kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме: «Хлороводород. Соляная кислота»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Хлороводород.  Соляная кислота.

Цели

Обучающиеся должны знать понятия: строение молекулы хлороводорода. Получение хлороводорода,  его физические свойства. Физические и химические свойства соляной кислоты. Применение соляной кислоты на основе её свойств.

Основное содержание темы, термины и  понятия

Содержание темы предполагает:

  • закрепить знание современных представлений о ковалентной связи
  • закрепить знание понятий:  относительная плотность газа, физические свойства хлороводорода
  • сформировать представления о химических свойствах соляной кислоты, биологическую роль соляной кислоты, области применения соляной кислоты;
  • научить составлять уравнения  химических реакций, характеризующие кислотно-основные  свойства кислоты
  • проводить химические опыты, подтверждающие химические свойства соляной кислоты.

Планируемый результат



 

Личностные умения

проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

-Знание основ здорового образа жизни и правильного питания

Метапредметные умения

Познавательные:

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

-умение понимать различие между теоретическими  моделями и реальными объектами

Регулятивные: 

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

-умение осознавать уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: 

- умение формулировать высказывание;

- умение анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами

- умение адекватно использовать речевые средства и  символы для представления результата.

Предметные умения

-умение объяснять тип химической связи в молекуле хлороводорода,

- умение характеризовать физические свойства хлороводорода  как молекулярного вещества с ковалентно полярным типом связи,  

умение составлять уравнения  реакций ( молекулярных и ионных), характеризующих свойства соляной кислоты, проводить химические опыты с соляной кислотой

Организация образовательного пространства



 

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Биология 8 класс

Тема: «Пищевари

тельные железы»

Компьютер, мультимедийный проектор, таблицы «Электронное строение атомов химических элементов», ПСХЭ Д.И. Менделеева, диск «Химические опыты со взрывами и без» (Химия для всех XXI), диск «Конструктор тестов»

фронтальная  

индивидуальная

в паре  

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ



 

Самоопределение к деятельности.

I этап. Организационный момент (2-3 мин.)

Вступление: сегодня мы приступаем к изучению соединения хлора – хлороводород и соляная кислота. Несколько интересных фактов:

  • Желудок человека вынужден ежедневно обновлять свою поверхность взамен пострадавшей от желудочного сока, то есть соляной кислоты;
  • Желудочный сок человека достаточно агрессивен для того, чтобы полностью растворить бритвенное лезвие за неделю — это происходит благодаря соляной кислоте;
  • Соляная кислота — может полностью испарится;
  • Соляная кислота — способствует перевариванию пищи в желудке и убивает различные болезнетворные бактерии.

Цели деятельности

II. Изучение новой темы (25-30 мин)

Ситуативное задание

Планируемый результат

 -актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями химическая связь, относительная плотность газов

  Учащиеся работают с рабочей инструкцией

Задание №1 Опишите качественный, количественный состав хлороводорода. Составьте структурную и электронную формулы хлороводорода. Вычислите относительную плотность хлороводорода по воздуху. Определите тип связи. Результаты занесите в таблицу.

Химическая  формула

Молярная масса

Электронная

формула

Структурная формула

Тип химической связи

Относительная плотность по воздуху

Форма работы – индивидуальная.

Личностный:

- проявление интереса к поставленной проблеме

Предметный:

- умение объяснять тип связи в молекуле HCl

- умение  вычислять относительную плотность HCl по воздуху;

Умения вести наблюдения, выдвигать гипотезы, делать выводы;

 Коммуникативный:

-умение работать с информацией на опережение;

-умение работать в паре

научить школьников:

формулировать понятия:

методы вытеснения воздуха, метод вытеснения воды при получении газов;

физические свойства хлороводорода,

составлять: 

проводить наблюдения за химическим опытом и описывать физические свойства хлороводорода;

составлять уравнения химических реакций (молекулярных и ионных) характеризующих химические свойства соляной кислоты;

объяснять: области применения кислоты в соответствии с  её физическими и химическими свойствами свойствами.

Учащиеся выполняют задание №2 из рабочей инструкции.

Задание №2. Учитывая тип химической связи, предположите растворимость хлороводорода в воде.

  1.  Просмотрите  фрагмент: «Получение  хлороводорода в лаборатории»

Подумайте! 1.Какие из перечисленных пар веществ можно использовать для получения хлороводорода:

А) кристаллический хлорид натрия и раствор серной кислоты

Б) кристаллический хлорид натрия и безводная серная кислота

В) раствор хлорида натрия и раствор серной кислоты

Г) раствор хлорида натрия и безводная серная кислота

                        2.Можно ли собирать хлороводород методом вытеснения воды?

  1. Просмотрите фрагмент: «Растворение хлороводорода в воде»  

 Подумайте!  Почему изменился цвет индикатора? Сделайте вывод о характере водного раствора хлороводорода. Опишите физические свойства хлороводорода.

Цвет

запах

Растворимость в воде

Характер водного раствора

1 объем воды - …  объемов HCl

Проверка правильности выполнения задания.

Форма работы – фронтальная

Выполнение задания №3. Форма работы – в паре.

Задание №3 Изучение свойств  соляной кислоты.

3.1. Подумайте! Если дунуть над отверстием склянки с концентрированной соляной кислотой, то появляется  «дымок». Почему слово «дымок» взято в кавычки? Сделайте вывод о летучести кислоты.

3.2 Степень диссоциации соляной кислоты 100%. Сделайте вывод о силе кислоты. Составьте уравнение электролитической  диссоциации: HCl  = ? + ?

Задание №4. В организме человека соляная кислота вырабатывается в желудке. Как называется ситуация избытка кислоты в желудочном соке? Какие факторы приводят к появлению избыточной кислоты в желудке?  Как нейтрализовать кислоту?

Задание №5. Моделируем нейтрализацию кислоты в желудке («лечение» изжоги) – взаимодействие с пищевой содой:                           HCl+NaHCO3→?   +?   + ?

Закончите уравнение реакции, составьте полное ионное и сокращенное ионное уравнение. Сделайте вывод о возможности нейтрализации соляной кислоты в желудочном соке пищевой содой.

Задание №6 Моделируем нейтрализацию кислоты в желудке («лечение» изжоги) – взаимодействие с лекарственными препаратами (альмагель, гевискон, ренни):       Al(OH)3 + HCl→ ? + ?

Сделайте вывод:  какой  реагент,  более щадящий  для нейтрализации кислоты в желудке.

Задание №7. Вы случайно проглотили монету, достоинством 1 рубль. Состав сплава: цинк и никель. Что произойдет с монетой в желудке?           Zn + HCl →    ? + ? ;   Ni + HCl→    ? + ?    

А если монета будет из меди? Cu + HCl  →    ? + ?    Сделайте вывод.

Проверка правильности выполнения задания. Обобщение материала.

Познавательный:

Регулятивный - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в паре.

Предметный - умение давать характеристику химическим и физическим свойствам.

Диагностика качества освоения темы

III. Закрепление новой темы (5 мин)


 

Цель – установить степень усвоения темы « Хлороводород, его физические свойства и получение.Соляная кислота»

Форма работы -  индивидуальная.  

Задание 4. Тест на экране

1.Какой газ легче  воздуха

1)SO2  2)NO   3)O2  4)HCl

2. Ковалентно неполярная связь в соединении

1) HCl    2) H2O    3) HF    4) Cl2

3. Какой газ можно собирать, вытесняя воду

1) O2    2) NH3     3)  F2    4) HCl

4. Соляная кислота не взаимодействует с

1)  Zn  2)  SiO2  3)  KOH  4) CuO

5. Гидроксид натрия взаимодействует с

1)  Na2O  2)  Mg(OH)2  3)  HCl  4) NaCl

Взаимопроверка в парах, сопоставление с эталоном.

Регулятивный -умение выполнять задание в соответствии с целью.

Предметный:

умение характеризовать физические и химические свойства соляной кислоты

Цели деятельности

IV.Рефлексивная деятельность (1-2 мин)

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

Ответьте на вопросы.

-Что узнал нового?

- Что меня удивило?

- Что показалось трудным?

- Как я буду преодолевать трудности?

Самооценка

Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ……………….

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………

Запись трудных моментов при изучении темы.

V. Домашнее задание (1 мин)

§14, применение соляной кислоты, упр. №1,2

― Творческое задание:

Подготовить сообщение или презентацию «Применение соляной кислоты и её солей»


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: «Хлороводород. Соляная кислота»»

9 класс химия

Технологическая  карта  урока №18 по теме: «Хлороводород. Соляная кислота»

Учитель: Окунева А.В.

Дата: 8 ноября 2016г.

Тема


Хлороводород.  Соляная кислота.


Цели


Обучающиеся должны знать понятия: строение молекулы хлороводорода. Получение хлороводорода,  его физические свойства. Физические и химические свойства соляной кислоты. Применение соляной кислоты на основе её свойств.


Основное содержание темы, термины и  понятия


Содержание темы предполагает:

  • закрепить знание современных представлений о ковалентной связи

  • закрепить знание понятий:  относительная плотность газа, физические свойства хлороводорода

  • сформировать представления о химических свойствах соляной кислоты, биологическую роль соляной кислоты, области применения соляной кислоты;

  • научить составлять уравнения  химических реакций, характеризующие кислотно-основные  свойства кислоты

  • проводить химические опыты, подтверждающие химические свойства соляной кислоты.


Планируемый результат




Личностные умения

проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

-Знание основ здорового образа жизни и правильного питания


Метапредметные умения

Познавательные:

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

-умение понимать различие между теоретическими  моделями и реальными объектами

Регулятивные: 

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

-умение осознавать уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: 

- умение формулировать высказывание;

- умение анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами

- умение адекватно использовать речевые средства и  символы для представления результата.

Предметные умения

-умение объяснять тип химической связи в молекуле хлороводорода,

- умение характеризовать физические свойства хлороводорода  как молекулярного вещества с ковалентно полярным типом связи,  

умение составлять уравнения  реакций ( молекулярных и ионных), характеризующих свойства соляной кислоты, проводить химические опыты с соляной кислотой

Организация образовательного пространства




Межпредметные связи


Ресурсы

Формы работы

Биология 8 класс

Тема: «Пищевари

тельные железы»


Компьютер, мультимедийный проектор, таблицы «Электронное строение атомов химических элементов», ПСХЭ Д.И. Менделеева, диск «Химические опыты со взрывами и без» (Химия для всех XXI), диск «Конструктор тестов»

фронтальная  

индивидуальная

в паре  

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ




Самоопределение к деятельности.

I этап. Организационный момент (2-3 мин.)

Вступление: сегодня мы приступаем к изучению соединения хлора – хлороводород и соляная кислота. Несколько интересных фактов:

  • Желудок человека вынужден ежедневно обновлять свою поверхность взамен пострадавшей от желудочного сока, то есть соляной кислоты;

  • Желудочный сок человека достаточно агрессивен для того, чтобы полностью растворить бритвенное лезвие за неделю — это происходит благодаря соляной кислоте;

  • Соляная кислота — может полностью испарится;

  • Соляная кислота — способствует перевариванию пищи в желудке и убивает различные болезнетворные бактерии.



Цели деятельности

II. Изучение новой темы (25-30 мин)

Ситуативное задание

Планируемый результат

 -актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями химическая связь, относительная плотность газов


  Учащиеся работают с рабочей инструкцией

Задание №1 Опишите качественный, количественный состав хлороводорода. Составьте структурную и электронную формулы хлороводорода. Вычислите относительную плотность хлороводорода по воздуху. Определите тип связи. Результаты занесите в таблицу.

Химическая  формула

Молярная масса

Электронная

формула

Структурная формула

Тип химической связи

Относительная плотность по воздуху






Форма работы – индивидуальная.

Личностный:

- проявление интереса к поставленной проблеме

Предметный:

- умение объяснять тип связи в молекуле HCl

- умение  вычислять относительную плотность HCl по воздуху;

Умения вести наблюдения, выдвигать гипотезы, делать выводы;

 Коммуникативный:

-умение работать с информацией на опережение;

-умение работать в паре

научить школьников:

формулировать понятия:

методы вытеснения воздуха, метод вытеснения воды при получении газов;

физические свойства хлороводорода,

составлять: 

проводить наблюдения за химическим опытом и описывать физические свойства хлороводорода;

составлять уравнения химических реакций (молекулярных и ионных) характеризующих химические свойства соляной кислоты;

объяснять: области применения кислоты в соответствии с  её физическими и химическими свойствами свойствами.


Учащиеся выполняют задание №2 из рабочей инструкции.

Задание №2. Учитывая тип химической связи, предположите растворимость хлороводорода в воде.

  1.  Просмотрите  фрагмент: «Получение  хлороводорода в лаборатории»

Подумайте! 1.Какие из перечисленных пар веществ можно использовать для получения хлороводорода:

А) кристаллический хлорид натрия и раствор серной кислоты

Б) кристаллический хлорид натрия и безводная серная кислота

В) раствор хлорида натрия и раствор серной кислоты

Г) раствор хлорида натрия и безводная серная кислота

                        2.Можно ли собирать хлороводород методом вытеснения воды?

  1. Просмотрите фрагмент: «Растворение хлороводорода в воде»  

 Подумайте!  Почему изменился цвет индикатора? Сделайте вывод о характере водного раствора хлороводорода. Опишите физические свойства хлороводорода.

Цвет

запах

Растворимость в воде

Характер водного раствора



1 объем воды - …  объемов HCl


Проверка правильности выполнения задания.

Форма работы – фронтальная

Выполнение задания №3. Форма работы – в паре.

Задание №3 Изучение свойств  соляной кислоты.

3.1. Подумайте! Если дунуть над отверстием склянки с концентрированной соляной кислотой, то появляется  «дымок». Почему слово «дымок» взято в кавычки? Сделайте вывод о летучести кислоты.

3.2 Степень диссоциации соляной кислоты 100%. Сделайте вывод о силе кислоты. Составьте уравнение электролитической  диссоциации: HCl  = ? + ?

Задание №4. В организме человека соляная кислота вырабатывается в желудке. Как называется ситуация избытка кислоты в желудочном соке? Какие факторы приводят к появлению избыточной кислоты в желудке?  Как нейтрализовать кислоту?

Задание №5. Моделируем нейтрализацию кислоты в желудке («лечение» изжоги) – взаимодействие с пищевой содой:                           HCl+NaHCO3→?   +?   + ?

Закончите уравнение реакции, составьте полное ионное и сокращенное ионное уравнение. Сделайте вывод о возможности нейтрализации соляной кислоты в желудочном соке пищевой содой.

Задание №6 Моделируем нейтрализацию кислоты в желудке («лечение» изжоги) – взаимодействие с лекарственными препаратами (альмагель, гевискон, ренни):       Al(OH)3 + HCl→ ? + ?

Сделайте вывод:  какой  реагент,  более щадящий  для нейтрализации кислоты в желудке.

Задание №7. Вы случайно проглотили монету, достоинством 1 рубль. Состав сплава: цинк и никель. Что произойдет с монетой в желудке?           Zn + HCl →    ? + ? ;   Ni + HCl→    ? + ?    

А если монета будет из меди? Cu + HCl  →    ? + ?    Сделайте вывод.

Проверка правильности выполнения задания. Обобщение материала.

Познавательный:

Регулятивный - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в паре.

Предметный - умение давать характеристику химическим и физическим свойствам.

Диагностика качества освоения темы

III. Закрепление новой темы (5 мин)



Цель – установить степень усвоения темы « Хлороводород, его физические свойства и получение.Соляная кислота»


Форма работы -  индивидуальная.  

Задание 4. Тест на экране

1.Какой газ легче  воздуха

1)SO2  2)NO   3)O2  4)HCl

2. Ковалентно неполярная связь в соединении

1) HCl    2) H2O    3) HF    4) Cl2

3. Какой газ можно собирать, вытесняя воду

1) O2    2) NH3     3)  F2    4) HCl

4. Соляная кислота не взаимодействует с

1)  Zn  2)  SiO2  3)  KOH  4) CuO

5. Гидроксид натрия взаимодействует с

1)  Na2O  2)  Mg(OH)2  3)  HCl  4) NaCl

Взаимопроверка в парах, сопоставление с эталоном.

Регулятивный -умение выполнять задание в соответствии с целью.

Предметный:

умение характеризовать физические и химические свойства соляной кислоты

Цели деятельности

IV.Рефлексивная деятельность (1-2 мин)

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.


Самоанализ

Ответьте на вопросы.

-Что узнал нового?

- Что меня удивило?

- Что показалось трудным?

- Как я буду преодолевать трудности?

Самооценка

Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………

Запись трудных моментов при изучении темы.


V. Домашнее задание (1 мин)

§14, применение соляной кислоты, упр. №1,2

― Творческое задание:

Подготовить сообщение или презентацию «Применение соляной кислоты и её солей»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Технологическая карта урока по теме: «Хлороводород. Соляная кислота»

Автор: Окунева Анастасия Владимировна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357305


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1660 руб.
2370 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1830 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства