Систематизация и обобщение знаний по теме "Углеводороды"
Систематизация и обобщение знаний по теме "Углеводороды"
Работа позволит обобщить и закрепить знания учащихся о строении, номенклатуре, изомерии, физических и химических свойствах, получении и применении углеводородов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Систематизация и обобщение знаний по теме "Углеводороды"»
Урок
Строение и свойства предельных и непредельных углеводородов
Обобщающий урок по химии (2 ч). 11 класс
Цель. Обобщить и закрепить знания учащихся о строении, номенклатуре, изомерии, физических и химических свойствах, получении и применении углеводородов;
закрепить умения решать задачи на вывод молекулярных формул, выход продукта реакции от теоретического, нахождение объемов газов;
Повторение и коррекция знаний (групповая работа по плану):
разминка;
строение и свойства предельных и непредельных углеводородов;
номенклатура;
гомологи и изомеры;
фронтальная беседа;
эстафета (цепочки превращений);
решение задач (вывод формул по продуктам сгорания, выход продукта от теоретического, нахождение объема газов).
реклама (применение углеводородов).
Контролирующая часть. Тест (15 – 20 мин.).
Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент
Класс делится на три группы. Учитель дает инструкции по ходу урока.
2. Повторение и коррекция знаний
Разминка (по вариантам, все члены группы записывают продолжение фраз из своего варианта в тетрадях).
Допишите определения.
1 вариант (для 1 группы)
а) Вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение…
б) Ученый, создатель теории химического строения органических соединений…
в) Углеводороды, содержащие одну двойную связь…
г) Тип реакции, характерный для алканов…
д) Общая формула алкинов…
2 вариант (для 2 группы)
а) Углеводороды, содержащие только простые сигма-связи…
б) Вещества, имеющие сходное строение, но отличающиеся на одну или несколько групп СН2…
в) Смешивание или выравнивание орбиталей по форме и энергии…
г) Общая формула алкенов…
д) Связь, направленная вдоль линии соединения ядер атомов…
3 вариант (для 3 группы)
а) Углеводороды, содержащие тройную связь…
б) Тип гибридизации атома углерода у алкенов…
в) Общая формула алканов…
г) Связь, направленная перпендикулярно линии соединения ядер атомов…
д) Вид изомерии, обусловленный положением заместителей относительно плоскости двойной связи…
Взаимопроверка: оценка – 1 балл за каждый правильный ответ.
Строение и свойства предельных и непредельных углеводородов
Обобщите знания о строении и свойствах предельных и непредельных углеводородов, заполнив таблицу (1 гр. – алканы, 2 гр. – алкены, 3 гр. – алкины).
План обобщения
Алканы
Алкены
Алкины
Общая формула
Молекулярная формула первого представителя гомологического ряда
Структурная и электронная формулы
Тип гибридизации атома углерода
Особенности С-С связи:
а) кратность; б) наличие σ- и π-связей
в) длина и энергия связей г) валентный угол
Геометрическая формула молекул
Номенклатура (суффикс в названии)
Виды изомерии
Характерный тип реакции
Время выполнения 5 – 7 минут.
Номенклатура
Составьте формулы веществ.
1 вариант
2 вариант
3 вариант
а) 2,3-диметилбутан;
б) 2-метил-3-этилгексен-3;
в) 3,3-диметилпентин-1
а) 3-метилпентен-1;
б) 3,5-диметилгептан;
в) 2,5-диметилгексин-3.
а) 2-метил-4-этилгексен-2;
б) 2-метилбутадиен-1,3;
в) 3-метилбутин-1
Взаимопроверка: оценка – 1 балл за каждую правильную формулу.
Гомологи и изомеры
Составьте формулы 1 гомолога и 2-х изомеров для веществ. Назовите все вещества.
1 вариант
2 вариант
3 вариант
2-метилбутен-1
2,2-диметилбутан
3-метилбутин-1.
Взаимопроверка: оценка – 1 балл за каждую формулу и название вещества (всего 4 балла).
Фронтальная беседа
а) Как очистить этан от примеси этилена?
б) Смесь этана с этиленом горит светящимся пламенем. Почему светимость пламени
уменьшается после пропускания смеси через бромную воду?
в) В двух сосудах находятся метан и ацетилен. Как их распознать?
Задачи
1 вариант. При сжигании 5,2 г алкина выделилось 8,96 л углекислого газа (н.у.) и 3,6 г воды. Относительная плотность этого газа по водороду равна 13. Определите молекулярную формулу алкина.
2 вариант. Какой объем этилена получится при дегидратации 184 г этилового спирта, если выход этилена равен 80%?
3 вариант. Какой объем воздуха получится при сжигании 5 л ацетилена ? Объем ная доля кислорода в воздухе равна 21%.
Взаимопроверка: оценка – 5 баллов (краткое условие и уравнение реакции – 1 балл, каждое действие – 2 балла).