kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Систематизация и обобщение знаний по теме "Углеводороды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа позволит обобщить и закрепить знания учащихся о строении, номенклатуре, изомерии, физических и химических свойствах, получении и применении углеводородов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Систематизация и обобщение знаний по теме "Углеводороды"»

Урок

Строение и свойства предельных и непредельных углеводородов

Обобщающий урок по химии (2 ч). 11 класс


Цель. Обобщить и закрепить знания учащихся о строении, номенклатуре, изомерии, физических и химических свойствах, получении и применении углеводородов;

закрепить умения решать задачи на вывод молекулярных формул, выход продукта реакции от теоретического, нахождение объемов газов;

развивать навыки коллективной работы в группах.


Оборудование. Таблицы: строение молекул метана, этилена, ацетилена; тесты, листы самоконтроля, задания.


План урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение и коррекция знаний (групповая работа по плану):

  • разминка;

  • строение и свойства предельных и непредельных углеводородов;

  • номенклатура;

  • гомологи и изомеры;

  • фронтальная беседа;

  • эстафета (цепочки превращений);

  • решение задач (вывод формул по продуктам сгорания, выход продукта от теоретического, нахождение объема газов).

  • реклама (применение углеводородов).

  1. Контролирующая часть. Тест (15 – 20 мин.).

  2. Подведение итогов.


Ход урока

1. Организационный момент

Класс делится на три группы. Учитель дает инструкции по ходу урока.

2. Повторение и коррекция знаний

  • Разминка (по вариантам, все члены группы записывают продолжение фраз из своего варианта в тетрадях).

Допишите определения.

1 вариант (для 1 группы)

а) Вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение…

б) Ученый, создатель теории химического строения органических соединений…

в) Углеводороды, содержащие одну двойную связь…

г) Тип реакции, характерный для алканов…

д) Общая формула алкинов…


2 вариант (для 2 группы)

а) Углеводороды, содержащие только простые сигма-связи…

б) Вещества, имеющие сходное строение, но отличающиеся на одну или несколько групп СН2

в) Смешивание или выравнивание орбиталей по форме и энергии…

г) Общая формула алкенов…

д) Связь, направленная вдоль линии соединения ядер атомов…



3 вариант (для 3 группы)

а) Углеводороды, содержащие тройную связь…

б) Тип гибридизации атома углерода у алкенов…

в) Общая формула алканов…

г) Связь, направленная перпендикулярно линии соединения ядер атомов…

д) Вид изомерии, обусловленный положением заместителей относительно плоскости двойной связи…


Взаимопроверка: оценка – 1 балл за каждый правильный ответ.


  • Строение и свойства предельных и непредельных углеводородов

Обобщите знания о строении и свойствах предельных и непредельных углеводородов, заполнив таблицу (1 гр. – алканы, 2 гр. – алкены, 3 гр. – алкины).


План обобщения

Алканы

Алкены

Алкины

Общая формула




Молекулярная формула первого представителя гомологического ряда




Структурная и электронная формулы




Тип гибридизации атома углерода




Особенности С-С связи:

а) кратность; б) наличие σ- и π-связей

в) длина и энергия связей г) валентный угол




Геометрическая формула молекул




Номенклатура (суффикс в названии)




Виды изомерии




Характерный тип реакции





Время выполнения 5 – 7 минут.


  • Номенклатура

Составьте формулы веществ.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

а) 2,3-диметилбутан;

б) 2-метил-3-этилгексен-3;

в) 3,3-диметилпентин-1

а) 3-метилпентен-1;

б) 3,5-диметилгептан;

в) 2,5-диметилгексин-3.

а) 2-метил-4-этилгексен-2;

б) 2-метилбутадиен-1,3;

в) 3-метилбутин-1

Взаимопроверка: оценка – 1 балл за каждую правильную формулу.


  • Гомологи и изомеры

Составьте формулы 1 гомолога и 2-х изомеров для веществ. Назовите все вещества.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

2-метилбутен-1

2,2-диметилбутан

3-метилбутин-1.

Взаимопроверка: оценка – 1 балл за каждую формулу и название вещества (всего 4 балла).


  • Фронтальная беседа


а) Как очистить этан от примеси этилена?

б) Смесь этана с этиленом горит светящимся пламенем. Почему светимость пламени

уменьшается после пропускания смеси через бромную воду?

в) В двух сосудах находятся метан и ацетилен. Как их распознать?


  • Задачи


1 вариант. При сжигании 5,2 г алкина выделилось 8,96 л углекислого газа (н.у.) и 3,6 г воды. Относительная плотность этого газа по водороду равна 13. Определите молекулярную формулу алкина.

2 вариант. Какой объем этилена получится при дегидратации 184 г этилового спирта, если выход этилена равен 80%?

3 вариант. Какой объем воздуха получится при сжигании 5 л ацетилена ? Объем ная доля кислорода в воздухе равна 21%.


Взаимопроверка: оценка – 5 баллов (краткое условие и уравнение реакции – 1 балл, каждое действие – 2 балла).


  • Эстафета

Осуществите превращения:

1 вариант: Карбид кальция → ацетилен → этилен → хлорэтан.

2 вариант: Этанол → этилен → этан → 2-бромэтан.

3 вариант: Этан ← хлорметан ← метан → ацетилен.


Взаимопроверка: оценка – 3 балла (по 1 баллу за каждое уравнение).


  • Реклама

1 вариант: Применение метана.

2 вариант: Применение этилена.

3 вариант: Применение ацетилена.


3. Контролирующая часть. Тест (15 – 20 мин.).

Два варианта для всего класса.


Тест по теме «Предельные и непредельные углеводороды»

1 вариант


1. Углеводороды, имеющие общую формулу СnНn-2, относятся к классу:

а) алканов;

б) алкинов;

в) циклоалканов;

г) алкенов


2. Органическое соединение СН3-СН=СН-СН2-СН3

имеет название:

а) 1-метилбутин-2

б) 4-метилбутин-1

в) пентен-2

г) пентин-3


3. Какое вещество может иметь цис- и транс-изомеры:

а) СН3-СН=СН-СН3


б) СН3-С≡С-СН2-СН3


в) CСl2 =СН-СН3


г) СН3-СН=СН2 ?


4. Укажите вещество Х, участвующие в цепочке превращений:

СН4 → С2Н2 → Х → С2Н4Вr2.

а) пропан;

б) бромэтан;

в) ацетилен;

г) этилен


5. С каким из перечисленных веществ не реагирует этилен:

а) кислород;

б) вода;

в) магний;

г) водород


6. Из 92 г этилового спирта получили 42 л этилена (н.у.). Выход этилен равен (в%).

а) 90;

б) 87,5;

в) 93,7;

г) 80.


2 вариант


1. Углеводород, имеющий общую формулу СnН2n+2, относится к классу:

а) алканов;

б) алкенов;

в) алкинов;

г) алкадиенов


2. Органическое соединение СН3-СН-СН=СН2

СН3

имеет название:

а) 2-метилбутен-3

б) 1,1-диметилпропен-1

в) 3,3-диметилпропен-1

г) 3-метилбутен-1


3. Какое вещество может иметь цис- и транс-изомеры:

а) СН3-С=СН-СН3

б) СН2 = СН2


в) СН3-CСl =ССl-СН3


г) СН3-СН=СН2 ?


СН3

4. Укажите вещество А, участвующие в цепочке превращений:

СаС2 → А → С2Н4 → С2Н5Сl.

а) этилен;

б) ацетилен;

в) этан;

г) хлорэтан.


5. С какими из перечисленных веществ не реагирует ацетилен:

а) кислород;

б) оксид серы (IV);

в) бромоводород;

г) хлор


6. Какой объем воздуха (в л) потребуется для сжигания 5,6 л ацетилена, если объемная доля кислорода в воздухе равна 21%?

а) 73;

б) 60;

в) 66,6;

г) 80.

4. Подведение итогов

Ученики подводят итоги, подсчитывая сумму набранных баллов. Оценивают свою работу на уроке по повторению и коррекции знаний.

Итоговая оценка: 20 баллов – «5», 15-19 баллов – «4», 10-14 баллов – «3».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Систематизация и обобщение знаний по теме "Углеводороды"

Автор: Зотова Юлия Борисовна

Дата: 16.08.2016

Номер свидетельства: 339551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Мастер-класс «Покорение вершины» по теме «Углеводороды»"
    ["seo_title"] => string(62) "mastier_klass_pokorieniie_viershiny_po_tiemie_ughlievodorody_1"
    ["file_id"] => string(6) "458343"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519033065"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Углеводороды. Урок обобщения и систематизации знаний."
    ["seo_title"] => string(55) "ughlievodorodyurokobobshchieniiaisistiematizatsiiznanii"
    ["file_id"] => string(6) "319135"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460735032"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Методическая разработка урока по теме "Углеводороды""
    ["seo_title"] => string(52) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_po_teme_uglevodorody"
    ["file_id"] => string(6) "621488"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1671977385"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Интегрированный урок «Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды» "
    ["seo_title"] => string(89) "intieghrirovannyi-urok-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-znanii-po-tiemie-ughlievodorody"
    ["file_id"] => string(6) "106060"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402938370"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Разработка интегрированного урока, тема "Алкины. Получение и применение ацетилена.  Газовая сварка стали""
    ["seo_title"] => string(102) "razrabotkaintieghrirovannoghourokatiemaalkinypoluchieniieiprimienieniieatsietilienagazovaiasvarkastali"
    ["file_id"] => string(6) "339386"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471244131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства