Цель: сформировать представление об истории открытия сложного строения атома, знания об элементарных частицах, входящих в состав атома, атомного ядра, и их основных характеристиках; научить характеризовать строение атома химического элемента на основании его порядкового номера в ПСХЭ Д.И. Менделеева, химический элемент на основе его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Задачи:Обучающая:сформировать у учащихся целостное представление о строении атома
Развивающая: способствовать развитию творческих способностей учащихся, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его.
Воспитывающая: развитие навыков коллективной работы; развитие навыков культуры общения; толерантного отношения друг к другу.
Основные понятия: радиоактивность, планетарная модель атома, протоны, нейроны, массовое число, электроны, электронейтральный атом.
Учитель анализирует результаты выполнения учениками проверочной работы №1, акцентирует внимание учащихся на ошибках, допущенных в ней, и объясняет решение некоторых заданий. Предлагает сделать работу над ошибками.
Изучение нового материала
План
История открытия сложного строения атома.
Строение атома.
Планетарная модель атома Э. Резерфорда.
Основные характеристики элементарных частиц, входящих в состав атома, атомного ядра.
Порядковый номер химического элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева и его физический смысл.
Характеристика химического элемента на основе его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
- Какие формы существования химического элемента нам известны? (свободные атомы, молекулы простых и сложных веществ)
История открытия сложного строения атома.
Выступления учащихся.
Джозеф Джон Томсон 18.12.1856–30.08.1940
Английский физик, член Лондонского королевского общества. В 1897 году экспериментально доказал существование – электрона, мельчайшей частицы, которая в 2000 раз меньше атома, определил массу и заряд электрона. В 1903–1904 годах выдвинул гипотезу, что атом представляет собой положительно заряженную сферу, внутри которой находятся электроны. Ученые назвали эту модель “пудингом с изюмом”.
Эрнест Резерфорд 30.08.1871–19.11.1937
Английский физик, основоположник ядерной физики, член Лондонского королевского общества. В 1911 году экспериментально обосновал ядерную модель атома: в центре атома находится положительное ядро, а вокруг него вращаются электроны. В 1919 году осуществил опыт, в котором из ядра вылетали ядра водорода, получившие названия протонов, имеющие положительный заряд
Джеймс Чедвик 20.10.1891–24.07.1974
Английский физик – экспериментатор, член Лондонского королевского общества. В 1920 году подтвердил теорию атома Резерфорда и вывод о том, что заряд ядра равен порядковому номеру элемента. В 1932 году обнаружил частицы, которые отличаются от протонов электрическими свойствами, но очень близки к ним по массе и размеру. Он назвал эти частицы нейтронами. И доказал, что ядра атомов тоже делимые! Они состоят из протонов и нейтронов, которые связаны между собой мощным ядерным воздействием.
Приступим к изучению формы существования химического элемента – свободного атома.
Понятие атома означает неделимый. Долгое время считалось, что атом – неделимая, наименьшая частица вещества.
Учащиеся читают текст на с.38 – 39 и рассматривают рис.29. Все эти открытия говорят о сложности строения атома, его делимости.
Учащиеся читают текст на с.40 и рассматривают рис.30.
На основе вышеизложенных фактов можно сделать вывод: атом химического элемента – электронейтральная частица, имеющая следующее строение: в центре атома располагается ядра атома, имеющее положительный заряд, равный порядковому номеру химического элемента. В состав ядра входят частицы: протоны и нейроны. Сумма чисел протонов и нейтронов называют массовыми числами (А). Например, массовое число атома железа: А (Fe) = 56.
Протоны – положительно заряженные частицы, их количество соответствует порядковому номеру (Z) химического элемента. Масса протонов равна 1.
Нейроны – нейтральные частицы, их количество соответствует разности значений массового числа и числа протонов. Масса нейтронов равна 1. Например, число нейтронов в атоме железа: N(Fe) – Z(Fe) = 56 – 26 = 30.
Число электронов и протонов в атоме одинаково и равно порядковому номеру элемента, т.к. атом – электронейтраленая частица.
Учащиеся изучают табл.2 с.41.
Закрепление изученного материала
Учеики по руководством учителя выполняют задания №1, 2, 3 (золото), 4, 5 из учебника с.43.
Подведение итогов урока
Атом имеет сложное строение, напоминающее Солнечную систему и названное Э. Резерфордом планетарной моделью.
Атом – электронейтральная частица, имеющая положительно заряженное ядро и электроны, отрицательно заряженный частицы, вращающиеся с огромной скоростью в пространстве вокруг ядра атома.
Ядро атома состоит и протонов и нейтронов. Протоны – положительно заряженные частицы, масса протона равна 1. Нейрон – нейтральные частицы, масса нейрона равна 1.
Порядковый номер химического элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева имеет определенный физический смысл: соответствует заряду ядра атома, количеству протонов в ядре атома и количеству электронов в атоме; зная атомную массу химического элемента (массовое число А) и его порядковый номер (Z), можно вычислить количество нейронов (N) в ядре атома по формуле: N = A – Z.
План характеристики химического элемента на основе его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева
Номер периода, большой или малый период; номер группы, главная или побочная подгруппа.
Порядковый номер химического элемента.
Заряд ядра атома химического элемента.
Количество протонов и нейтронов в ядре атома химического элемента.
Количество электронов в атоме химического элемента.
Домашнее задание
Параграф 6, выполнить задания №3 (натрий, фосфор), 5 (хар-ка химического элемента №47 на основе его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева) с.43.