логические универсальные действия: умения анализировать и отбирать информацию, установления причинно-следственных связей, умения наблюдать и делать выводы на основе эксперимента; умения работать с понятиями;
Личностных: умение осознавать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Коммуникативных: умения выражать свои мысли, взаимодействовать друг с другом.
Регулятивных: умений целеполагания, оценки, контроля в форме сличения результата действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, рефлексии.
Воспитательные:способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду, положительного отношения к знаниям, инициативности, настойчивости, способности преодолевать трудности для достижения цели.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Оборудование: табличный материал, набор заданий, колбы с пробкой (8 шт.), кислородная подушка, химическая ложечка (2 шт.), порошок серы, кусочки угля, магниевые ленты, железная проволока, лучинка, спиртовка, спички, компьютер, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
Повторение раннее изученного.
Получение кислорода в лаборатории, промышленности. Что такое катализаторы.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
О2 Tcж.=-183оС голубая жидкость
T=-219оС вся масса притягивается магнитом.
Почему кислородом не заполняют воздушные шары? (тяжелее воздуха)
О каких свойствах кислорода шла у нас с вами речь?
Достаточно ли вам этих знаний о таком важном веществе?
Что бы вы хотели еще узнать о нем?
взаимодействие углерода, серы и магния и железа с кислородом воздуха отличается от взаимодействия этих веществ с чистым кислородом? Почему?
Разобраться в сущности процессов, которые происходили в наблюдаемых опытах, помогут уравнения химических реакций (учитель записывает на доске):
S + О2 = SО2 + Q;
С + О2 = СО2 + Q;
Мg + О2 = 2МgО + Q;
3Fе + 2О2 = Fе3О4 + Q
Какие признаки реакции вы наблюдали?
Правильно, вы назвали признаки реакции горения.
Запишем определение в тетрадь: Реакция горения – реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.
Учитель предлагает выписать формулы образовавшихся веществ в столбик 4 аналитической таблицы и просит учащихся рассказать о составе этих веществ.
Слово «оксид» + название элемента + указание валентности в скобках (для тех случаев, когда элемент имеет переменную валентность).
назвать оксиды, получившиеся в ходе химического эксперимента и записать их названия под формулами в столбце 4. Учащиеся записывают: оксид серы (IV), оксид углерода (IV), оксид магния, оксид железа.
Fе3О4 (железная окалина) – это смешанный оксид: FеО · Fе2О3.
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
дописать уравнения химических реакций. (Один ученик пишет на доске, остальные – в тетради)
а) … + Аl → Аl2О3;
б) Nа + … → Nа2О;
в) … + Са → СаО;
г) … + Н2 → Н2О
Задание.
На основании данных значений валентности выберите из приведенного ниже перечня веществ формулы оксидов, которые составлены правильно. (Кислород проявляет валентность II.)
I II IV IV III IV I III
NаО, СаО, МnО4, СО2, В2О3, SiО4, Li2О, АlО3
Из перечня веществ выберите оксиды и дайте им названия.