Дать понятие о скорости химических реакций и единицах ее измерения. Рассмотреть влияние на скорость реакции таких факторов, как природа реагирующих веществ, их концентрация, площадь соприкосновения и температура. Познакомить с классификацией химических реакций по признаку фазности (агрегатного состояния): гомо- и гетерогенные.
Развитие познавательных интересов учащихся, внимания, наблюдательности, умений устанавливать причинно – следственные связи между известными фактами и изучаемыми, учить осуществлению рациональных приемов мыслительной деятельности (сравнение, абстрагирование и обобщение), формирование практических навыков в процессе химического эксперимента.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Скорость химических реакций»
Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме
Скорость химических реакций
учитель Васильева А.М.
Цели урока:
Обучающая: дать понятие о скорости химических реакций и единицах ее измерения. Рассмотреть влияние на скорость реакции таких факторов, как природа реагирующих веществ, их концентрация, площадь соприкосновения и температура. Познакомить с классификацией химических реакций по признаку фазности (агрегатного состояния): гомо- и гетерогенные.
Развивающая: развитие познавательных интересов учащихся, внимания, наблюдательности, умений устанавливать причинно – следственные связи между известными фактами и изучаемыми, учить осуществлению рациональных приемов мыслительной деятельности (сравнение, абстрагирование и обобщение), формирование практических навыков в процессе химического эксперимента.
Воспитательная: показать познаваемость мира, формирование основ диалектико – материалистического мировоззрения, основ экономических знаний на примере связи теории и практики; через эксперимент прививать бережное отношение к реактивам и оборудованию, трудолюбию. Умение делать самооценку и оценку труда товарищей.
Оборудование и реактивы:
а) для лабораторной работы:
штатив с пробирками, гранулы цинка, железные стружки и опилки, растворы уксусной и соляной кислот, раствор сульфата меди, вода;
б) для демонстрационных опытов:
штатив с пробирками, порошок оксида меди, соляная кислота, спиртовка, спички.
Структура урока
I Организационный момент
II Актуализация знаний учащихся.
«Науку часто смешивают с знанием. Это глубокое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует.»
Василий Ключевский
- Что изучает химия?
- Используя свой опыт скажите, одинаково быстро протекают химические реакции? Например разложение перманганата калия и реакция нейтрализации?
- Наука о веществах, их превращениях. Превращения веществ называют химическими реакциями.
- Нет, одни быстрее, другие медленнее.
Разложение при нагревании, а нейтрализация мгновенно.
«Быстро» и «медленно» это не количественная характеристика скорости химической реакции. Для изучения этого вопроса свои знания о закономерностях и типах химических реакций.
5 минут Тест «Закон сохранения массы веществ. Типы химических реакций».
- Какое практическое значение имеет понятие о скорости химических реакций?
- Вспомните, как определяется механическая скорость движения тела?
- Как определяется быстрота работы компьютера?
- Таким образом, что мы понимаем под понятием «скорость»?
- В каких единицах измеряют скорость механического движения тела?
- Что представляет собой химическая реакция с точки зрения атомно – молекулярного учения?
- При получении нужных человеку веществ высокая скорость обеспечит экономию времени и средств, и наоборот можно искать пути уменьшения скорости разрушительных процессов.
V = S/t отношение пути ко времени.
- Числом операций за определенное время.
- Как быстро были совершены те или иные действия за единицу времени.
Км/ч, м/сек
- Молекулы, кристаллы реагирующих веществ разрушаются до атомов или групп атомов и объединяются в других сочетаниях, т.е. образуют новые вещества.
Одно и тоже количество вещества может находится в разном объеме.
Отношение количества вещества к объему называют концентрацией
С = n/V (моль/л) (запись на доску)
С – концентрация
n – количество вещества
V – объем вещества
- По каким признакам мы судим о химической реакции?
- Что происходит с исходными веществами?
- Что происходит с концентрацией реагирующих и образующихся веществ?
- Выделяется или поглощается газ, выпадает или растворяется осадок, образуется вода.
- Они расходуются и образуются новые.
- Концентрация реагирующих веществ уменьшается, образующихся – увеличивается.
Рассмотрим пример реакции между газообразными веществами А и В: (на доске и в тетрадях)
А + В = АВ (гомогенная)
(г) (г) (г) газ + газ = газ
- Какой тип реакции?
- Что происходит с концентрацией например вещества А?
- Соединения.
- Уменьшается.
Если взять исходную концентрацию вещества А 2 моль/л
(на доску)
С (А) = 2 моль
нач. (на доску и тетради)
через 30 минут, т.е. t - t = 30 минут
t = 30 минут
концентрация вещества А стала 1 моль/л
С (А) = 0,5 моль
конеч.
- Как определить скорость реакции?
- Найти изменения концентрации и отнести ко времени.
С (А) = С - С = 2 моль/л – 0,5 моль/л = 1,5 моль/л
= - ---------- = - ---------- знак (-) означает, что концентрация исходного вещества уменьшается.
= - -------------- = - моль/л
О скорости реакции можно судить также по увеличению концентрации образующихся веществ за единицу времени.
- В каких количественных отношениях находятся вещества А и АВ?
- Какое количество израсходовалось вещества А?
- Какое количество образовалось АВ?
- Они находятся в одном объеме, чему равна концентрация АВ через 30 минут?
- Как определить скорость реакции по изменению концентрации АВ через 30 минут?
- Почему в данном выражении не ставят «-»
n (A) 1
n (AB) 1
n (A) = 1,5 моль/л
n (AB) = 1,5 моль/л
С (АВ) = 1,5 моль/л
- Концентрация вещества АВ увеличивается в ходе химической реакции.
Что такое скорость химической реакции мы выяснили, но как ей управлять?
От каких факторов зависит скорость реакции?
IY Выделение задач для решения проблемы.
«Наука всегда оказывается не права. Она не в состоянии решить ни одного вопроса, не поставив при этом десятка новых».
Джордж Бернард Шоу
- Что сгорает быстрее доска или древесные стружки?
- Где быстрее прогорит уголь в кислороде или на воздухе?
- Одинаково ли быстро сгорают вещества при одних и тех же условиях? Например водород, сера, железо.
- Стружки.
- В кислороде.
- водород мгновенно
- сера быстро
- железо очень медленно
Уравнение реакций отражает суммарный результат химического процесса, т.е. какие вещества вступают в реакцию и какие вещества образуются в результате нее. О механизме реакции можно судить лишь на основании экспериментальных наблюдений или теоретических расчетов.
«Чтобы увидеть что – то новое, нужно совершить что – то новое».
Георг Лихтенберг
Для определения факторов, влияющих на скорость реакции, проведем лабораторную работу по инструкциям на ваших столах.
Перед выполнением работы просмотрите инструкции по технике безопасности и выполнению работы.