— Посмотрите на свои столы. У вас стоят штативы с набором необходимых реактивов, спиртовки, держатель. О чём это говорит? — Молодцы! Но прежде, чем начать работу, что мы должны сделать? — Правильно. — Возьмите на ваших столах карточки с экспериментальными задачами. (Учитель объясняет, как работать с ними.) — Выполните 1-ое экспериментальное задание. После выполнения делают вывод. Вывод №1. Скорость химической реакции зависит от концентрации реагирующих жидких и газообразных веществ. Чем выше концентрация, тем больше скорость реакции. (Учитель объясняет, почему с увеличением концентрации увеличивается число реагирующих частиц в объёме. Пример. Вы зашли в почти пустой автобус (4 чел.) и в полный автобус (34 чел.). Когда вы с ними быстрее столкнётесь? Это вывод справедлив и для газообразных веществ. Давайте посмотрим. (Учитель предлагает просмотреть видеоматериал «Горение веществ в кислороде».) — Теперь, пожалуйста, решите 2-ю экспериментальную задачу. Учитель корректирует вывод и предлагает его записать. Вывод №2. При повышении температуры скорость химической реакции увеличивается. (Учитель объясняет, что с повышением температуры увеличивается энергия взаимодействия их молекул, они быстрее двигаются, поэтому их столкновения происходят гораздо чаще, и следовательно, скорость химической реакции увеличивается.) Пример. Когда вам холодно, вы сидите, сжавшись в комок, а когда вам тепло, вам хочется бегать, играть друг с другом. То же происходит и с молекулами. — Решаем 3-ю экспериментальную задачу. Учитель предлагает обсудить её и сделать выводы. Вывод №3. Скорость химической реакции зависит от природы реагирующего вещества. Чем активнее вещество, чем легче оно распадается на молекулы, тем выше скорость реакции. | — Мы самостоятельно будем изучать материал. — Повторить технику безопасности. Учащиеся повторяют основные моменты: работа с реактивами; работа со спиртовкой. После объяснения учителя дети приступают к выполнению заданий. Учащиеся выполняют. Один из учащихся докладывает и делает вывод. Учащиеся записывают выводы в тетрадях. Учащиеся выполняют задачу и делают самостоятельно выводы. Один из учащихся встаёт и рассказывает о своей работе, делает выводы. Учащиеся записывают вывод в тетради. Учащиеся выполняют задачу. Один ученик рассказывает о работе, делает выводы. Учащиеся записывают вывод. |
— Вернёмся к началу урока. Ответьте теперь, почему в этой пробирке (H2O + Na) реакция протекает быстро, а в другой (H2O + Fe) — медленно. — Какие факторы влияют на скорость химической реакции? — А теперь скажите, пожалуйста, зачем мы с вами рассматриваем скорость химической реакции? — Чтобы уметь управлять химической реакцией. Скорость нужных реакций увеличивать, а скорость ненужных реакций замедлять. А какие реакции нужные, какие – нет? | Учащиеся поясняют: скорость данных реакций зависит от природы реагирующих веществ. Na легче распадается на молекулы, чем железо, поэтому и реакция с ним протекает быстрее. 1 учащийся встаёт и называет. Учащиеся пытаются ответить. Учащиеся приводят примеры. |