kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Степень окисления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать понятие степени окисления.

Задачи:

  1. Образовательные:

- научиться рассчитывать степени окисления по формулам бинарных соединений и составлять химические формулы по степени окисления;

- дать первоначальные представления о номенклатуре химических соединений;

- закрепить, повторить и обобщить знания обучающихся о строении атомов металлов на основании их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева, о природе химической связи атомов металлов;

    2.  Развивающие:

- развивать у учащихся умение самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;

- формировать у учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции и излагать их в устной и письменной форме;

- развивать умение применять теоретические знания при выполнении заданий различного уровня сложности, развивать внимание, воображение, память;  

 

3. Воспитательные:

- воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

- формировать мировоззрение, коллективизм, содействовать повышению интереса к предмету.

Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: традиционный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Степень окисления. »

Конспект урока химии

Тема 20:

Степень окисления.

Цель урока: дать понятие степени окисления.


Задачи:

  1. Образовательные:

- научиться рассчитывать степени окисления по формулам бинарных соединений и составлять химические формулы по степени окисления;

- дать первоначальные представления о номенклатуре химических соединений;

- закрепить, повторить и обобщить знания обучающихся о строении атомов металлов на основании их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева, о природе химической связи атомов металлов;


2. Развивающие:

- развивать у учащихся умение самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;

- формировать у учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции и излагать их в устной и письменной форме;

- развивать умение применять теоретические знания при выполнении заданий различного уровня сложности, развивать внимание, воображение, память;


3. Воспитательные:

- воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

- формировать мировоззрение, коллективизм, содействовать повышению интереса к предмету.


Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева.



Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: традиционный.












Ход урока.

I Организационный момент.

Итак, мы с вами начинаем изучать новую главу «Соединения химических элементов». А тема нашего урока «Степень окисления».

II Изучение нового материала.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь представлены формулы различных химических веществ: H2, HCl, NaCl, Ca. Давайте определим тип химической связи каждого из этих веществ. Теперь другой вопрос: «Определите заряды атомов в соединениях»?(У водорода заряд равен 0, так как связь ковалентная неполярная и общая электронная пара не смещена ни к одному из атомов. У кальция также зарядов не наблюдается, т.к. в целом атом нейтрален. Заряды же наблюдаются у HCl, NaCl. Атом натрия при передаче своего электрона превращается в положительно заряженный ион, а атом хлора наоборот,- при принятии электрона превращается в отрицательно заряженный ион. Что же касается соединения HCl, то происходит лишь смещение в сторону более электроотрицательного атома. Какого? А если же представить, что в молекуле HCl как и в хлориде натрия, электрон полностью перешел от атома водорода к атому хлорато они получили бы заряды +1 и -1). Такие условные заряды называют степенью окисления.

Степень окисления – это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения(ионные и ковалентно-полярные) состоят только из ионов.

Степень окисления может иметь положительное, отрицательное и нулевое значения.

Степени окисления расставляются: вверху над символом элемента, причем вначале пишется заряд (+ или -), а затем число(1,2,3)

Давайте запишем примеры к себе в тетради и расставим степени окисления:

Na2 +S-2, H2 +O-2, Cl2 0.

Как вы думаете, как по формулам химических соединений рассчитать степени окисления? Для этого надо знать определенные правила.

  1. В соединениях отрицательное значение с.о. имеют элементы с большим значением электроотрицательности, а положительное значение с.о. – элементы с меньшим значением электроотрицательности.

  2. Есть элементы с постоянной ст.о. и элементы с переменной с.о.

Элементы с постоянным значением с.о.:

а) металлы всегда имеют положительное значение с.о. У металлов главных подгрупп: I группы во всех соединениях с.о. равна +1, II группы - +2, III группы - +3.

б) элемент фтор в соединениях всегда проявляет степень окисления -1

Элементы с переменным значением ст.о.:

а) все остальные металлы(кроме перечисленных выше металлов);

б) почти все неметаллы;

в) кислород почти всегда имеет ст.о. -2;

г) в большинстве соединений водород имеет ст.о. +1, но в соединениях с металлами заряжен отрицательно, ст.о. -1(H +1Cl -1 Na +1 H -1).

3. Нулевое значение ст.о. имеют атомы в молекулах простых веществ и атомы в свободном состоянии(H2, N2, Fe, Al, Cl, N, Na).

4. Так как молекулы и атомы являются электронейтральными системами, то в соединениях суммарное значение ст. о. всегда равно нулю. Другими словами, сумма положительных и отрицательных зарядов в молекуле всегда равна нулю.(пример, молекула воды)

5. Для того, чтобы рассчитать ст.о. одного элемента в соединении, надо знать ст.о. другого элемента.

Давайте составим алгебраическое уравнение с одним неизвестным для определения значения ст.о. в каком-либо соединении.

Найдем ст.о. хлора в соединении Cl2O. Выпишем ст.о. кислорода и обозначим неизвестную степень окисления хлора через х: Cl2 xO -2

Составим уравнение:

2х+(-2)=0

2х=2

Х=+1

Записываем степень окисления хлора: Cl2 +1O -2

Сейчас мы с вами изучали ст.о. в бинарных соединениях. Запишите определение: бинарные соединения – сложные вещества, состоящие из двух атомов химических элементов.

Итак, если нам известна степень окисления, можно ли составить формулу соединения? Да. Запишем знаки алюминия и углерода (Al C), причем вначале мы указываем элемент с положительным значением ст.о.(Укажите его), а затем – элемент с отрицательным значением ст.о. Теперь по-порядку:

  1. Сколько е нехватает алюминию до завершения уровня? – 3, соответственно, ст. о. его равна +3

  2. Сколько е не хватает углероду до завершения своего уровня? Правильно – 4, поэтому он примет 4 е, при этом ст.о. его будет равна -4

Запишем эти значения в формулу: Al +3 C -4, найдем наименьшее общее кратное для них(оно равно 12). Затем рассчитаем индексы:

12

Al +3 C -4 → Al 4C 3

Названия бинарных соединений образуются из двух слов – названий входящих в их состав химических элементов. Вначале произносят латинское название элемента с отрицательной ст.о.(у нас углерод, его латинское название - карбид), добавляя суффикс – ид(стоит всегда в именительном падеже), после этого название элемента с положительной ст.о. в родительном падеже.

Пример у вас в учебнике на стр. 89: «элемент -ид»+ «элемента»(запишите себе в тетради).

Например: NaCl – хлорид натрия, MgS – сульфид магния, KH – гидрид калия.

Если же электроположительный элемент проявляет разные степени окисления, то это отражают в названии, обозначив ст. о. римской цифрой, которую ставят в конце названия в скобках.

Например: Fe +2O -2(II) Fe2 +3O3 -2(III).

Если же соединение состоит из двух элементов-неметаллов, то к названию более ЭО из них прибавляют суффикс ид, второй компонент ставят в родительном падеже. Например: O +2F2-1 – фторид кислорода, S +4O2-2- оксид серы (IV), S +6O -23- оксид серы (VI).

В некоторых случаях число атомов элементов обозначают при помощи названий численно равных на греческом языке – моно, ди, три, тетра.

CO- монооксид углерода, CO2- диоксид углерода, PbCl4- тетрахлорид фтора.


III Домашнее задание.

§17, упр. 1,2,4,5,6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Степень окисления.

Автор: Леднева Дарья Николаевна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 188778

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Степень окисления химических элементов. Определение степени окисления по формулам соединений."
    ["seo_title"] => string(80) "stiepien_okislieniia_khimichieskikh_eliemientov_opriedielieniie_stiepieni_okisli"
    ["file_id"] => string(6) "362004"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479924163"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Презентация к уроку химии 8 класс Степень окисления "
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-8-klass-stiepien-okislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "140925"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418041502"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока по химии: "Степень окисления" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-khimii-stiepien-okislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "147989"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419534217"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок по химии (9 класс): степень окисления и ОВР "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-po-khimii-9-klass-stiepien-okislieniia-i-ovr"
    ["file_id"] => string(6) "182699"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425572384"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "тема «Степень окисления» презентация к урока "
    ["seo_title"] => string(50) "tiema-stiepien-okislieniia-priezientatsiia-k-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "231492"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442510460"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства