Тема урока: Спирты. Классификация спиртов и их свойства. Тип урока – урок усвоения нового материала Место урока в учебном плане – урок введения нового материала. Цель: на основе анализа строения молекул спиртов и известной информации об их применении, спрогнозировать свойства спиртов. Задачи: учебные 1. Произвести анализ информации на соотнесение областей применения спиртов и их свойств. 2. Произвести анализ информации особенностей строения молекул спиртов. образовательные: Изучить с обучающимися строение молекул спиртов, физические и химические свойства спиртов. развивающие: ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности. воспитательные: ОК 1. 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Повысить восприимчевость обучающихся к проблемам формирования ЗОЖ. Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; Раздаточный материал: 1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 2. Индивидуальные и групповые задания. План урока 1. Постановка учебной цели. Мотивация на реализацию цели. Объявление прогнозируемого результата и критерий оценивания знаний. Повторение правил техники безопасности. 2. Выполнение индивидуальных и групповых заданий на прогнозирование свойств спиртов. 3. Объяснение нового материала: отдельные представители, классификация, номенклатура, виды изомерии. 4. Просмотр демонстраций опытов. 5. Выполнение теста и взаимоконтроль. 6.Просмотр видеоматериала. 7. Прослушивание пояснений к выполнению домашнего задания. 8. Подведение итогов. Ход урока I. Постановка учебной цели. Мотивация на реализацию цели. Объявление прогнозируемого результата и критерий оценивания знаний. Повторение правил техники безопасности. Сегодня у нас урок «Спирты. Классификация спиртов и их свойства». Цель сегодняшнего урока: на основе анализа строения молекул спиртов и известной вам информации об их применении, спрогнозировать свойства спиртов. знать: строение, гомологические ряды спиртов, номенклатуру, изомерию, свойства; отдельных представителей. уметь: сравнивать, обобщать свойства спиртов. Ход урока: 1.Орг. момент: перекличка, ознакомление с целью урока. 2.Изучение нового материала: 1.Дать определения спиртам. 2.Изомерия и номенклатура. 3. Физические свойства 4.Просмотр видеоматериала. 5. Химические свойства. 6. Тесты. 7. Домашнее задание. Физические свойства Давайте вспомним основные положения по Т\Б: Как нюхать реактивы? Можно ли пробовать на вкус? Что делать при плохом самочувствии? Опыт. Даны 2 флакона со следующими веществами: водой и этанолом Определите при помощи органолептической оценки местонахождение каждого вещества. Сделайте вывод о свойствах спиртов. Вывод: Одноатомный спирт этанол имеет специфический запах. Перед нами на столе стоит настойка лекарственного средства. Какое свойство этилового спирта использовано. Вывод: этиловый спирт растворитель и сам растворяется в воде. Этанол служит прекрасной добавкой к моторному топливу, так как повышает октановое число бензина. Кроме того эта реакция используется в хорошо известных вам спиртовках. Вывод: для этанола характерна реакция горения «Спирт используется как обеззараживающее средство», следовательно он может проявляет окислительные свойства. В соответствии с сегодняшней классификацией спирт относится к ксенобиотикам – веществам, не содержащимся в человеческом организме, но влияющем на его жизнедеятельность. Ксенобиотики подразделяются на 3 группы: - питательные вещества, которые обеспечивают организм энергией; - лекарственные средства, влияющие на наше самочувствие, воздействуя на биохимические процессы; - яды, вызывающие нарушения в работе организма и биологическую смерть. Этиловый спирт относится ко всем 3 группам: его действие зависит от количества и состояния здоровья. При злоупотреблении алкоголем более других органов страдает печень, так как именно она отвечает за расщепление этанола. Постоянное употребление алкоголя ведет к нарушениям обмена в организме почти всех витаминов и тем самым к их дефициту и ослаблению иммунитета. Этиловый спирт является наркотиком. Он дополнительно возбуждает систему мозгового ствола, отвечающего за наше самочувствие и эмоции. Наступает привыкание, и человек всё чаще нуждается в стимуляции этой системы извне, тем самым еще больше повреждая её. Получается замкнутый круг. Полагая, что он контролирует ситуацию, пьющий человек подвергает риску своё здоровье, психику, наследственность и даже социальное положение. Просмотр видеоматериала. Химические свойства. Горение. Взаимодействие с активными металлами. Взаимодействие с щелочами. Взаимодействие с кислотами. Дегидратация. Общие свойства спиртов: I. кислотные (взаимодействие с металлами с образованием соли-алкоголята и водорода) 2C2H5OH+ Na → 2C2H5ONa + H2↑ алкоголят Na II Замещения (этерификации, т. е. взаимодействие с кислотами с образованием сложного эфира и воды) C2H5OH + CH3COOH → CH3OOC2H5 + H2O этиловый эфир III Окисления горения: CH3OH + O2 → _______+ _______ IV Дегидратации: внутримолекулярная – лабораторный способ получения этилена H2SO4 C2H5OH→→ CH=CH↑ + H2O Тест по теме «Спирты» Вариант 1 1. Функциональная группа в молекулах спиртов: 1) -OH 2) -COOH 3) -COH 2. Реакция этерификации это реакция взаимодействия между: 1) спиртом и кислотой 2) альдегидом и кислородом 3) металлом и неметаллом 3. Установитесоответствие между названием органического вещества и его формулой: А H H │ │ H― C― C―OH │ │ H H
Б H │ H― C―OH │ H В H H H │ │ │ H― C ― C ― C ― H │ │ │ OH OH OH 1. пропантриол - 1. 2, 3 или глицерин 2. метанол или метиловый спирт 3. этанол или этиловый спирт Ответ запишите в виде последовательности цифр (например 132) _______________ Вариант 2
1. Название функциональной группы спиртов: 1) гидроксильная; 2) аминогруппа; 3) карбонильная 2. Продукты реакции в реакции горения: 1) углекислый газ и вода 2) эфир 3) соль 3. Установите соответствие между названием органического вещества и классом органического соединения: А) метанол Б) этен В) метан 1) алкан 2) алкен 3) спирт Ответ запишите в виде последовательности цифр (например 132) _______________
Ответы № варианта | верный ответ на задание 1 | верный ответ на задание 2 | верный ответ на задание 3 | 1 | 1 | 1 | 321 | 2 | 1 | 1 | 321 | Домашнее задание: обязательное: конспект; творческое: сделать сообщение на тему ЗОЖ. Подведение итогов. Все этапы работы выполнены, цель достигнута. В результате мы получили с вами образовательные продукты: опорный конспект; выполненные индивидуальные и групповые задания; модели спиртов; с нами останутся все чувства, эмоции, испытанные во время урока. Мне было приятно с вами поработать. Спасибо за сотрудничество.
|