстрационного эксперимента. | Уметь слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента. Делать выводы. | Презентация Слайд 8-12 8. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6ae368db-1a38-5b5c-82c3-aadd474e4be6/index.htm 9. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7c646dda-e274-b217-58cf-1668d25430fb/index.htm 10. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5984256-0b18-c23b-985b-397af5d9adbe/index.htm 12. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a897ea8-64e1-3877-def6-aba916d777ee/index.htm |
4. Первичная проверка и закрепление изученного материала. | Организует самостоятельную работу учащихся по написанию ОВР, характеризующих химические свойства серной кислоты и взаимопроверку в парах выполненной работы. | Самостоятельно выбирают способ решения задач. | Анализировать предложенное задание, находить способ его решения, записывать и решать уравнения химических реакций. | Организует самостоятельную деятельность. | Самостоятельно мыслить и решать предложенное задание. | Предвосхищают результаты и уровень усвоения знаний | Осознать, что усвоено, корректировать результат. | Презентация Слайд 13-14 |
5. Физкультминутка | Организует дежурного для проведения динамической паузы. | | | Определяет способы взаимодействия во время проведения динамической паузы. | | Организуют совместную деятельность. | | |
6. Открытие новых знаний. | Продолжает формирование знаний учащихся о химических свойствах серной кислоты с помощью демонстрационного эксперимента и ЭОР. Организует написание химических уравнений по ходу объяснения нового материала. Постановка проблемного вопроса: «Почему разбавленная серная кислота не вступает в реакцию с медью?» | Наблюдают за демонстрационным экспериментом Просматривают видеофрагменты. | Анализировать предложенный демонстрационный эксперимент и делать выводы, записывать и решать уравнения химических реакций. | Осознанно строят речевые высказывания, ведут диалог, слушают собеседника. | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Отстаивать свою точку зрения. | Обсуждают проблемный вопрос, результаты демонстрационного эксперимента. | Уметь слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента. Соотносить имеющиеся знания с новым материалом | Презентация Слайд 15-20 19.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d8932e1e-fc13-f1de-2ace-288cbf49a4db/index.htm |
7. Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний по эталону. Самоанализ. | Организует работу с тренажером "Химические свойства серной кислоты" и самопроверку выполненной работы. | Самостоятельно выбирают способ решения задач. | Анализировать предложенное задание, находить способ его решения. | Организует самостоятельную деятельность. | Самостоятельно мыслить и решать предложенное задание. | Предвосхищают результаты и уровень усвоения знаний | Решать тест и сравнивать результат с эталоном. Самоконтроль учебной деятельности. | http://fcior.edu.ru/card/1210/trenazher-himicheskie-svoystva-sernoy-kisloty.html |
8. Включение новых знаний в систему и применение изученного материала. | Формирует и обобщает знания учащихся о применении серной кислоты. Организует работу докладчиков. | Извлекают информацию из прослушанных сообщений, определяют основную и второстепенную информацию. | Воспринимать предложенную информацию и анализировать её. | Владеют монологической и диалогической формой речи, сотрудничают с учителем и сверстниками. | Выражать свои мысли, высказывать свое мнение, слушать принимать участие в обсуждении предложенной информации, вести диалог. | Выделяют и осознают уровень усвоения учебного материала. | Осознать уровень и качество усвоения новых знаний. | Презентация Слайд 21-22 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4ae4b80-78f8-6aa5-1967-3de11a099cf3/index.htm http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09a73a26-340a-0743-b42d-d2372b78657b/index.htm http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d52658e3-f16c-5c57-d382-2f820fd82d75/index.htm |
9. Обобщение и систематизация знаний. | Организует обсуждение выводов по изученному материалу об общих и специфических свойствах серной кислоты. | Структурируют полученные знания | Формулировать выводы. | Владеют монологической и диалогической формой речи, сотрудничают с учителем и сверстниками. | Обсуждать, вести диалог, полно и точно выражать свои мысли. | Осознание уровня усвоения учебного материала. | Анализировать полученные знания. | Презентация Слайд 23 |
10. Домашнее задание. | Объясняет сущность домашнего задания. | Записывают домашнее задание | | Сотрудничает с учителем | | Выбирают свой уровень сложности д/з | | Презентация Слайд 24 |
11. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия. | Оценивает работу учащихся на уроке. Рефлексия. | Анализируют свою деятельность на уроке. | Выявить затруднения возникшие на уроке. | Оценивают деятельность на уроке своих одноклассников. | Выбирать критерии для анализа и сравнения. | Оценивают уровень усвоения нового материала | Осознать то, что уже усвоено, качество и уровень усвоения. | Презентация Слайд 25 |