Гольдман Н.А., учитель химии
Колодина Т.Е., учитель математики
МОУ гимназия №12 им. Г.Р. Державина
Интегрированный урок «Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды»»
Технические характеристики используемых медиаресурсов: Intel (R) Celeron (R) CPU 2.806 Hz 2.81 ГГц. 224 МБ ОЗУ
Программное обеспечение: Microsoft Office Word 97-2003, Microsoft Office PowerPoint 97-2003, Windows Movie Maker, Winamp media file, MyTestX Setup.
Цифровые образовательные ресурсы:
План-конспект урока Microsoft Office Word 97-2003
Презентация к уроку учителя математики Microsoft Office PowerPoint 97-2003
Презентация учащихся Microsoft Office PowerPoint 97-2003
Презентация Windows Movie Maker
Видеоролик Winamp media file
Рисунки JPEG
Методические материалы: развернутый план – конспект урока.
Анализ содержания учебного материала в КИМах по химии позволяет говорить о том, что многие задачи отличаются сложным математическим аппаратом, что вызывает затруднения у многих выпускников. Прежде всего, это проявляется при выполнении заданий, где требуется восстановление некоего единого образовательного пространства, в данном случае - комплексное применение знаний и умение самостоятельно формулировать ответ или выбирать ход решения задач.
Умение решать задачи – интегрированный показатель степени овладения знаниями по химии, физике, математике и, несомненно, мыслительных способностей учащихся. Поэтому решение задач – это не только один из ведущих методов обучения, но и самый информативный способ контроля.
Использование на уроках химии методов математического моделирования позволяет решить такую методическую задачу, как наглядное практическое применение знаний по математике к химическим проблемам, что усиливает мотивацию изучения обеих дисциплин и, кроме того закрепляет знания и умения учащихся при изучении химических свойств и способов получения веществ. Во время подготовки и проведения интегрированного урока учащиеся выполняют новую, более активную и значимую для самих себя роль, повышающая их самооценку и понимание необходимости пополнения багажа знаний за пределами материала учебника. Основной задачей обучающегося становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний.
Для реализации поставленной цели и указанных методических задач разработан и проведен данный интегрированный урок химии и математики.
Интегрированный урок
Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды»
Класс: 10
Количество часов: 2
Оборудование и материалы урока
Папки с дидактическими и справочными материалами
Автоматизированные проверочные тесты (приложение 1)
Компьютерный класс, ЦОРы
Методы обучения
Наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности
Фронтальная, индивидуальная, групповая
Тип урока:
Комбинированный.
Ожидаемые результаты:
Прочное усвоение учебного материала;
Активизация самостоятельной деятельности школьников и выработка умения самостоятельно оценивать свои знания для достижения соответствующего уровня знаний;
Умение находить и использовать информацию, используя различные источники;
Укрепление навыков критического рассмотрения и осмысления полученной информации;
Умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;
Выступать публично, четко и ясно излагать свои мысли.
Цель: стремление добиться целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов, повысить интерес к предметам математики и химии, предложить каждому ученику максимально возможное количество различных видов деятельности с учетом интересов, склонностей каждого.
Задачи уроков:
| Общие | Химия | Математика |
учебные | Для учителя Создание условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях. Для учащихся Умение и способность самостоятельно работать по теме. | Для учителя В ходе обобщения и систематизации знаний учащихся о генетической связи углеводородов сформировать приемы решения задач по теме «Определение молекулярной формулы углеводородов» с помощью систем уравнений; рассмотреть значение углеводородов в жизни человека и их влияние на окружающую среду. Для учащихся Отработка умений и навыков при решении расчетных задач, закрепление знаний о гомологической связи между классами углеводородов. | Для учителя Выявление возможностей использования математического аппарата для решения химических задач Для учащихся Проверка усвоения ранее изученного материала на практике. |
развивающие | Для учителя Вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Формировать ключевые компетенции учащихся. Для учащихся Развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности. | Для учителя Развитие способности учащихся самостоятельно генерировать идеи для поиска путей решения поставленных проблем, умений представлять результаты работы аудитории в различных формах. Для учащихся Развитие умения интегрировать ранее полученные знания из различных областей для решения познавательных задач. | Для учителя Расширение области применения математических методов с использованием информационных технологий. Для учащихся Воспитание информационной культуры. |
воспитательные | Для учителя Развитие личностно смыслового отношения к предметам. Воспитывать чувство ответственности за учебный труд. Для учащихся Развитие творческого и познавательного потенциала учащихся, воспитание активности, чувства ответственности, уверенности к себе. | Для учителя Воспитание восприятия химии как нужной и востребованной жизнью науки, как части мировой культуры, необходимой каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира. Для учащихся Повышение уровня личной уверенности, самореализации и рефлексии, воспитание ответственности за успехи коллектива и свои лично. | Для учителя Содействие развитию математической культуры. Для учащихся Расширить собственного кругозора через знакомство с современными компьютерными технологиями. |
Этапы уроков:
1. Подготовительный | Задача: подготовить учащихся к восприятию материала урока. Обосновать необходимость интеграции знаний. |
2. Закрепление знаний учебного материала | Задача: проверить степень усвоения ранее изученного материала. Научить применять полученные ЗУН в новых условиях. |
3. Рефлексия | Задача: проанализировать степень усвоения материала. |
4. Подведение итогов | Задача: приучить учащихся к самостоятельности в учебной деятельности. |
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды»
Ход первого урока
Эпиграф урока: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». (Аристотель)
В начале урока учитель химии подчеркивает значение углеводородов для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьём для производства десятков тысяч органических соединений, несут в наши дома тепло и свет. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: пластмасса, резина, средства бытовой химии, косметика, лекарства.
В чем же кроются причины многообразия углеводородов? Отвечая на вопрос, учащиеся обращаются к понятиям гомологического ряда, изомерии, способности атома углерода соединяться в цепи и циклы, образовывать кратные связи.
С целью актуализации знаний учащихся о классификацию углеводородов и генетической связи между различными типами учитель проводит проверочную работу (презентация по химии)
В качестве следующего задания учитель предлагает учащимся решить задачу на определение молекулярной формулы органического вещества по массовым долям элементов, применив математическое моделирование задачи.
Учитель математики в ходе беседы показывает (слайд №1 презентации по математике), что предложенная задача может решаться с помощью систем уравнений, и напоминает о существующих основных способах их решения:
метод подстановки; метод сложения; графический метод.
Алгоритм решения аналитическими методами повторяется с помощью блок - схем 1, 2, представленных учащимся в папке с дидактическим и справочным материалами. (Приложение 1)
Учащимся предлагается выполнить следующее задание (слайд №2 презентации по математике)
Задание
I | II |
Выразить переменную х через у: а) х + 3у = 5; б) 10у – х = 2 в) 2х + 4у = -12 2. Задать формулой у = kx + b функцию, график которой проходит через точки А(2; 7) и В(-2; 3). При ответе на вопрос выбрать наиболее рациональный способ решения системы уравнений. | Выразить переменную у через х: а) 3х - у =8; б) у + 4х = 7 в) 3х - 2у = 14 2. Задать формулой у = kx + b функцию, график которой проходит через точки А(3; -4) и В(-3; 8). При ответе на вопрос выбрать наиболее рациональный способ решения системы уравнений. |
После выполнения вы сможете самостоятельно проверить правильность своего решения (слайд№3 презентации по математике)
Для того, чтобы учащиеся поняли, как создать математическую модель задачи, учитель химии показывает на доске образец решения химической задачи с подробным разъяснением.
Задача. Органическое вещество содержит 84,21 % углерода и 15,79 % водорода. Плотность паров вещества по воздуху составляет 3,93. Определите формулу данного вещества.
Найти: C xHy | Решение М (СxНy) = 29 . 3,93 = 114 г/моль n (H) : n(C) = w (H) : w(C) = 15,79 : 84,21 = 2,25 Ar (H) Ar (C) 1 12 Введем обозначения: n (H) = y, n (C) = x; тогда n (H) : n (C) = x : y Получаем систему уравнений: 12 x + y = 114 12x + 2,25x = 114 14,25x = 114 x = 8 y : x = 2,25 y = 2,25x y = 2,25x y = 18 Ответ: С8Н18 |
|
Дано: w (С) = 84,21% w (Н) = 15,79% dвозд (C xHy ) = 3,93 |
После решения задачи учитель математики еще раз обращает внимание на выбор рационального способа решения системы (способ подстановки) и на связь между предметами. Подчеркивается, что математика базовая наука, с помощью методов и приемов которой можно решать задачи по всем прикладным наукам.
На следующем этапе урока учащимся предлагается самостоятельно выполнить задание по химии: решить задачу на определение молекулярной формулы углеводорода c помощью системы уравнений. (Тексты заданий даны в папке с дидактическими и справочными материалами)
Задача 1 (уровень А). Определите молекулярную формулу углеводорода, содержание углерода в котором 75 %, а плотность по воздуху равна 0,55.
Какие вещества, имеющие применение в промышленности, технике и быту можно получить из данного углеводорода.
Задача 2 (уровень В). Определите молекулярную формулу углеводорода, содержание углерода в котором 82,76 %, а его плотность при нормальных условиях равна 2,6 г/л.
Какие вещества, имеющие применение в промышленности, технике и быту можно получить из данного углеводорода.
Задача 3 (уровень С). Определите молекулярную формулу углеводорода, содержание водорода в котором 16,3 %, а 0,25 моль этого вещества имеют массу 21,5 г.
Какие вещества, имеющие применение в промышленности, технике и быту можно получить из данного углеводорода.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
Предлагаемые творческие задания для работы в группах:
по математике
Составить блок – схему для решения систем уравнений графическим способом. Придумайте свою задачу и решите ее с помощью блок – схемы.
по химии
Составить и решить задачу на определение молекулярной формулы углеводорода c помощью системы уравнений.
Предложить схему производства какого – либо полимера из данного вещества.
Рассмотреть практическое значение данного полимера.
Представить результаты работы в виде презентации. (Критерии оценивания работ учащихся даны в приложении 2).
7. Итог урока (с классом обговариваются рекомендации к защите творческого задания).
Ход второго урока
Учитель математики напоминает итоги первого урока и предлагает проверить домашнее задание (предлагается посмотреть видео – ролик).
Творческий отчет по теме «Блок – схема для решения систем уравнений графическим способом» (Презентация учащихся).
Идет обобщение полученных знаний, после чего выполняется тест. На выполнение автоматизированного теста отводится 10 минут. (Тематическое содержание теста в приложении 3).
В ходе проверки домашнего задания для закрепления навыков решения расчетных задач учащимся предлагается:
1) решить задачу на определение молекулярной формулы углеводорода c помощью системы уравнений, составленную одноклассниками (Приложение 4).
2) Заполнить схему и концептуальную таблицу (10 минут) (Приложения 5,6).
На завершающем этапе урока идет просмотр электронных вариантов домашних заданий учащихся.
Подводятся итоги урока, результаты работы учащихся заносятся в сводную таблицу оценок (Приложение 7).
Информационные источники
http://window.edu.ru/- электронная библиотека учебников и методических материалов
http://www.edu.ru/- Федеральный портал «Российское образование»
Intel «Обучение для будущего». – М.: Интернет-Университет Информационных технологий, 2008
www.ege.edu.ru
Активизация познавательной деятельности учащихся. Свеклина А. Первое сентября. № 32. 2004г.
Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. – М.: Вентана-Граф, 2007
Бочкарева Н.А. "Интеграция знаний на уроке физики" Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ИД "1сентября" 2004 – Режим доступа: http: // festival. 1 september ru
Габриелян О.С. Химия 10 класс (базовый уровень). М.: Дрофа 2009
Гликман И.З. Спецкурс по педагогическому стимулированию. – М.: школьные технологии, 2008
Интегрированные уроки. Федорова З.В., Маслова С.В. Математика в школе. №7 2002г.
Материалы с дистанционных курсов 21512 как провести интегрированный урок. Eidos Couse Integr – O/ 26–31 мая 2006 г.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
Руднянская Е.И. "Интегрированный урок – междисциплинарная форма эффективного учебного процесса". http: //www. vspu. Ru
Тесты к школьному учебнику: Алгебра. 7 класс: справочное пособие. – м.: АСТ – ПРЕСС, 1998. – 384 с.
Энциклопедический словарь юного математика. –М.: Педагогика. 1989. -357с.
Энциклопедический словарь юного химика / Сост. Э 68 В.А. Крицман, В.В. Станцо. – 2-е изд., испр. – М.: Педагогика, 2002.
Приложение 1
Блок – схема
Блок схема 2
Приложение 2
Критерии оценивания презентаций учащихся
Параметры оценивания презентации | Выставляемая оценка (балл) за представленный проект (от 1 до 3) |
Связь презентации с программой и учебным планом | |
Содержание презентации | |
Наличие вывода | |
Подача материала проекта – презентации | |
Графическая информация (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т.д.) | |
Наличие импортированных объектов из существующих цифровых образовательных ресурсов и приложений Microsoft Office | |
Графический дизайн | |
Техническая часть | |
Эффективность применения презентации в учебном процессе | |
Приложение 3
Тематическое содержание автоматизированного теста
(два уровня сложности)
АI | АII |
1. Восстановить порядок действий в алгоритме . При решении систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки поступают следующим образом. -) Решают полученное уравнение с одной переменной. -) Выражают из какого – либо уравнения одну переменную через другую. -) Находят соответствующее значение второй переменной. -) Подставляют полученное выражение вместо этой переменной в другое уравнение. 2. Решите систему: 4х + 3у = -1 3х – 2у = 12 3. При каких значениях р система уравнений не имеет решений: 2х – 3у = 5 2х – 3у = р При всех р, кроме р =… 1 | 2 | 3 | 1 балл | 2 балл | 3 балл | | 1. Восстановить порядок действий в алгоритме. При решении систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом сложения поступают следующим образом. -) Сложить почленно левые и правые части уравнений системы. -) Решить полученное уравнение с одной переменной. -) Умножить почленно уравнения системы на такое число, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами. -) Найти соответствующее значение другой переменной. 2. Решите систему: 3х + 4у = -1 2х + 5у = 4 3. При каких значениях р система уравнений не имеет решений: 3х + ру = 1 2х + у = 7 Система уравнений не имеет решений при р = … 1 | 2 | 3 | 1 балл | 2 балл | 3 балл | |
БI | БII |
1. Заполнить пропуски. При решении систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки поступают следующим образом. 1) Выражают из какого – либо уравнения одну переменную через ______________ 2) Подставляют полученное выражение вместо этой переменной ______________ 3) Решают полученное уравнение с __________ 4) Находят соответствующее значение _______________ 2. Решите систему: 17х - 15у = -17 25х + 14у = - 25 3. При каких значениях р система уравнений не имеет решений: 4х + 5у = 7 8х + 10у = 2р При всех р, кроме р =… 1 | 2 | 3 | 1 балл | 2 балл | 3 балл | | 1. Заполнить пропуски. При решении систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом ___________ поступают следующим образом. 1) ______________ уравнения системы на такое число, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами. 2) _______________ левые и правые части уравнений системы. 3) Решают полученное уравнение ____________ 4) Находят ___________ значение другой переменной. 2. Решите систему: 18х + 23у = 46 3х - 11у = -22 3. При каких значениях р система уравнений не имеет решений: 6х + 2ру = 2 2х + у = 7 Система уравнений не имеет решений при р = … 1 | 2 | 3 | 1 балл | 2 балл | 3 балл | |
Приложение 4
Задача 1. Определите молекулярную формулу углеводорода, содержание водорода в котором 25 %, а плотность по азоту равна 0,57.
Задача 2. Определите молекулярную формулу углеводорода, содержание углерода в котором 83,72 %, а его плотность при нормальных условиях равна 3,8 г/л.
Задача 3. Определите формулу углеводорода, содержание углерода в котором 92%, а его плотность по водороду равна 39.
Задача 4. Определите молекулярную формулу углеводорода, содержание водорода в котором 16,3 %. Известно, что 0,25 моль этого вещества имеют массу 21,5 г.
Приложение 5
Заполнить схему
Приложение 6
Заполнить таблицу
Название, общая формула ряда | | | | | | |
Нахождение в природе | | | | | | |
Кратность связи | | | | | | |
Тип химических связей в молекуле | | | | | | |
Характерные виды Изомерии | | | | | | |
Характерный тип химических реакций | | | | | | |
Область применения | | | | | | |
Правильный вариант заполнения схемы
Правильный вариант заполнения таблицы
Название, общая формула ряда | Алканы СnH2n+2 | Циклоалканы СnH2n | Алкены СnH2n | Алкадиены СnH2n-2 | Алкины СnH2n-2 | Арены СnH2n-6 |
Нахождение в природе | Да | Да | Нет | Да | Нет | Да |
Кратность связи | Все связи «С-С» одинарные | Все связи «С-С» одинарные (циклическое строение) | Одна двойная связь «С-С» | Две двойных связи «С-С» | Одна тройная связь «С-С» | Бензольное кольцо (циклическое строение) |
Тип химических связей в молекуле | Ковалентная неполярная «С-С», ковалентная полярная «С-Н» |
Характерные виды изомерии | Углеродн. скелета | Углеродн. скелета, положения кратной связи, геометрическая, межклассовая | Углеродн. скелета, положения кратной связи | Углеродн.скелета, положения кратной связи, межклассовая | Углеродн. скелета положения кратной связи, межклассовая. | Углеродн. скелета (взаимное расположение заместителей в цикле) |
Характерный тип химических реакций | замещение | Замешение, присоединение (в зависимости от размера цикла) | Присоединение | Присоединение | Присоединение | Присоединение, замещение |
Область применения | | | | | | |
Приложение 7
Подведение итогов интегрированного урока
«Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды»».
Виды работы | Устная работа на уроке | Решение задач | Подготовка презентации | Тест 1 | Тест 2 | Общая оценка |
Список учеников 1. 2. 3. | | | | | | |
20