kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по химии на тему "Железо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по химии на тему "Железо"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии на тему "Железо"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КГБПОУ «КАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


ЦМК естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ТЕМЕ

«ЖЕЛЕЗО»


МР.00479926.17

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

ЖЕЛЕЗО


1. Организационная часть урока 1-2 мин

Озвучить тему и цель урока, отметить опоздавших, отсутствующих.

На предыдущем уроке, мы с Вами изучили химический элемент железо, химические и физические свойства и его соединения.

Цель работы: экспериментальное подтверждение свойств железа и его соединения, овладение умением решать практические задачи путем постановки опыта, познакомимся с качественными реакциями на ионы Fe2+, Fe3+ .

Давайте проверим технику безопасности перед работой в химической лаборатории. У вас на столах лежат карточки с вопросами- подсказками, вы должны дать пояснения.

1 Разрешается ли работать с лабораторной посудой, имеющей трещины или сколы? (нет не разрешается, т.к. существует вероятность порезов рук, а также ожогов при неосторожном обращении с нагретыми до высокой температуры частями стеклянной посуды)

2 Можно ли вливать концентрированную серную кислоту в воду? (да можно. При разбавлении концентрированных кислот, особенно серной кислоты водой во избежание разбрызгивания и ожогов следует приливать кислоту в воду, а не наоборот, причем приливать следует тонкой струей, постепенно и при перемешивании)

3 Можно ли проводить опыты с малым количеством веществ? (да можно потому что с малым количеством веществ та или иная реакция проходит точнее, чем с большим количеством)

4 Следует ли проводить опыты только с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве? (да, потому что при использовании не указанного в руководстве количества вещества может произойти непредвиденная химическая реакция (взрыв, кипение, дымление и т.д.))

5 Нужно ли соблюдать чистоту, порядок и правила охраны труда в лаборатории? (да нужно, т.к. во время работы в лаборатории беспорядочность, поспешность или неряшливость часто приводят к несчастным случаям с тяжелыми последствиями. В процессе работы необходимо соблюдать чистоту и аккуратность, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек)

6 Нужно ли проводить опыты в чистой лабораторной посуде? (да нужно, при плохо вымытой химической посуды могут быть получены неправильные результаты опыта и сделаны неправильные выводы)

7 Можно ли нагревать пробирку с растворами реагирующих веществ на сильном пламени? (нет, так как при сильном нагревании жидкость выбрасывается из пробирки, что ведет к потере исследуемого вещества)

8 Можно ли сливать концентрированные кислоты в канализацию? (нет, концентрированные кислоты необходимо сначала разбавить во избежание разрушения канализационной сети)

9 Нужно ли работать с концентрированными кислотами только в вытяжном шкафу? (да, так как может произойти отравление парами концентрированной кислоты).

10 Можно ли поджигать одну спиртовку от другой? (нет - спирт может вылиться из спиртовки, вспыхнуть и вызвать пожар)

11 Нужно ли нюхать химические вещества осторожно? (Нюхать вещества нужно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью)

12 Можно ли проводить занятия по другим дисциплинам в химической лаборатории? (нет, работа в химической лаборатории неизбежно связана с рядом опасных и вредных факторов. Для обеспечения безопасности людей необходимо соблюдать определенные правила. Неумелое или небрежное обращение с химическими реактивами и оборудованием может привести к несчастному случаю)

Для выполнения лабораторной работы ваши рабочие места укомплектованы капельницами с реактивами, имеется порошок железа, штатив с комплектом пробирок. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа.

Сегодня мы с вами будем исследовать свойства железа и его соединений.

На доске в ходе выполнения лабораторной работы, мы будем фиксировать химические свойства железа в виде схемы.

Сначала мы исследуем свойства Fе2+.







ОПЫТ 1 СОЕДИНЕНИЯ ДВУХВАЛЕНТНОГО ЖЕЛЕЗА (Fе2+). ПОЛУЧЕНИЕ ГИДРОКСИДА ЖЕЛЕЗА (II)


Поместите в чистую пробирку несколько капель сульфата железа (II) и добавьте к нему 1-2 капли раствора гидроксида натрия. Составьте уравнение реакции, отметьте цвет осадка.


FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2↓ + Na2SO4

(зеленый)


Свежеполученный осадок разделите на три пробирки. В одну добавьте соляную кислоту. Что наблюдаете?

Запишем уравнение реакции растворения гидроксида железа (II) в соляной кислоте в молекулярном виде.


Fe(OH)2↓ + 2HСl = FeСl2 + 2H2O


В другую пробирку добавьте избыток гидроксида натрия. Что наблюдаете? Почему не происходит растворения осадка в гидроксиде натрия?

Составим уравнение реакции взаимодействия гидроксида железа (II) с избытком щелочи.


Fe(OH)2↓ + NaOH ≠


Сделайте вывод: Полученный осадок растворим в кислотах, но не растворим в избытке щелочах.

А в третью пробирку оставьте на воздухе. Что происходит?

Составим уравнение реакции окисления Fe(OH)2 в молекулярном виде.


4Fe(OH)2↓ + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3


Ионы железа (II) в растворе можно определить с помощью качественных реакций.



ОПЫТ 2 ОБРАЗОВАНИЕ ТУРНБУЛЕВОЙ СИНИ


Поместим в пробирку соли двухвалентного железа (сульфат железа (II)), прилейте одну каплю железосинеродистого калия (гексацианоферрат калия (III)). Обратите внимание на цвет осадка, отметьте изменение цвета через 2-3 минуты.

Напишите уравнение реакции в молекулярном виде. Отмечаем в уравнениях реакции цвет, получившегося осадка.


3FeSO4 + 2K3[Fe(CN)6] = Fe3[Fe(CN)6]2↓ + 3K2SO4

(синий)


Исследуем свойства Fе3+.


ОПЫТ 3 ПОЛУЧЕНИЕ ГИДРОКСИДА ТРЕХВАЛЕНТНОГО ЖЕЛЕЗА (Fе3+) И ЕГО СВОЙСТВА


К нескольким каплям раствора соли трехвалентного железа (хлорид железа (III)) и прилейте каплю раствора гидроксида натрия. Обратите внимание на цвет и вид осадка. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Отметьте цвет осадка.


FeCl3 + 3NаOH = Fe(OH)3↓ + 3NаCl

Fe3+ + 3Cl- + 3Nа+ + 3OH- = Fe(OH)3↓ + 3Nа+ + 3Cl-

Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3

(бурый)


Проверяем растворимость осадка в кислоте и щелочи. Делим, полученный осадок на две части. В одну пробирку к осадку добавляем раствор соляной кислоты. Что наблюдаем? Запишем уравнение реакции:


Fe(OH)3↓ + 3HCl = FeCl3 +3H2O


Во вторую пробирку добавляем избыток гидроксида натрия. Образующийся гидроксид железа (III) обладает амфотерными свойствами, но с преобладанием основных свойств, поэтому при обычных условиях он не взаимодействует со щелочами. Записываем уравнение реакции.


Fe(OH)3↓ + NaOH ≠


Сделайте вывод: Полученный осадок растворим в кислотах, но не растворим в избытке щелочах.


ОПЫТ 4 ОБРАЗОВАНИЕ БЕРЛИНСКОЙ ЛАЗУРИ


Далее проводим реакцию с хлоридом железа. В пробирку добавляем хлорид железа и железисто синеродистый калий (гексацианоферрат калия (II)). Обратите внимание на цвет осадка, отметьте изменение цвета через 2-3 минуты.

Напишите уравнение реакции в молекулярном виде. Отмечаем в уравнениях реакции цвет, получившегося осадка.


4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3↓ + 12KCl

(бирюзовый)


ОПЫТ 5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЛИ ЖЕЛЕЗА (III) И РОДАНИДА АММОНИЯ


Далее проводим реакцию с роданидом аммония. Поместим в пробирку соль железа (III) добавим одну каплю раствора роданида аммония. Наблюдаем изменения в растворе. Отметьте цвет раствора. Напишем уравнение реакции в молекулярном виде. Отметим цвет раствора.


FeCl3 + 3NH4CNS = Fe(CNS)3 + 3NH4Cl

(кроваво красный)


ОПЫТ 6 РЕАКЦИЯ ЖЕЛЕЗА С КИСЛОТАМИ


Возьмите две пробирки, и помести в них небольшое количество крупинок металлического железа. В пробирки прилейте несколько капель разбавленной соляной и серной кислоты. Обратим внимание, что происходит. Запишем уравнение реакции в молекулярном виде:


2HCl + Fe = FeCl2 + H2

H2SO4 + Fe = FeSO4 +H2


Демонстрационный опыт: В две другие прилиты концентрированные кислоты серная и соляная. Добавлены крупинки металлического железа. Обратим внимание, что происходит.

Сделаем вывод: В пробирке с концентрированной кислотой скорость реакции протекает быстрее, чем с разбавленными кислотами.

А теперь подведем итог нашего урока, сделаем общий вывод.

Вывод: Мы экспериментально исследовали химические свойства элемента железа, на примере взаимодействия железа с кислотой, его соединений, на примере взаимодействие хлорида железа с роданидом аммония, провели качественные реакции на ионы Fe2+, Fe3+.

Для того чтобы проверить насколько вы усвоили изученный материал ответим на вопросы:

1 Какими физическим свойствами обладает железо?

2 Какая степень окисления характерна для железа?

3 С какими кислотами взаимодействует железо?

4 Какие реакции называются качественными?

5 Назовите качественные реакции на ионы Fe2+?

6 Назовите качественные реакции на ионы Fe3+?

Домашнее задание: оформление отчета, учить конспект подготовиться к фронтальному опросу, по теме «Металлы». Спасибо всем за работу.

Визуально оформляются на доске отражающие качественные свойства железа и его катионов в виде схемы (рисунок 1):








ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Fe0




Fe+2

Fe+3




NaOH




Fe(OH)2


Fe(OH)2




серо-зеленый

бурый



K4[Fe(CN)6]


K3[Fe(CN)6]




Fe3[Fe(CN)6]2

Fe4[Fe(CN)6]3




синий

бирюзовый




NH4SCN




Fe(SCN)3




кроваво-красный





Рисунок 1 – Качественные свойства железа и его катионов
















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1 Ерохин Ю.М. Химия. М.:, Издательский центр «Академия» , 2014

2 Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля. М.: Издательский центр «Академия» , 2013

3 Угай Я.А. Общая и неорганическая химия. М.: Высшая школа, 2013

4 Егоров А.А. и др. Химия. Пособие репетитор для поступающих в ВУЗы. Ростов-на-Дону, Феникс, 2014

5 Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы. М.: Экзамен, 2012

6 Хомченко Г.П. Химия для поступающих вуз. М.: Новая Волна, 2012.


0



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по химии на тему "Железо"

Автор: Носова Анна Николаевна

Дата: 09.04.2018

Номер свидетельства: 465529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока химии-биологии на тему "Металлы" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-biologhii-na-tiemu-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "102279"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402493824"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок по теме "Обобщение свойств основных классов неорганических соединений в свете теории ЭДС" "
    ["seo_title"] => string(110) "urok-po-tiemie-obobshchieniie-svoistv-osnovnykh-klassov-nieorghanichieskikh-soiedinienii-v-svietie-tieorii-eds"
    ["file_id"] => string(6) "113362"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410008057"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок химии в 8 классе на тему: Атомно-молекулярное учение "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-khimii-v-8-klassie-na-tiemu-atomno-moliekuliarnoie-uchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "169119"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423363451"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Межпредметные связи химии "
    ["seo_title"] => string(32) "miezhpriedmietnyie-sviazi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "192117"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408967"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока на тему "Соединения железа" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-na-tiemu-soiedinieniia-zhielieza"
    ["file_id"] => string(6) "102310"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402495470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства