Урок получения новых знаний (интегрированный урок-исследование химия-география, нестандартный, пройдет через самостоятельную исследовательскую работу в группах. В каждой команде определен спикер, задача которого умело организовать работу с минимальной затратой времени на выполнение каждого задания).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Способы получения металлов" »
Разработка урока для учащихся 10 класса.
Тема урока «Способы получения металлов»
Цель урока:Рассмотреть запасы природных соединений металлов в Казахстане и на основании природных соединений металлов определить массовую долю металла в руде, изучить способы получения металлов в промышленности.
Задачи урока:
1. Привести в систему знания о способах получения металлов на основании знаний о химических реакциях.
2. Продолжить развитие умений и навыков работы с картой полезных ископаемых Казахстана, закрепить умения и навыки в написании окислительно-восстановительных реакций, лежащих в основе производства металлов.
3. Продолжить развитие навыков творчества, исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала по заданному алгоритму, работая в группах, функциональной грамотности учащихся.
Тип урока: Урок получения новых знаний (интегрированный урок-исследование химия-география, нестандартный, пройдет через самостоятельную исследовательскую работу в группах. В каждой команде определен спикер, задача которого умело организовать работу с минимальной затратой времени на выполнение каждого задания).
Эпиграф первого этапа урока «Человек не может обойтись без металлов. Если бы не металлы, человек влачил бы самую жалкую жизнь среди диких зверей» Исследователь XVI века Г. Агрикола
Проверка домашнего задания:
Творческое домашнее задание - Каждой команде необходимо было найти интересные сведения о конкретном металле (Fe, Cu, Na, Al) и подготовить альманах-презентацию «А знаете ли вы?».
Пролистаем альманах. Представитель команды выходит и начинает со слов «А знаете ли вы?».
Роль металлов в современном обществе огромна. Несмотря на то, что сегодня созданы разнообразные синтетические материалы с удивительными свойствами, металлы остаются важнейшими конструкционными материалами для изготовления сверхточных приборов электронной техники, основой автомобиле -, самолето-, ракето-, станкостроения.
Эпиграф второго этапа урока «Если путь твой к познанию мира ведет,-
Как бы ни был он долог и труден - вперед!»
Древнегреческоий философ Фирдоуси
II.Актуализация знаний по теме «Общие свойства металлов».
1. Вопросы для повторения. Каждая команда должна ответить на один вопрос. Если она не справляется, то ей помогают остальные команды.
Как по электронной формуле быстро определить местоположение металла в периодической таблице?
1S22S22p63S23p1 …3S23p63d34S2
Как по электронной формуле определить принадлежность металла к определенному семейству?
1S22S22p63S23p1 …3S23p63d34S2
Почему из 109 химических элементов периодической таблицы 87 приходится на долю металлов?
Почему металлы легко окисляются? Как называется величина, необходимая для отрыва внешнего электрона от атома?
2. Тестирование - четыре варианта тестовых заданий(5 минут)
(Приложение 1)
3. Самопроверка. Передали листы ответов соседу, проверяем по доске.
III. Изучение нового материала
1. Самостоятельная работа учащихся со справочной литературой, картой полезных ископаемых Казахстана по теме «Металлы в природе» по заданному алгоритму (3 минуты). Каждая команда должна заполнить таблицу. Спикер распределят задания между участниками команды.
Алгоритм работы
Содержание металлов в земной коре.
Природные соединения металлов.
Запасы руд металлов на территории Казахстана.
Задание
1 группа
Fe
2 группа
Cu
3 группа
K, Ca
4 группа
Al
Содержание металла в земной коре.
5,1%
4,7∙10-3%
3,6% Са
2,6% К
8,1%
Природные соединения металла
Fe2O3
Красный железняк
Fe3O4
Магнитный железняк
СuS
Ковеллин
Сu2S
Халькозин
(медный блеск)
СаСО3
Мел, мрамор, известняк
Са 3(РО4)2
КСl
Аl2О3
Корунд
Аl2О3∙ nН2О
Боксит
Запасы руд металла на территории Казахстана
Лисаковское, Соколово-Сарбайское
Жезказган, Карсапкай
Шилишайское месторождение, г. Тараз
Костанайская, Актюбинская области
2. На основании таблицы, используя метод «Мозгового штурма» команды должны сделать вывод (ответить на вопрос «в виде каких соединений металлы встречаются в природе?»
Li К Са Na Mg Al Zn Cr Fe Ni Sn Pb (Н2) Сu Hg AgPtAu
Т.К. основная масса металлов встречается в виде оксидов (основные оксиды), то их получают восстановлением углём и оксидом углерода (II), водородом, алюминием.
3. Самостоятельная работа учащихся (3 мин)
Напишите ОВР получения металлов из их оксидов, показать переход электронов.
1 группа Fe
2 группа Cu
3 группа Zn
4 группа Мn
Fe2O3+ СО→ Fe + СО2
CuO +Н2 → Cu + Н2О
ZnO+C→ Zn + CО
МnО2 + Аl →Мn + Аl2O3
4. Просмотр опытов (с использованием диска «Химические опыты со взрывами и без»)
IV. Рефлексия
1. В виде каких соединений металлы встречаются в природе?
2. Какие вещества используют в качестве восстановителей металлов из их оксидов?
3. Почему данный способ получения металлов считают экологически чистым процессом?
V. Домашнее задание: Рассчитать массовую долю металлов в рассмотренных оксидах: Fe2O3, CuO, ZnO, МnО2