kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме: «Хлороводород. Соляная кислота»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Хлороводород.  Соляная кислота.

Цели

Обучающиеся должны знать понятия: строение молекулы хлороводорода. Получение хлороводорода,  его физические свойства. Физические и химические свойства соляной кислоты. Применение соляной кислоты на основе её свойств.

Основное содержание темы, термины и  понятия

Содержание темы предполагает:

  • закрепить знание современных представлений о ковалентной связи
  • закрепить знание понятий:  относительная плотность газа, физические свойства хлороводорода
  • сформировать представления о химических свойствах соляной кислоты, биологическую роль соляной кислоты, области применения соляной кислоты;
  • научить составлять уравнения  химических реакций, характеризующие кислотно-основные  свойства кислоты
  • проводить химические опыты, подтверждающие химические свойства соляной кислоты.

Планируемый результат



 

Личностные умения

проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

-Знание основ здорового образа жизни и правильного питания

Метапредметные умения

Познавательные:

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

-умение понимать различие между теоретическими  моделями и реальными объектами

Регулятивные: 

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

-умение осознавать уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: 

- умение формулировать высказывание;

- умение анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами

- умение адекватно использовать речевые средства и  символы для представления результата.

Предметные умения

-умение объяснять тип химической связи в молекуле хлороводорода,

- умение характеризовать физические свойства хлороводорода  как молекулярного вещества с ковалентно полярным типом связи,  

умение составлять уравнения  реакций ( молекулярных и ионных), характеризующих свойства соляной кислоты, проводить химические опыты с соляной кислотой

Организация образовательного пространства



 

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Биология 8 класс

Тема: «Пищевари

тельные железы»

Компьютер, мультимедийный проектор, таблицы «Электронное строение атомов химических элементов», ПСХЭ Д.И. Менделеева, диск «Химические опыты со взрывами и без» (Химия для всех XXI), диск «Конструктор тестов»

фронтальная  

индивидуальная

в паре  

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ



 

Самоопределение к деятельности.

I этап. Организационный момент (2-3 мин.)

Вступление: сегодня мы приступаем к изучению соединения хлора – хлороводород и соляная кислота. Несколько интересных фактов:

  • Желудок человека вынужден ежедневно обновлять свою поверхность взамен пострадавшей от желудочного сока, то есть соляной кислоты;
  • Желудочный сок человека достаточно агрессивен для того, чтобы полностью растворить бритвенное лезвие за неделю — это происходит благодаря соляной кислоте;
  • Соляная кислота — может полностью испарится;
  • Соляная кислота — способствует перевариванию пищи в желудке и убивает различные болезнетворные бактерии.

Цели деятельности

II. Изучение новой темы (25-30 мин)

Ситуативное задание

Планируемый результат

 -актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями химическая связь, относительная плотность газов

  Учащиеся работают с рабочей инструкцией

Задание №1 Опишите качественный, количественный состав хлороводорода. Составьте структурную и электронную формулы хлороводорода. Вычислите относительную плотность хлороводорода по воздуху. Определите тип связи. Результаты занесите в таблицу.

Химическая  формула

Молярная масса

Электронная

формула

Структурная формула

Тип химической связи

Относительная плотность по воздуху

Форма работы – индивидуальная.

Личностный:

- проявление интереса к поставленной проблеме

Предметный:

- умение объяснять тип связи в молекуле HCl

- умение  вычислять относительную плотность HCl по воздуху;

Умения вести наблюдения, выдвигать гипотезы, делать выводы;

 Коммуникативный:

-умение работать с информацией на опережение;

-умение работать в паре

научить школьников:

формулировать понятия:

методы вытеснения воздуха, метод вытеснения воды при получении газов;

физические свойства хлороводорода,

составлять: 

проводить наблюдения за химическим опытом и описывать физические свойства хлороводорода;

составлять уравнения химических реакций (молекулярных и ионных) характеризующих химические свойства соляной кислоты;

объяснять: области применения кислоты в соответствии с  её физическими и химическими свойствами свойствами.

Учащиеся выполняют задание №2 из рабочей инструкции.

Задание №2. Учитывая тип химической связи, предположите растворимость хлороводорода в воде.

  1.  Просмотрите  фрагмент: «Получение  хлороводорода в лаборатории»

Подумайте! 1.Какие из перечисленных пар веществ можно использовать для получения хлороводорода:

А) кристаллический хлорид натрия и раствор серной кислоты

Б) кристаллический хлорид натрия и безводная серная кислота

В) раствор хлорида натрия и раствор серной кислоты

Г) раствор хлорида натрия и безводная серная кислота

                        2.Можно ли собирать хлороводород методом вытеснения воды?

  1. Просмотрите фрагмент: «Растворение хлороводорода в воде»  

 Подумайте!  Почему изменился цвет индикатора? Сделайте вывод о характере водного раствора хлороводорода. Опишите физические свойства хлороводорода.

Цвет

запах

Растворимость в воде

Характер водного раствора

1 объем воды - …  объемов HCl

Проверка правильности выполнения задания.

Форма работы – фронтальная

Выполнение задания №3. Форма работы – в паре.

Задание №3 Изучение свойств  соляной кислоты.

3.1. Подумайте! Если дунуть над отверстием склянки с концентрированной соляной кислотой, то появляется  «дымок». Почему слово «дымок» взято в кавычки? Сделайте вывод о летучести кислоты.

3.2 Степень диссоциации соляной кислоты 100%. Сделайте вывод о силе кислоты. Составьте уравнение электролитической  диссоциации: HCl  = ? + ?

Задание №4. В организме человека соляная кислота вырабатывается в желудке. Как называется ситуация избытка кислоты в желудочном соке? Какие факторы приводят к появлению избыточной кислоты в желудке?  Как нейтрализовать кислоту?

Задание №5. Моделируем нейтрализацию кислоты в желудке («лечение» изжоги) – взаимодействие с пищевой содой:                           HCl+NaHCO3→?   +?   + ?

Закончите уравнение реакции, составьте полное ионное и сокращенное ионное уравнение. Сделайте вывод о возможности нейтрализации соляной кислоты в желудочном соке пищевой содой.

Задание №6 Моделируем нейтрализацию кислоты в желудке («лечение» изжоги) – взаимодействие с лекарственными препаратами (альмагель, гевискон, ренни):       Al(OH)3 + HCl→ ? + ?

Сделайте вывод:  какой  реагент,  более щадящий  для нейтрализации кислоты в желудке.

Задание №7. Вы случайно проглотили монету, достоинством 1 рубль. Состав сплава: цинк и никель. Что произойдет с монетой в желудке?           Zn + HCl →    ? + ? ;   Ni + HCl→    ? + ?    

А если монета будет из меди? Cu + HCl  →    ? + ?    Сделайте вывод.

Проверка правильности выполнения задания. Обобщение материала.

Познавательный:

Регулятивный - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в паре.

Предметный - умение давать характеристику химическим и физическим свойствам.

Диагностика качества освоения темы

III. Закрепление новой темы (5 мин)


 

Цель – установить степень усвоения темы « Хлороводород, его физические свойства и получение.Соляная кислота»

Форма работы -  индивидуальная.  

Задание 4. Тест на экране

1.Какой газ легче  воздуха

1)SO2  2)NO   3)O2  4)HCl

2. Ковалентно неполярная связь в соединении

1) HCl    2) H2O    3) HF    4) Cl2

3. Какой газ можно собирать, вытесняя воду

1) O2    2) NH3     3)  F2    4) HCl

4. Соляная кислота не взаимодействует с

1)  Zn  2)  SiO2  3)  KOH  4) CuO

5. Гидроксид натрия взаимодействует с

1)  Na2O  2)  Mg(OH)2  3)  HCl  4) NaCl

Взаимопроверка в парах, сопоставление с эталоном.

Регулятивный -умение выполнять задание в соответствии с целью.

Предметный:

умение характеризовать физические и химические свойства соляной кислоты

Цели деятельности

IV.Рефлексивная деятельность (1-2 мин)

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

Ответьте на вопросы.

-Что узнал нового?

- Что меня удивило?

- Что показалось трудным?

- Как я буду преодолевать трудности?

Самооценка

Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ……………….

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………

Запись трудных моментов при изучении темы.

V. Домашнее задание (1 мин)

§14, применение соляной кислоты, упр. №1,2

― Творческое задание:

Подготовить сообщение или презентацию «Применение соляной кислоты и её солей»


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: «Хлороводород. Соляная кислота»»

9 класс химия

Технологическая  карта  урока №18 по теме: «Хлороводород. Соляная кислота»

Учитель: Окунева А.В.

Дата: 8 ноября 2016г.

Тема


Хлороводород.  Соляная кислота.


Цели


Обучающиеся должны знать понятия: строение молекулы хлороводорода. Получение хлороводорода,  его физические свойства. Физические и химические свойства соляной кислоты. Применение соляной кислоты на основе её свойств.


Основное содержание темы, термины и  понятия


Содержание темы предполагает:

  • закрепить знание современных представлений о ковалентной связи

  • закрепить знание понятий:  относительная плотность газа, физические свойства хлороводорода

  • сформировать представления о химических свойствах соляной кислоты, биологическую роль соляной кислоты, области применения соляной кислоты;

  • научить составлять уравнения  химических реакций, характеризующие кислотно-основные  свойства кислоты

  • проводить химические опыты, подтверждающие химические свойства соляной кислоты.


Планируемый результат




Личностные умения

проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

-Знание основ здорового образа жизни и правильного питания


Метапредметные умения

Познавательные:

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

-умение понимать различие между теоретическими  моделями и реальными объектами

Регулятивные: 

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

-умение осознавать уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: 

- умение формулировать высказывание;

- умение анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами

- умение адекватно использовать речевые средства и  символы для представления результата.

Предметные умения

-умение объяснять тип химической связи в молекуле хлороводорода,

- умение характеризовать физические свойства хлороводорода  как молекулярного вещества с ковалентно полярным типом связи,  

умение составлять уравнения  реакций ( молекулярных и ионных), характеризующих свойства соляной кислоты, проводить химические опыты с соляной кислотой

Организация образовательного пространства




Межпредметные связи


Ресурсы

Формы работы

Биология 8 класс

Тема: «Пищевари

тельные железы»


Компьютер, мультимедийный проектор, таблицы «Электронное строение атомов химических элементов», ПСХЭ Д.И. Менделеева, диск «Химические опыты со взрывами и без» (Химия для всех XXI), диск «Конструктор тестов»

фронтальная  

индивидуальная

в паре  

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ




Самоопределение к деятельности.

I этап. Организационный момент (2-3 мин.)

Вступление: сегодня мы приступаем к изучению соединения хлора – хлороводород и соляная кислота. Несколько интересных фактов:

  • Желудок человека вынужден ежедневно обновлять свою поверхность взамен пострадавшей от желудочного сока, то есть соляной кислоты;

  • Желудочный сок человека достаточно агрессивен для того, чтобы полностью растворить бритвенное лезвие за неделю — это происходит благодаря соляной кислоте;

  • Соляная кислота — может полностью испарится;

  • Соляная кислота — способствует перевариванию пищи в желудке и убивает различные болезнетворные бактерии.



Цели деятельности

II. Изучение новой темы (25-30 мин)

Ситуативное задание

Планируемый результат

 -актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями химическая связь, относительная плотность газов


  Учащиеся работают с рабочей инструкцией

Задание №1 Опишите качественный, количественный состав хлороводорода. Составьте структурную и электронную формулы хлороводорода. Вычислите относительную плотность хлороводорода по воздуху. Определите тип связи. Результаты занесите в таблицу.

Химическая  формула

Молярная масса

Электронная

формула

Структурная формула

Тип химической связи

Относительная плотность по воздуху






Форма работы – индивидуальная.

Личностный:

- проявление интереса к поставленной проблеме

Предметный:

- умение объяснять тип связи в молекуле HCl

- умение  вычислять относительную плотность HCl по воздуху;

Умения вести наблюдения, выдвигать гипотезы, делать выводы;

 Коммуникативный:

-умение работать с информацией на опережение;

-умение работать в паре

научить школьников:

формулировать понятия:

методы вытеснения воздуха, метод вытеснения воды при получении газов;

физические свойства хлороводорода,

составлять: 

проводить наблюдения за химическим опытом и описывать физические свойства хлороводорода;

составлять уравнения химических реакций (молекулярных и ионных) характеризующих химические свойства соляной кислоты;

объяснять: области применения кислоты в соответствии с  её физическими и химическими свойствами свойствами.


Учащиеся выполняют задание №2 из рабочей инструкции.

Задание №2. Учитывая тип химической связи, предположите растворимость хлороводорода в воде.

  1.  Просмотрите  фрагмент: «Получение  хлороводорода в лаборатории»

Подумайте! 1.Какие из перечисленных пар веществ можно использовать для получения хлороводорода:

А) кристаллический хлорид натрия и раствор серной кислоты

Б) кристаллический хлорид натрия и безводная серная кислота

В) раствор хлорида натрия и раствор серной кислоты

Г) раствор хлорида натрия и безводная серная кислота

                        2.Можно ли собирать хлороводород методом вытеснения воды?

  1. Просмотрите фрагмент: «Растворение хлороводорода в воде»  

 Подумайте!  Почему изменился цвет индикатора? Сделайте вывод о характере водного раствора хлороводорода. Опишите физические свойства хлороводорода.

Цвет

запах

Растворимость в воде

Характер водного раствора



1 объем воды - …  объемов HCl


Проверка правильности выполнения задания.

Форма работы – фронтальная

Выполнение задания №3. Форма работы – в паре.

Задание №3 Изучение свойств  соляной кислоты.

3.1. Подумайте! Если дунуть над отверстием склянки с концентрированной соляной кислотой, то появляется  «дымок». Почему слово «дымок» взято в кавычки? Сделайте вывод о летучести кислоты.

3.2 Степень диссоциации соляной кислоты 100%. Сделайте вывод о силе кислоты. Составьте уравнение электролитической  диссоциации: HCl  = ? + ?

Задание №4. В организме человека соляная кислота вырабатывается в желудке. Как называется ситуация избытка кислоты в желудочном соке? Какие факторы приводят к появлению избыточной кислоты в желудке?  Как нейтрализовать кислоту?

Задание №5. Моделируем нейтрализацию кислоты в желудке («лечение» изжоги) – взаимодействие с пищевой содой:                           HCl+NaHCO3→?   +?   + ?

Закончите уравнение реакции, составьте полное ионное и сокращенное ионное уравнение. Сделайте вывод о возможности нейтрализации соляной кислоты в желудочном соке пищевой содой.

Задание №6 Моделируем нейтрализацию кислоты в желудке («лечение» изжоги) – взаимодействие с лекарственными препаратами (альмагель, гевискон, ренни):       Al(OH)3 + HCl→ ? + ?

Сделайте вывод:  какой  реагент,  более щадящий  для нейтрализации кислоты в желудке.

Задание №7. Вы случайно проглотили монету, достоинством 1 рубль. Состав сплава: цинк и никель. Что произойдет с монетой в желудке?           Zn + HCl →    ? + ? ;   Ni + HCl→    ? + ?    

А если монета будет из меди? Cu + HCl  →    ? + ?    Сделайте вывод.

Проверка правильности выполнения задания. Обобщение материала.

Познавательный:

Регулятивный - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в паре.

Предметный - умение давать характеристику химическим и физическим свойствам.

Диагностика качества освоения темы

III. Закрепление новой темы (5 мин)



Цель – установить степень усвоения темы « Хлороводород, его физические свойства и получение.Соляная кислота»


Форма работы -  индивидуальная.  

Задание 4. Тест на экране

1.Какой газ легче  воздуха

1)SO2  2)NO   3)O2  4)HCl

2. Ковалентно неполярная связь в соединении

1) HCl    2) H2O    3) HF    4) Cl2

3. Какой газ можно собирать, вытесняя воду

1) O2    2) NH3     3)  F2    4) HCl

4. Соляная кислота не взаимодействует с

1)  Zn  2)  SiO2  3)  KOH  4) CuO

5. Гидроксид натрия взаимодействует с

1)  Na2O  2)  Mg(OH)2  3)  HCl  4) NaCl

Взаимопроверка в парах, сопоставление с эталоном.

Регулятивный -умение выполнять задание в соответствии с целью.

Предметный:

умение характеризовать физические и химические свойства соляной кислоты

Цели деятельности

IV.Рефлексивная деятельность (1-2 мин)

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.


Самоанализ

Ответьте на вопросы.

-Что узнал нового?

- Что меня удивило?

- Что показалось трудным?

- Как я буду преодолевать трудности?

Самооценка

Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………

Запись трудных моментов при изучении темы.


V. Домашнее задание (1 мин)

§14, применение соляной кислоты, упр. №1,2

― Творческое задание:

Подготовить сообщение или презентацию «Применение соляной кислоты и её солей»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Технологическая карта урока по теме: «Хлороводород. Соляная кислота»

Автор: Окунева Анастасия Владимировна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357305


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства