- научиться рассчитывать степени окисления по формулам бинарных соединений и составлять химические формулы по степени окисления;
- дать первоначальные представления о номенклатуре химических соединений;
- закрепить, повторить и обобщить знания обучающихся о строении атомов металлов на основании их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева, о природе химической связи атомов металлов;
2. Развивающие:
- развивать у учащихся умение самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;
- формировать у учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции и излагать их в устной и письменной форме;
- развивать умение применять теоретические знания при выполнении заданий различного уровня сложности, развивать внимание, воображение, память;
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- формировать мировоззрение, коллективизм, содействовать повышению интереса к предмету.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: традиционный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Степень окисления. »
Конспект урока химии
Тема 20:
Степень окисления.
Цель урока: дать понятие степени окисления.
Задачи:
Образовательные:
- научиться рассчитывать степени окисления по формулам бинарных соединений и составлять химические формулы по степени окисления;
- дать первоначальные представления о номенклатуре химических соединений;
- закрепить, повторить и обобщить знания обучающихся о строении атомов металлов на основании их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева, о природе химической связи атомов металлов;
2. Развивающие:
- развивать у учащихся умение самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;
- формировать у учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции и излагать их в устной и письменной форме;
- развивать умение применять теоретические знания при выполнении заданий различного уровня сложности, развивать внимание, воображение, память;
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- формировать мировоззрение, коллективизм, содействовать повышению интереса к предмету.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: традиционный.
Ход урока.
I Организационный момент.
Итак, мы с вами начинаем изучать новую главу «Соединения химических элементов». А тема нашего урока «Степень окисления».
II Изучение нового материала.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь представлены формулы различных химических веществ: H2, HCl, NaCl, Ca. Давайте определим тип химической связи каждого из этих веществ. Теперь другой вопрос: «Определите заряды атомов в соединениях»?(У водорода заряд равен 0, так как связь ковалентная неполярная и общая электронная пара не смещена ни к одному из атомов. У кальция также зарядов не наблюдается, т.к. в целом атом нейтрален. Заряды же наблюдаются у HCl, NaCl. Атом натрия при передаче своего электрона превращается в положительно заряженный ион, а атом хлора наоборот,- при принятии электрона превращается в отрицательно заряженный ион. Что же касается соединения HCl, топроисходит лишь смещение в сторону более электроотрицательного атома. Какого? А если же представить, что в молекуле HCl как и в хлориде натрия, электрон полностью перешел от атома водорода к атому хлорато они получили бы заряды +1 и -1). Такие условные заряды называют степенью окисления.
Степень окисления – это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения(ионные и ковалентно-полярные) состоят только из ионов.
Степень окисления может иметь положительное, отрицательное и нулевое значения.
Степени окисления расставляются: вверху над символом элемента, причем вначале пишется заряд (+ или -), а затем число(1,2,3)
Давайте запишем примеры к себе в тетради и расставим степени окисления:
Na2 +S-2, H2 +O-2, Cl2 0.
Как вы думаете, как по формулам химических соединений рассчитать степени окисления? Для этого надо знать определенные правила.
В соединениях отрицательное значение с.о. имеют элементы с большим значением электроотрицательности, а положительное значение с.о. – элементы с меньшим значением электроотрицательности.
Есть элементы с постоянной ст.о. и элементы с переменной с.о.
Элементы с постоянным значением с.о.:
а) металлы всегда имеют положительное значение с.о. У металлов главных подгрупп: I группы во всех соединениях с.о. равна +1, II группы - +2, III группы - +3.
б) элемент фтор в соединениях всегда проявляет степень окисления -1
Элементы с переменным значением ст.о.:
а) все остальные металлы(кроме перечисленных выше металлов);
б) почти все неметаллы;
в) кислород почти всегда имеет ст.о. -2;
г) в большинстве соединений водород имеет ст.о. +1, но в соединениях с металлами заряжен отрицательно, ст.о. -1(H+1Cl-1Na+1 H -1).
3. Нулевое значение ст.о. имеют атомы в молекулах простых веществ и атомы в свободном состоянии(H2, N2, Fe, Al, Cl, N, Na).
4. Так как молекулы и атомы являются электронейтральными системами, то в соединениях суммарное значение ст. о. всегда равно нулю. Другими словами, сумма положительных и отрицательных зарядов в молекуле всегда равна нулю.(пример, молекула воды)
5. Для того, чтобы рассчитать ст.о. одного элемента в соединении, надо знать ст.о. другого элемента.
Давайте составим алгебраическое уравнение с одним неизвестным для определения значения ст.о. в каком-либо соединении.
Найдем ст.о. хлора в соединении Cl2O. Выпишем ст.о. кислорода и обозначим неизвестную степень окисления хлора через х: Cl2xO -2
Составим уравнение:
2х+(-2)=0
2х=2
Х=+1
Записываем степень окисления хлора: Cl2+1O -2
Сейчас мы с вами изучали ст.о. в бинарных соединениях. Запишите определение: бинарные соединения – сложные вещества, состоящие из двух атомов химических элементов.
Итак, если нам известна степень окисления, можно ли составить формулу соединения? Да. Запишем знаки алюминия и углерода (Al C), причем вначале мы указываем элемент с положительным значением ст.о.(Укажите его), а затем – элемент с отрицательным значением ст.о. Теперь по-порядку:
Сколько е нехватает алюминию до завершения уровня? – 3, соответственно, ст. о. его равна +3
Сколько е не хватает углероду до завершения своего уровня? Правильно – 4, поэтому он примет 4 е, при этом ст.о. его будет равна -4
Запишем эти значения в формулу: Al +3 C -4, найдем наименьшее общее кратное для них(оно равно 12). Затем рассчитаем индексы:
12
Al +3 C -4 → Al 4C 3
Названия бинарных соединений образуются из двух слов – названий входящих в их состав химических элементов. Вначале произносят латинское название элемента с отрицательной ст.о.(у нас углерод, его латинское название - карбид), добавляя суффикс – ид(стоит всегда в именительном падеже), после этого название элемента с положительной ст.о. в родительном падеже.
Пример у вас в учебнике на стр. 89: «элемент -ид»+ «элемента»(запишите себе в тетради).
Если же электроположительный элемент проявляет разные степени окисления, то это отражают в названии, обозначив ст. о. римской цифрой, которую ставят в конце названия в скобках.
Например: Fe +2O -2(II) Fe2 +3O3 -2(III).
Если же соединение состоит из двух элементов-неметаллов, то к названию более ЭО из них прибавляют суффикс ид, второй компонент ставят в родительном падеже. Например: O +2F2-1 – фторид кислорода, S +4O2-2- оксид серы (IV), S +6O -23- оксид серы (VI).
В некоторых случаях число атомов элементов обозначают при помощи названий численно равных на греческом языке – моно, ди, три, тетра.