Проблема преподавания учебного материала на уроках естественнонаучного цикла в современных условиях является одной из самых актуальных. Согласно Концепции стандартов образования, изучение естественных дисциплин должно обеспечивать знание учащимися фундаментальных законов природы, обобщенных и систематизированных в современные научно-природ ные теории, формировать научное мировоззрение, знакомитть с основами современного производства
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- воспитывать чувства товарищества, ответственности,этические нормы поведения в ходе урока.
Оборудование: карточки с алгоритмами решения задач и задачами для самостоятельного решения, мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Подготовительный период. Класс делим на 3-4 творческие группы, можно парная форма работы..
Ход урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель:
Напутствие для начала урока
Мы... отыскиваем свой путь посредством проб и ошибок,
строя свою дорогу позади себя по мере того,
как мы продвинулись вперед.
(М.Борн)
Девиз урока:
"Не для муки, а для науки." (Народная мудрость)
Слайд №2
Учитель: Химия – удивительная, интересная, очень сложная и важная наука. Освоение химии практически невозможно без решения различных задач, а чтобы в них разобраться надо много и упорно трудиться.
Ребята! Вы прекрасно знаете, что умение решать задачи – главное , важное для успешного овладения наукой химией. Это в честь задач и по поводу их решения собрались мы здесь. Цель урока - дать возможность совершенствовать свои навыки в решении задач и открытие нового способа решения той или иной задачи.
Желаю вам удачи в решении задач и получить достойную оценку за урок.
Вызов.
а)Повторение: Слайд №3-7
1.Закон сохранения массы веществ.
2.Понятие о химическом уравнении
3.Правила составления уравнений химических реакций
4.Типы химических реакций.
Б) Актуализация темы
№
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Давайте вспомним, что такое химическая формула?
Химическая формула – условная запись качественного и количественного состава вещества при помощи химических знаков индексов.
2
Как называется вещество, формула которого Н2SO4?
Какую информацию дает нам эта формула?
Какие расчеты можно произвести по формуле вещества?
Серная кислота
Из химической формулы вещества можем узнать о качественном составе (вещество состоит из атомов водорода, серы, кислорода) и количественном составе (в состав входит 2 атома водорода, 1 атом серы. 4 атома кислорода).
Можно рассчитать:
- относительную молекулярную массу (Mr = 98),
- молярную массу вещества (М = 98 г/моль),
- массовые доли элементов в веществе (ω(Н) = 2,05%, ω(S) = 32,65%, ω(О) = 64,3%)
3
Какую информацию о реакции можно получить по соответствующему химическому уравнению
Н2SO4 + BaCl2 = 2 НCl + BaSO4
При взаимодействии серной кислоты с хлоридом бария образуется хлороводород и сульфат бария. Это реакция обмена
4
Это вы сказали о количественной стороне. Но есть еще и качественная сторона реакции.
Записывают в тетради результаты беседы
5
Н2SO4 + BaCl2 = 2 НCl + BaSO4
Mr 98 208 36,5 233
М (г\моль) 98 208 36,5 233
ν(моль) 1 1 2 1
m = М·ν98 208 73,0 233
закон
сохр. массы 306 = 306
6
Какие еще расчеты можно вести по уравнению реакции?
Сформулируйте тему урока.
Исходя из темы, сформулируйте цель урока.
Как будем работать?
Решать задачи.
Расчеты по уравнениям реакций.
Научить решать задачи по уравнениям реакций.
Используя алгоритмы и работая в парах.
Слайд №8,9
Графический диктант, включающий 10 вопросов.
(Ученикам раздаются заранее приготовленные листочки с начерченной прямой, разделенной на 10 отрезков и пронумерованные соответственно вопросам диктанта, отвечают ^ – да, ___ – нет.)
“Ключ – пропуск”.
Масса вещества, есть произведение молярной массы к количеству вещества.
Щелочные металлы реагируют с водой.
Валентность серы в оксиде серы SO3 равна 4.
Один моль любого газа при н.у. занимает объем, равный 22,4 л/моль.
Единица измерения относительной молекулярной массы г/моль.
Число Авогадро равно 6,02 *10 23 моль –1 .
Закон сохранения массы вещества используют при расстановке коэффициентов в уравнениях химических реакций.
При гидролизе белков получают аминокислоты.
Можно ли по представленной формуле вычислить объем раствора V=p/m.
Если вычесть из массы смеси массу примесей, то получим массу чистого вещества.
Ключ для взаимопроверки.
Осмысление.
7
В чем состоит учебная задача?
Разобрать алгоритм решения задач. Решить самостоятельно задачи с взаимопроверкой. Решить задачи на закрепление.
8
Помогает парам, которые сами не могут разобраться
Работают в парах с алгоритмами (прило-жение1,2,3)Слайд №10-14 ,решают задачи с взаимопроверкой. После усвоения материала проводят первичное закрепление – самостоятельно решают задачи с последующей проверкой учителем.
4. Рефлексия. Оценивают свою деятельность на уроке.Слайд №15
Что нового изучили?
Какова была цель урока? Достигли ли е?
Какие возникали сложности при решении задач?
Что необходимо знать для успешного решения задач?
На что необходимо обратить внимание при решении задач?
Слайд №16
5.Домашняя работа: § 19(разбор) до стр. 54, задача №8,9 стр.88
2 шаг:Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.
m (Мg)=8 г
m (02)=?
М (Мg) = 24г/моль
М(02) = 32г/моль
3 шаг:Составь уравнение реакции 2Мg + 02 = 2 МgО
4 шаг:Над формулой известного вещества записать массу, над формулой неизвестного вещества поставить х г.
8 г х г
2Мg+ 02 = 2 МgO
5 шаг:Под формулами веществ, о которых идет речь, записать массы веществ, рассчитанные по формуле m= M· ν, где ν - коэффициент перед формулой вещества:
8 г х г
2Мg + 02 = 2 МgO
48 г 32 г
6 шаг:Составь пропорцию и решите ее:
8 г - х г
48 г - 32 г m(02)=х = 5,34г
7 шаг:Запиши ответ: масса кислорода 5,34 г
Часть 2.
Задачи для совместного решения
Определите массу железа необходимого для получения 43,5 г хлорида железа (ІІІ).
Определите массу углекислого газа, который образуется при сгорании 36 г угля (углерода).
Часть 3.
Задачи для решения дома
Сколько граммов оксида меди (II) образовалось при прокаливании 6,4 г меди.
Сколько грамм сульфида алюминия можно получить при взаимодействии 2,7 г алюминия с серой.
Приложение 2
Учебные задания по таксономии Б. Блума к теме:«Решение расчетных задач»
1 уровень
знание
Задание 1:
Напишите формулы для решения задач и единицы измерения:
1.Молярная масса
2.Масса вещества
3.оличество вещества
4.Относительная плотность газа.
5.Молекулярная масса вещества
6.Объем
2 балла
2 уровень понимание
Задание 2:
1.Что такое моль?
2.Что такое количество вещества?
3.Чему равна постоянная Авогадро?
4.Что знаете о молярном объеме и чему он равен?
4 балла
3 уровень применение
Задание 3:
1.Сколько молей содержится в 100 г следующих веществ при нормальных условиях: а) кислорода; б) аммиака?
2. Чему равна масса 10 моль натрия?
3. Определите количество вещества алюминия массой 67,5 г. 4. Определите молярную массу элемента, масса 0,2 моль которого 11 г.
4 балла
4 уровень анализ
Задание 4:
Какая масса оксида фосфора (V) образуется при взаимодействии 6 г. фосфора и 7 г. кислорода ?
2 балла
5 уровень синтез
Задание 5:
1.Сколько граммов алюминия необходимо для получения 10г оксида алюминия?
2.Какой объем водорода, выделиться при взаимодействии 10гZn
(цинка) с соляной кислотой?
4 балла
6 уровень оценка
Задание 5:
1.Рассчитайте объем водорода (н.у.), который потребуется для взаимодействия с 480 г оксида железа (III).
2.Какой объем кислорода (н.у.) потребуется для взаимодействия с 270 г алюминия, содержащего 20% примесей.
4 балла
Приложение №3
Карта критериального оценивания по теме:
Шкала перевода в пятибалльную систему оценки
0-2 баллов — «2» (0—10%),
3-7 баллов — «3» (15-35%),
8-15 балла — «4» (40-75 %),
16-20 баллов — «5» (80 - 100%)
Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.