kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Скорость химических реакций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятие о скорости химических реакций и единицах ее измерения. Рассмотреть влияние на скорость реакции таких факторов, как природа реагирующих веществ, их концентрация, площадь соприкосновения и  температура. Познакомить с классификацией химических реакций по признаку фазности (агрегатного состояния): гомо- и гетерогенные.

Развитие познавательных интересов учащихся, внимания, наблюдательности, умений устанавливать причинно – следственные связи между известными фактами и изучаемыми, учить осуществлению рациональных приемов мыслительной деятельности (сравнение, абстрагирование и обобщение), формирование практических навыков в процессе химического эксперимента.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Скорость химических реакций»







Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме


Скорость химических реакций





учитель Васильева А.М.















Цели урока:


Обучающая: дать понятие о скорости химических реакций и единицах ее измерения. Рассмотреть влияние на скорость реакции таких факторов, как природа реагирующих веществ, их концентрация, площадь соприкосновения и температура. Познакомить с классификацией химических реакций по признаку фазности (агрегатного состояния): гомо- и гетерогенные.


Развивающая: развитие познавательных интересов учащихся, внимания, наблюдательности, умений устанавливать причинно – следственные связи между известными фактами и изучаемыми, учить осуществлению рациональных приемов мыслительной деятельности (сравнение, абстрагирование и обобщение), формирование практических навыков в процессе химического эксперимента.


Воспитательная: показать познаваемость мира, формирование основ диалектико – материалистического мировоззрения, основ экономических знаний на примере связи теории и практики; через эксперимент прививать бережное отношение к реактивам и оборудованию, трудолюбию. Умение делать самооценку и оценку труда товарищей.


Оборудование и реактивы:

а) для лабораторной работы:

штатив с пробирками, гранулы цинка, железные стружки и опилки, растворы уксусной и соляной кислот, раствор сульфата меди, вода;

б) для демонстрационных опытов:

штатив с пробирками, порошок оксида меди, соляная кислота, спиртовка, спички.













Структура урока


I Организационный момент

II Актуализация знаний учащихся.


«Науку часто смешивают с знанием. Это глубокое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует.»

Василий Ключевский


- Что изучает химия?




- Используя свой опыт скажите, одинаково быстро протекают химические реакции? Например разложение перманганата калия и реакция нейтрализации?

- Наука о веществах, их превращениях. Превращения веществ называют химическими реакциями.

- Нет, одни быстрее, другие медленнее.

Разложение при нагревании, а нейтрализация мгновенно.


«Быстро» и «медленно» это не количественная характеристика скорости химической реакции. Для изучения этого вопроса свои знания о закономерностях и типах химических реакций.

5 минут Тест «Закон сохранения массы веществ. Типы химических реакций».

1 вариант стр. 17-18

1 5 6 7 8 9 10

2 вариант стр. 19-20

1 5 6 7 8 9 10

критерии оценки:

11-10 б – «5»

9-8 - «4»

7-6 - «3»

менее 6 – «2»

Ответы: (на доске)

1 вар. 2 вар.

1 – а, г 1 – а, б

5 – г 5 – а, г

6 – б 6 - а

7 – а, г 7 – а, в

8 – в 8 - г

9 - б, в 9 – а, г

10 – б, г 10 – г

11 б 11 б

(Обмен работами, обсуждение, выставление оценок, сдача листочков).






III Постановка проблемы.


- Какое практическое значение имеет понятие о скорости химических реакций?





- Вспомните, как определяется механическая скорость движения тела?

- Как определяется быстрота работы компьютера?

- Таким образом, что мы понимаем под понятием «скорость»?

- В каких единицах измеряют скорость механического движения тела?

- Что представляет собой химическая реакция с точки зрения атомно – молекулярного учения?

- При получении нужных человеку веществ высокая скорость обеспечит экономию времени и средств, и наоборот можно искать пути уменьшения скорости разрушительных процессов.

V = S/t отношение пути ко времени.


- Числом операций за определенное время.

- Как быстро были совершены те или иные действия за единицу времени.

Км/ч, м/сек



- Молекулы, кристаллы реагирующих веществ разрушаются до атомов или групп атомов и объединяются в других сочетаниях, т.е. образуют новые вещества.


Одно и тоже количество вещества может находится в разном объеме.

Отношение количества вещества к объему называют концентрацией

С = n/V (моль/л) (запись на доску)

С – концентрация

n – количество вещества

V – объем вещества


- По каким признакам мы судим о химической реакции?


- Что происходит с исходными веществами?



- Что происходит с концентрацией реагирующих и образующихся веществ?

- Выделяется или поглощается газ, выпадает или растворяется осадок, образуется вода.

- Они расходуются и образуются новые.



- Концентрация реагирующих веществ уменьшается, образующихся – увеличивается.


Рассмотрим пример реакции между газообразными веществами А и В: (на доске и в тетрадях)

А + В = АВ (гомогенная)

(г) (г) (г) газ + газ = газ

- Какой тип реакции?

- Что происходит с концентрацией например вещества А?

- Соединения.

- Уменьшается.


Если взять исходную концентрацию вещества А 2 моль/л

(на доску)

С (А) = 2 моль

нач. (на доску и тетради)

через 30 минут, т.е. t - t = 30 минут

t = 30 минут

концентрация вещества А стала 1 моль/л

С (А) = 0,5 моль

конеч.

- Как определить скорость реакции?

- Найти изменения концентрации и отнести ко времени.


С (А) = С - С = 2 моль/л – 0,5 моль/л = 1,5 моль/л


= - ---------- = - ---------- знак (-) означает, что концентрация исходного вещества уменьшается.


= - -------------- = - моль/л


О скорости реакции можно судить также по увеличению концентрации образующихся веществ за единицу времени.

- В каких количественных отношениях находятся вещества А и АВ?

- Какое количество израсходовалось вещества А?

- Какое количество образовалось АВ?




- Они находятся в одном объеме, чему равна концентрация АВ через 30 минут?


- Как определить скорость реакции по изменению концентрации АВ через 30 минут?

- Почему в данном выражении не ставят «-»

n (A) 1

n (AB) 1


n (A) = 1,5 моль/л


n (AB) = 1,5 моль/л



С (АВ) = 1,5 моль/л







- Концентрация вещества АВ увеличивается в ходе химической реакции.

Что такое скорость химической реакции мы выяснили, но как ей управлять?

От каких факторов зависит скорость реакции?


IY Выделение задач для решения проблемы.

«Наука всегда оказывается не права. Она не в состоянии решить ни одного вопроса, не поставив при этом десятка новых».

Джордж Бернард Шоу


- Что сгорает быстрее доска или древесные стружки?

- Где быстрее прогорит уголь в кислороде или на воздухе?

- Одинаково ли быстро сгорают вещества при одних и тех же условиях? Например водород, сера, железо.

- Стружки.


- В кислороде.


- водород мгновенно

- сера быстро

- железо очень медленно


Уравнение реакций отражает суммарный результат химического процесса, т.е. какие вещества вступают в реакцию и какие вещества образуются в результате нее. О механизме реакции можно судить лишь на основании экспериментальных наблюдений или теоретических расчетов.

«Чтобы увидеть что – то новое, нужно совершить что – то новое».

Георг Лихтенберг


Для определения факторов, влияющих на скорость реакции, проведем лабораторную работу по инструкциям на ваших столах.

Перед выполнением работы просмотрите инструкции по технике безопасности и выполнению работы.


Y Экспериментальное исследование (7 минут).


В тетрадях

«Зависимость скорости реакции от условий».

Что брали?

Что наблюдали?

Уравнение реакции

Вывод

Опыт № 1

Zn

HCl р-р

СН СООН р-р

Опыт № 2

Железные опилки, поро­шок железа, раствор суль­фата меди.

Опыт № 3

Порошок же­леза, сульфат меди, вода


выделение газа


осаждение крас­ного налета на стружках и по­рошке, на по­рошке активнее


в концентриро­ван­ном рас­творе медь ося­дает быстрее



Скорость реак­ции Zn и

НCl больше


Скорость реак­ции выше при реакции суль­фата меди и по­рошка железа.


в концентриро­ван­ном рас­творе реакция протекает бы­стрее

Опыты комментируются.


Демонстрационный опыт с учащимися

«Влияние температуры на скорость реакции»

В две пробирки насыпать порошок оксида меди (II), прилить раствор соляной кислоты. Одну пробирку поставить в штатив, другую нагреть.


- Какие вы наблюдаете изменения в пробирке при нагревании и без нагревания?

- В каких агрегатных состояниях находились исходные вещества в проведенных реакциях?

- При нагревании более интенсивное окрашивание, значит скорость реакции быстрее.

- В твердом и жидком.

Реакции при которых реагирующие вещества находятся в разном агрегатном состоянии называют гетерогенными.

А + В = АВ (гетерогенная)

г тв. тв.




YI Формулировка обобщений.


- Какие выводы можно сделать о влиянии различных факторов на скорость химической реакции?









- Как скорость реакции зависит от природы реагирующих веществ?

- Почему, чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем выше скорость реакции?

- Как можно достигнуть максимальной раздробленности для растворимых веществ?

- Где будет выше скорость реакции в растворе или при соприкосновении твердых веществ? Объясните.



- Где будет выше скорость реакции в гомогенной или гетерогенной системе?


- Почему при повышении температуры скорость реакции возрастает постепенно?

1) зависит от природы реагирующих веществ;

2) от площади соприкосновения:

чем соприкосновения, тем скорость реакции;

3) от концентрации: чем больше концентрация, тем скорость реакции;

4) от температуры: чем температура, тем выше скорость реакции.

- Чем активнее вещество, тем выше скорость реакции.


- Реагирующие частицы чаще сталкиваются и взаимодействуют.


- Растворить, вещества раздробляются до молекул, ионов между молекулами растворителя.

- В растворе скорость реакции будет выше, т.к. вещества максимально раздроблены и перемешаны, следовательно чаще столкновения реагирующих частиц.

- В гомогенной, т.к. молекулы реагирующих веществ равномерно перемешиваются и максимально соприкасаются.

- Возможно, возрастает число активных молекул, а не все молекулы сразу становятся активны.

Скорость реакции при повышении температуры на каждые 10 градусов возрастает в 2-4 раза (закон Вант – Гоффа)

Скорость реакции зависит от катализатора. Положительный катализатор скорость увеличивает, отрицательный – уменьшает (ингибитор).

Это фактор изучим на следующем уроке.



YII Подведение итогов работы на уроке.


«При изучении наук примеры полезнее правил».

Исаак Ньютон

Разбор вопросов теста № 15 в 1 стр. 57

«Скорость химических реакций»

1 – б 2 – в, г 3 – абвг 5 – в 7 – в


YIII Разъяснение домашнего задания.


Параграф 53, упр. 1,3,5.


«Кто не понимает ничего кроме химии, тот и ее понимает недостаточно».

Георг Лихтенберг


С точки зрения понятия скорости химических реакции и факторов ее зависимости обоснуйте:

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Приготовление и хранение пищи

Использование, хра­нение лекарственных форм

Стирку белья



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Скорость химических реакций

Автор: Васильева Алла Михайловна

Дата: 14.11.2015

Номер свидетельства: 253157

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Презентация к уроку химии в 11 классе по теме: "Скорость химических реакций". "
    ["seo_title"] => string(86) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-v-11-klassie-po-tiemie-skorost-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "144206"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418666141"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок химии по теме "Влияние различных факторов на скорость химических реакций" "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-khimii-po-tiemie-vliianiie-razlichnykh-faktorov-na-skorost-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "214181"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432227090"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Скорость химических реакции "
    ["seo_title"] => string(32) "skorost-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "104785"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402757488"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) ""Факторы, влияющие на скорость химической реакции" "
    ["seo_title"] => string(57) "faktory-vliiaiushchiie-na-skorost-khimichieskoi-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "199809"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428658272"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Химия. 11 класс. Урок - презентация по теме: "Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции". "
    ["seo_title"] => string(137) "khimiia-11-klass-urok-priezientatsiia-po-tiemie-skorost-khimichieskoi-rieaktsii-faktory-vliiaiushchiie-na-skorost-khimichieskoi-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "153117"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420973934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства