kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Углеводороды. Урок обобщения и систематизации знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и систематизация знаний по теме "Углеводороды"

Тип урока: обобщающе-контролирующий

Класс: 10 класс

Цели урока:

1. Систематизировать учебный материал и устранить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся.

2. Уточнить уровень знания и понимания учащимися вопросов данного раздела.

3. Осуществить контроль за качеством усвоения вопросов пройденной темы.

Оборудование: контрольные задания, бланки для ответов учащихся.

Ход урока.

I. Фронтальная беседа по 4 блокам вопросов (теоретический этап).

II. Письменная работа по вопросам контрольных карт (практический этап).                                                                                                               

Контрольные карты 3-х уровней: А, В, С.                                                                                                     Для выполнения заданий уровня А учащиеся должны показать хорошее знание основных вопросов раздела, умения выявлять закономерности и строить логические умозаключения.                       

Уровень В предполагает наличие у учащихся в значительной степени сформированных знаний по разделам и овладения ими мыслительными операциями сравнения и конкретизации понятий.

Выполнение заданий уровня С предполагает репродуктивное воспроизведение материала учебника и умение проводить классификацию, исключать лишнее и устанавливать признаки сходства и различия.

При ответе на вопросы теоретического этапа учащиеся заполняют 2 таблицы и бланк ответа, которые потом вместе с контрольными картами сдают учителю. Отметка выставляется каждому ученику.

         Для эффективности данный урок лучше проводить на спаренном уроке.

Теоретический этап.

1 блок вопросов: Обобщение сведений о строении углеводородов.

1. Как объяснить четырехвалентность углерода в органических соединения с точки зрения представлений о строении атома?

2. Что понимают под гибридизацией атомных орбиталей?

3. Какие особенности гибридизации атомных орбиталей проявляются в строении молекул метана, этилена, ацетилена?. В чем сходство и различие между sp- и sp2 - гибридизацией?

4. Что такое σ- и π-связь?

5. Почему невозможно свободное вращение атомов углерода при кратной связи?

6. В чем суть π-π -сопряжения?

7. Как образуется шестиэлектронное π-облако в бензоле?

         При ответе на эти вопросы учащиеся заполняют таблицу "Строение и свойства углеводородов".

Параметры сравнения

Алканы

Алкены

Алкадиены

Алкины

Арены

1. Общая формула

2. Тип гибридизации

3. Длина связи, нм

4. Валентный угол

5. Геометрия    молекулы

6. Химические свойства (указать характерные типы реакций)

2 блок вопросов: Обобщение сведений о видах изомерии углеводородов.

1. Заполните таблицу "Изомерия углеводородов", отмечая знаками "+" или "-" наличие или отсутствие данного вида изомерии у данного класса углеводородов.

Вид изомерии

Класс углеводородов

Алканы

Алкены

Алкадиены

Алкины

Арены

1. Изомерия углеродного скелета

2. Изомерия положения кратной связи

3. Межклассовая изомерия

4. Пространственная (стерео-) изомерия

2. В чем суть изомерии углеродного скелета? Какие правила применяют при составлении структурных формул углеводородов? Составьте структурные формулы всех изомеров состава С6Н12 и назовите их (формулы запишите на бланке ответа).

3. В чем причина возможности существования пространственной изомерии? Какие условия необходимы и достаточны для существования веществ - пространственных изомеров?

3 блок вопросов:

Обобщение сведений о химических свойствах углеводородов.

1. Существует ли зависимость между свойствами веществ и его химическим строением?

2. Какие свойства должен проявлять этан в связи со строением его молекулы?

3. В чем сходство химических свойств алкенов и алкинов и чем это можно объяснить?

4. Чем объясняется различие химических свойств алкенов и алкинов?

5. Какие особенности в химических свойствах алкадиенов определяются наличием сопряженных связей?

6. Объясните причины того, что в бензоле реакции замещения идут легче, чем в алканах, а реакции присоединения - труднее, чем в алкенах.

7. Назовите качественные реакции для представителей каждого класса углеводородов.

8. Какие общие свойства проявляют углеводороды?

4 блок вопросов:

Генетические связи между классами углеводородов.

1. Назовите причины, которые позволяют существовать веществам с различными свойствами, состоящими только из атомов углерода и водорода.

2. Какие взаимосвязи существуют между классами углеводородов?

3. Приведите примеры для следующих превращений:                                                                              алкан → алкен, алкан → алкин, алкан → арен, алкан → циклоалкан, непредельный углеводород → арен, алкин → арен.                                                                                                                             (Варианты превращений запишите на бланке ответа).

4. Что общего у органических и неорганических веществ? Приведите примеры, как из неорганических веществ можно получить органические вещества.

Практический этап.

         Учащиеся получают контрольные карты того уровня (А, В, С), который соответствует знаниям ученика, полученным ранее при изучении этого раздела.

Уровень С.

1. Укажите признаки, характеризующие строение молекулы бензола:

    1) тип гибридизации

        а)  sp    б) sp2     в)  sp3

    2) валентный угол

        а) 109° 28'     б) 120°        в) 180°

    3) длина связи С-С

        а) 0,12 нм     б) 0,131 нм     в) 0,14 нм    г) 10148 нм    д) 0,154 нм

    4) виды связи в молекуле

        а) σ-связь   б) π-связь   в) 3 σ- и 1 π-связь   г) 3 σ- и 2 π-связи

        д) σ-связи и шестиэлектронная π-система 

    5) геометрия молекулы

        а) зигзагообразная   б) плоская      в) тетраэдрическая

2. Укажите признаки, характерные для гомологов:

    1) одинаковый качественный состав

    2) одинаковый количественный состав

    3) различный качественный состав

    4) различный количественный состав

    5) сходные свойства

    6) различные свойства

    7) сходное строение

    8) различное строение

3. В промышленности ацетилен подвергают следующим процессам: гидратации, хлорированию, гидрохлорированию, димеризации. Составьте уравнения соответствующих реакций.

4. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

CaC2 → C2H2 → C2H4 → C2H5OH → C4H10O

                ↓

              C6H6

Уровень В.

1. Охарактеризуйте электронное и пространственное строение алкинов. Укажите тип гибридизации каждого атома углерода в молекуле соединения

     СН3 – С≡С – СН2 – СН2 – СН3

2. Укажите существенные признаки изомеров. Приведите примеры.

3. Охарактеризуйте свойства алкена С4Н8.

4. Изобразите схему генетических связей этого углеводорода и составьте уравнения соответствующих реакций.

Уровень А.

1. В чем существенные различия в электронной структуре и пространственной конфигурации между молекулами ацетилена и этана, каковы причины этих различий?

2. Назовите причины образования структурных и пространственных изомеров.

3. Рассмотрите взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примерах реакций углеводородов.

4. Исходя из неорганических веществ, получите нитробензол.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Углеводороды. Урок обобщения и систематизации знаний.»

Обобщение и систематизация знаний по теме "Углеводороды"


Тип урока: обобщающе-контролирующий

Класс: 10 класс

Цели урока:

1. Систематизировать учебный материал и устранить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся.

2. Уточнить уровень знания и понимания учащимися вопросов данного раздела.

3. Осуществить контроль за качеством усвоения вопросов пройденной темы.

Оборудование: контрольные задания, бланки для ответов учащихся.


Ход урока.


I. Фронтальная беседа по 4 блокам вопросов (теоретический этап).


II. Письменная работа по вопросам контрольных карт (практический этап).


Контрольные карты 3-х уровней: А, В, С. Для выполнения заданий уровня А учащиеся должны показать хорошее знание основных вопросов раздела, умения выявлять закономерности и строить логические умозаключения.

Уровень В предполагает наличие у учащихся в значительной степени сформированных знаний по разделам и овладения ими мыслительными операциями сравнения и конкретизации понятий.

Выполнение заданий уровня С предполагает репродуктивное воспроизведение материала учебника и умение проводить классификацию, исключать лишнее и устанавливать признаки сходства и различия.

При ответе на вопросы теоретического этапа учащиеся заполняют 2 таблицы и бланк ответа, которые потом вместе с контрольными картами сдают учителю. Отметка выставляется каждому ученику.

Для эффективности данный урок лучше проводить на спаренном уроке.








Теоретический этап.


1 блок вопросов: Обобщение сведений о строении углеводородов.


1. Как объяснить четырехвалентность углерода в органических соединения с точки зрения представлений о строении атома?

2. Что понимают под гибридизацией атомных орбиталей?

3. Какие особенности гибридизации атомных орбиталей проявляются в строении молекул метана, этилена, ацетилена?. В чем сходство и различие между sp- и sp2 - гибридизацией?

4. Что такое σ- и π-связь?

5. Почему невозможно свободное вращение атомов углерода при кратной связи?

6. В чем суть π-π -сопряжения?

7. Как образуется шестиэлектронное π-облако в бензоле?


При ответе на эти вопросы учащиеся заполняют таблицу "Строение и свойства углеводородов".


Параметры сравнения

Алканы

Алкены

Алкадиены

Алкины

Арены

1. Общая формула






2. Тип гибридизации






3. Длина связи, нм






4. Валентный угол






5. Геометрия молекулы






6. Химические свойства (указать характерные типы реакций)







2 блок вопросов: Обобщение сведений о видах изомерии углеводородов.


1. Заполните таблицу "Изомерия углеводородов", отмечая знаками "+" или "-" наличие или отсутствие данного вида изомерии у данного класса углеводородов.


Вид изомерии

Класс углеводородов

Алканы

Алкены

Алкадиены

Алкины

Арены

1. Изомерия углеродного скелета

2. Изомерия положения кратной связи

3. Межклассовая изомерия

4. Пространственная (стерео-) изомерия







2. В чем суть изомерии углеродного скелета? Какие правила применяют при составлении структурных формул углеводородов? Составьте структурные формулы всех изомеров состава С6Н12 и назовите их (формулы запишите на бланке ответа).

3. В чем причина возможности существования пространственной изомерии? Какие условия необходимы и достаточны для существования веществ - пространственных изомеров?



3 блок вопросов:

Обобщение сведений о химических свойствах углеводородов.


1. Существует ли зависимость между свойствами веществ и его химическим строением?

2. Какие свойства должен проявлять этан в связи со строением его молекулы?

3. В чем сходство химических свойств алкенов и алкинов и чем это можно объяснить?

4. Чем объясняется различие химических свойств алкенов и алкинов?

5. Какие особенности в химических свойствах алкадиенов определяются наличием сопряженных связей?

6. Объясните причины того, что в бензоле реакции замещения идут легче, чем в алканах, а реакции присоединения - труднее, чем в алкенах.

7. Назовите качественные реакции для представителей каждого класса углеводородов.

8. Какие общие свойства проявляют углеводороды?


4 блок вопросов:

Генетические связи между классами углеводородов.


1. Назовите причины, которые позволяют существовать веществам с различными свойствами, состоящими только из атомов углерода и водорода.

2. Какие взаимосвязи существуют между классами углеводородов?

3. Приведите примеры для следующих превращений: алкан → алкен, алкан → алкин, алкан → арен, алкан → циклоалкан, непредельный углеводород → арен, алкин → арен. (Варианты превращений запишите на бланке ответа).

4. Что общего у органических и неорганических веществ? Приведите примеры, как из неорганических веществ можно получить органические вещества.


Практический этап.

Учащиеся получают контрольные карты того уровня (А, В, С), который соответствует знаниям ученика, полученным ранее при изучении этого раздела.


Уровень С.


1. Укажите признаки, характеризующие строение молекулы бензола:

1) тип гибридизации

а) sp б) sp2 в) sp3

2) валентный угол

а) 109° 28' б) 120° в) 180°

3) длина связи С-С

а) 0,12 нм б) 0,131 нм в) 0,14 нм г) 10148 нм д) 0,154 нм

4) виды связи в молекуле

а) σ-связь б) π-связь в) 3 σ- и 1 π-связь г) 3 σ- и 2 π-связи

д) σ-связи и шестиэлектронная π-система

5) геометрия молекулы

а) зигзагообразная б) плоская в) тетраэдрическая


2. Укажите признаки, характерные для гомологов:

1) одинаковый качественный состав

2) одинаковый количественный состав

3) различный качественный состав

4) различный количественный состав

5) сходные свойства

6) различные свойства

7) сходное строение

8) различное строение


3. В промышленности ацетилен подвергают следующим процессам: гидратации, хлорированию, гидрохлорированию, димеризации. Составьте уравнения соответствующих реакций.


4. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

CaC2 → C2H2 → C2H4 → C2H5OH → C4H10O

C6H6

Уровень В.


1. Охарактеризуйте электронное и пространственное строение алкинов. Укажите тип гибридизации каждого атома углерода в молекуле соединения

СН3 – С≡С – СН2 СН2 – СН3


2. Укажите существенные признаки изомеров. Приведите примеры.


3. Охарактеризуйте свойства алкена С4Н8.


4. Изобразите схему генетических связей этого углеводорода и составьте уравнения соответствующих реакций.


Уровень А.


1. В чем существенные различия в электронной структуре и пространственной конфигурации между молекулами ацетилена и этана, каковы причины этих различий?


2. Назовите причины образования структурных и пространственных изомеров.


3. Рассмотрите взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примерах реакций углеводородов.


4. Исходя из неорганических веществ, получите нитробензол.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Углеводороды. Урок обобщения и систематизации знаний.

Автор: Галишина Венера Абхаировна

Дата: 15.04.2016

Номер свидетельства: 319135

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Разработка интегрированного урока, тема "Алкины. Получение и применение ацетилена.  Газовая сварка стали""
    ["seo_title"] => string(102) "razrabotkaintieghrirovannoghourokatiemaalkinypoluchieniieiprimienieniieatsietilienagazovaiasvarkastali"
    ["file_id"] => string(6) "339386"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471244131"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Урок на тему:« Генетическая связь между предельными и непредельными углеводородами»"
    ["seo_title"] => string(95) "urok-na-tiemu-gienietichieskaia-sviaz-miezhdu-priediel-nymi-i-niepriediel-nymi-ughlievodorodami"
    ["file_id"] => string(6) "248952"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446807398"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Методическая разработка урока по теме "Углеводороды""
    ["seo_title"] => string(52) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_po_teme_uglevodorody"
    ["file_id"] => string(6) "621488"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1671977385"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Интегрированный урок «Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды» "
    ["seo_title"] => string(89) "intieghrirovannyi-urok-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-znanii-po-tiemie-ughlievodorody"
    ["file_id"] => string(6) "106060"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402938370"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Разработка урока «Алкины. Получение и применение ацетилена. Газовая сварка стали»"
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotkaurokaalkinypoluchieniieiprimienieniieatsietilienagazovaiasvarkastali"
    ["file_id"] => string(6) "339383"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471243761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства