Данный курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов. Его программа рассчитана на 17 часов. Курс предпочтительнее проводить во втором полугодии, так как к этому времени учащиеся имеют больший объем знаний по химии элементов, на базе которого будут решаться и состаляться задачи.
В курсе по выбору представлены типы расчетных задач, которые не рассматриваются в базовом курсе химии 9 класса. Курс "Способы решения расчетных задач по химии" разделен на три блока: расчеты по химическим формулам, количественные характеристики растворов, вычисления по химическим уравнениям. Каждый блок начинается с теоретического введения, где учитель показывает учащимя различные способы решения расчетных задач. Вдальнейшем учащиеся самостоятельно определяют способ решения - главное, чтобы он был рациональным и логически последовательным. Решение задач способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы. Решение сложных задач - интересный и творческий процесс, результат его часто бывает оригинальным и нестандартным. Таким образом, решение задач способствует самореализации ученика. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Способы решения расчетных задач по химии »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55» города Рязани
РАССМОТРЕНО:
На заседании ШМО
Протокол № ______от «___»_________201__г.
Руководитель ШМО:
__________/_____________/
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
__________ Г.М.Кунцева
«___»_____________20___г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
__________Н.С.Иванюк
«___»_____________20___г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
для 9 класса
Хочу уметь решать задачи по химии
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель: учитель химии Лызлова Н.А.
Рязань– 2014 г.
Пояснительная записка
Данный курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов. Его программа рассчитана на 17 часов, курс предпочтительнее проводить во втором полугодии, так как к этому времени учащиеся имеют больший объем знаний по химии элементов, на базе которого будут решаться и составляться задачи. В курсе по выбору представлены типы расчетных задач, которые не рассматриваются в базовом курсе химии. Курс «Способы решения расчетных задач по химии» разделен на три блока: расчеты по химическим формулам, количественные характеристики растворов, вычисления по химическим уравнениям. Каждый блок начинается с теоретического введения, учитель показывает учащимся разные способы решения задач. В дальнейшем учащиеся самостоятельно определяют способ решения - главное, чтобы он был рациональным и логически последовательным. Решение задач способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы. Решение сложных задач - интересный и творческий процесс, результат его часто бывает оригинальным и нестандартным, таким образом, решение задач способствует самореализации ученика. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации
Цель курса:дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к химии.
Задачи курса:
1. Углубить знания учащихся по химии, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи.
2. Предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу химии на повышенном уровне.
3. Создать учащимся условия для подготовки к тестированию по химии, для поступления в класс химико-биологического профиля.
В курсе по выбору предполагается использовать следующие методы: фронтальный разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач, коллективное обсуждение решения наиболее сложных и нестандартных задач, решение расчетно-практических задач, составление учащимися оригинальных задач.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- производить расчеты по химическим формулам: определять среднюю молекулярную массу смеси, относительную плотность газовой смеси, состав газовой смеси;
- производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации, растворимости;
- производить расчеты по уравнениям: вычислять объемные отношения газов, определять состав смеси, массы продуктов реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
На первом занятии учитель объясняет цели и задачи данного курса и предлагает учащимся выполнить творческие задания;
- подобрать из разных источников или (и) составить оригинальные задачи:
а) определенного типа (например, «Газовые смеси»)
б) по выбранной теме (например, «Соединения азота»);
- составить задание для школьной олимпиады по химии для 9 класса; (все задачи сдаются в решенном виде)
Тематический план
Тема
Кол-во часов для занятий
1. Расчеты по химическим формулам
2. Растворы
3. Вычисления по химическим уравнениям.
5ч
6ч
6ч
Итого:
17ч
ПРОГРАММА
1.Расчеты по химическим формулам. Основные понятия и законы химии. Количество вещества. Молярная масса. Постоянная Авогадро. Число структурных единиц. Молярный объем газа. Относительная плотность газа. Массовая доля элемента. Массовая доля вещества. Мольная доля вещества. Средняя молекулярная масса смеси газов. Массовая доля газов в газовой смеси. Вычисления с использованием физических величин (количество вещества, молярный объем газа, относительная плотность газа, массовая доля) и постоянной Авогадро. Определение средней молекулярной массы смеси. Определение относительной плотности газовой смеси. Определение состава газовых смесей.
2.Растворы. Массовая доля растворенного вещества. Правило смешения. Расчеты с использованием массовой доли растворенного вещества. Молярная концентрация. Расчетно-практические задачи на приготовление растворов заданной концентрации из чистого растворенного вещества и воды, кристаллогидрата и воды, другого раствора и воды. Растворимость веществ. Насыщенные растворы. Массовая доля вещества в насыщенном растворе. Решение задач на растворимость.
3.Вычисления по химическим уравнениям. Закон объемных отношений газообразных веществ. Вычисление объемных отношений газов. Задачи, связанные с вычислением массовой доли вещества в образовавшемся растворе. Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке: вещество, взятое в избытке, не реагирует с продуктом реакции; вещество, взятое в избытке, взаимодействует с продуктом реакции. Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными компонентами. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанным реагентом.
Календарно-тематический план
№
Тема занятия
Кол-во
занятия
дата
часов
Расчеты по химическим формулам (5 ч)
1
Основные понятия и законы химии
1 ч
2
Вычисления с использованием физических величин и постоянной Авогадро.
1 ч
3
Определение средней молекулярной массы смеси. Определение относительной плотности газовой смеси
1 ч
4-5
Определение состава газовых смесей
2 ч
Растворы (6 ч)
6-7
Массовая доля растворенного вещества. Расчеты с использованием массовой доли растворенного вещества. Правило смешения. Расчетно-практические задачи на приготовление растворов заданной массовой доли из чистого растворенного вещества и воды, кристаллогидрата и воды, другого раствора и воды.
2 ч
8-9
Молярная концентрация. Вычисления с использованием молярной концентрации
2 ч
10-11
Растворимость веществ. Решение задач на растворимость
2 ч
Вычисления по химическим уравнениям (6 ч)
12
Закон объемных отношений газообразных веществ. Вычисление объемных отношений газов
1 ч
13-14
Задачи, связанные с вычислением массовой доли вещества в образовавшемся растворе
2 ч
15
Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке: а) вещество, взятое в избытке, не реагирует с продуктом реакции; б) вещество, взятое в избытке, взаимодействует с продуктом реакции
1 ч
16
Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными компонентами. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанным реагентом
1ч
17
Составление задач для школьной олимпиады по химии для 9 класса (все задачи сдаются в решенном виде)