Тема
Хлороводород. Соляная кислота.
Цели
Обучающиеся должны знать понятия: строение молекулы хлороводорода. Получение хлороводорода, его физические свойства. Физические и химические свойства соляной кислоты. Применение соляной кислоты на основе её свойств.
Основное содержание темы, термины и понятия
Содержание темы предполагает:
- закрепить знание современных представлений о ковалентной связи
- закрепить знание понятий: относительная плотность газа, физические свойства хлороводорода
- сформировать представления о химических свойствах соляной кислоты, биологическую роль соляной кислоты, области применения соляной кислоты;
- научить составлять уравнения химических реакций, характеризующие кислотно-основные свойства кислоты
- проводить химические опыты, подтверждающие химические свойства соляной кислоты.
Планируемый результат
Личностные умения
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
-Знание основ здорового образа жизни и правильного питания
Метапредметные умения
Познавательные:
- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
- умение вести наблюдение;
-умение понимать различие между теоретическими моделями и реальными объектами
Регулятивные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами;
-умение осознавать уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами
- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные умения
-умение объяснять тип химической связи в молекуле хлороводорода,
- умение характеризовать физические свойства хлороводорода как молекулярного вещества с ковалентно полярным типом связи,
- умение составлять уравнения реакций ( молекулярных и ионных), характеризующих свойства соляной кислоты, проводить химические опыты с соляной кислотой
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Ресурсы
Формы работы
Биология 8 класс
Тема: «Пищевари
тельные железы»
Компьютер, мультимедийный проектор, таблицы «Электронное строение атомов химических элементов», ПСХЭ Д.И. Менделеева, диск «Химические опыты со взрывами и без» (Химия для всех XXI), диск «Конструктор тестов»
фронтальная
индивидуальная
в паре
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Самоопределение к деятельности.
I этап. Организационный момент (2-3 мин.)
Вступление: сегодня мы приступаем к изучению соединения хлора – хлороводород и соляная кислота. Несколько интересных фактов:
- Желудок человека вынужден ежедневно обновлять свою поверхность взамен пострадавшей от желудочного сока, то есть соляной кислоты;
- Желудочный сок человека достаточно агрессивен для того, чтобы полностью растворить бритвенное лезвие за неделю — это происходит благодаря соляной кислоте;
- Соляная кислота — может полностью испарится;
- Соляная кислота — способствует перевариванию пищи в желудке и убивает различные болезнетворные бактерии.
Цели деятельности
II. Изучение новой темы (25-30 мин)
Ситуативное задание
Планируемый результат
-актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями химическая связь, относительная плотность газов
Учащиеся работают с рабочей инструкцией
Задание №1 Опишите качественный, количественный состав хлороводорода. Составьте структурную и электронную формулы хлороводорода. Вычислите относительную плотность хлороводорода по воздуху. Определите тип связи. Результаты занесите в таблицу.
Химическая формула
Молярная масса
Электронная
формула
Структурная формула
Тип химической связи
Относительная плотность по воздуху
Форма работы – индивидуальная.
Личностный:
- проявление интереса к поставленной проблеме
Предметный:
- умение объяснять тип связи в молекуле HCl
- умение вычислять относительную плотность HCl по воздуху;
Умения вести наблюдения, выдвигать гипотезы, делать выводы;
Коммуникативный:
-умение работать с информацией на опережение;
-умение работать в паре
научить школьников:
формулировать понятия:
методы вытеснения воздуха, метод вытеснения воды при получении газов;
физические свойства хлороводорода,
составлять:
проводить наблюдения за химическим опытом и описывать физические свойства хлороводорода;
составлять уравнения химических реакций (молекулярных и ионных) характеризующих химические свойства соляной кислоты;
объяснять: области применения кислоты в соответствии с её физическими и химическими свойствами свойствами.
Учащиеся выполняют задание №2 из рабочей инструкции.
Задание №2. Учитывая тип химической связи, предположите растворимость хлороводорода в воде.
- Просмотрите фрагмент: «Получение хлороводорода в лаборатории»
Подумайте! 1.Какие из перечисленных пар веществ можно использовать для получения хлороводорода:
А) кристаллический хлорид натрия и раствор серной кислоты
Б) кристаллический хлорид натрия и безводная серная кислота
В) раствор хлорида натрия и раствор серной кислоты
Г) раствор хлорида натрия и безводная серная кислота
2.Можно ли собирать хлороводород методом вытеснения воды?
- Просмотрите фрагмент: «Растворение хлороводорода в воде»
Подумайте! Почему изменился цвет индикатора? Сделайте вывод о характере водного раствора хлороводорода. Опишите физические свойства хлороводорода.
Цвет
запах
Растворимость в воде
Характер водного раствора
1 объем воды - … объемов HCl
Проверка правильности выполнения задания.
Форма работы – фронтальная
Выполнение задания №3. Форма работы – в паре.
Задание №3 Изучение свойств соляной кислоты.
3.1. Подумайте! Если дунуть над отверстием склянки с концентрированной соляной кислотой, то появляется «дымок». Почему слово «дымок» взято в кавычки? Сделайте вывод о летучести кислоты.
3.2 Степень диссоциации соляной кислоты 100%. Сделайте вывод о силе кислоты. Составьте уравнение электролитической диссоциации: HCl = ? + ?
Задание №4. В организме человека соляная кислота вырабатывается в желудке. Как называется ситуация избытка кислоты в желудочном соке? Какие факторы приводят к появлению избыточной кислоты в желудке? Как нейтрализовать кислоту?
Задание №5. Моделируем нейтрализацию кислоты в желудке («лечение» изжоги) – взаимодействие с пищевой содой: HCl+NaHCO3→? +? + ?
Закончите уравнение реакции, составьте полное ионное и сокращенное ионное уравнение. Сделайте вывод о возможности нейтрализации соляной кислоты в желудочном соке пищевой содой.
Задание №6 Моделируем нейтрализацию кислоты в желудке («лечение» изжоги) – взаимодействие с лекарственными препаратами (альмагель, гевискон, ренни): Al(OH)3 + HCl→ ? + ?
Сделайте вывод: какой реагент, более щадящий для нейтрализации кислоты в желудке.
Задание №7. Вы случайно проглотили монету, достоинством 1 рубль. Состав сплава: цинк и никель. Что произойдет с монетой в желудке? Zn + HCl → ? + ? ; Ni + HCl→ ? + ?
А если монета будет из меди? Cu + HCl → ? + ? Сделайте вывод.
Проверка правильности выполнения задания. Обобщение материала.
Познавательный:
Регулятивный - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в паре.
Предметный - умение давать характеристику химическим и физическим свойствам.
Диагностика качества освоения темы
III. Закрепление новой темы (5 мин)
Цель – установить степень усвоения темы « Хлороводород, его физические свойства и получение.Соляная кислота»
Форма работы - индивидуальная.
Задание 4. Тест на экране
1.Какой газ легче воздуха
1)SO2 2)NO 3)O2 4)HCl
2. Ковалентно неполярная связь в соединении
1) HCl 2) H2O 3) HF 4) Cl2
3. Какой газ можно собирать, вытесняя воду
1) O2 2) NH3 3) F2 4) HCl
4. Соляная кислота не взаимодействует с
1) Zn 2) SiO2 3) KOH 4) CuO
5. Гидроксид натрия взаимодействует с
1) Na2O 2) Mg(OH)2 3) HCl 4) NaCl
Взаимопроверка в парах, сопоставление с эталоном.
Регулятивный -умение выполнять задание в соответствии с целью.
Предметный:
- умение характеризовать физические и химические свойства соляной кислоты
Цели деятельности
IV.Рефлексивная деятельность (1-2 мин)
Самоанализ и самооценка ученика
Результат деятельности
научить школьников:
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности.
Самоанализ
Ответьте на вопросы.
-Что узнал нового?
- Что меня удивило?
- Что показалось трудным?
- Как я буду преодолевать трудности?
Самооценка
Закончите предложения:
Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ……………….
Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………
Запись трудных моментов при изучении темы.
V. Домашнее задание (1 мин)
§14, применение соляной кислоты, упр. №1,2
― Творческое задание:
Подготовить сообщение или презентацию «Применение соляной кислоты и её солей»