kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Спирты".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

познакомиться с номенклатурой и изомерией;

изучить физические и химические свойства;

рассмотреть общие способы получения спиртов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Спирты".»

Цель урока

Цель урока

  • познакомить с основами номенклатуры, типами изомерии спиртов;
  • изучить физические и химические свойства спиртов, показать зависимость свойств вещества от строения молекул;
  • рассмотреть общие способы получение спиртов
  • закрепить представления о применении веществ, основанном на их свойствах.
Органические вещества в состав молекул которых входят углерод, водород и кислород называются КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИМИ. Кислородсодержащие вещества Спирты Фенолы Альдегиды  Кетоны  Карбоновые кислоты Эфиры

Органические вещества в состав молекул которых входят углерод, водород и кислород называются КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИМИ.

Кислородсодержащие вещества

Спирты

Фенолы

Альдегиды

Кетоны

Карбоновые кислоты

Эфиры

Спирты  – это производные углеводородов, в молекулах которых один или нескольких атомов водорода замещены гидроксильными группами –ОН. -ОН R гидроксильная группа углеводородный радикал

Спирты – это производные углеводородов, в молекулах которых один или нескольких атомов водорода замещены гидроксильными группами –ОН.

-ОН

R

гидроксильная группа

углеводородный радикал

Классификация спиртов . Классификация спиртов по характеру углеводородного радикала по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа по количеству гидроксильных групп

Классификация спиртов .

Классификация спиртов

по характеру

углеводородного

радикала

по характеру атома

углерода, с которым

связана

гидроксильная группа

по количеству

гидроксильных

групп

Классификация спиртов по характеру углеводородного радикала Предельные Непредельные Ароматические СН 3 -СН 2 -СН 2 -ОН СН 2 =СН-СН 2 -ОН СН 2 -ОН

Классификация спиртов

по характеру углеводородного радикала

Предельные

Непредельные

Ароматические

СН 3 -СН 2 -СН 2 -ОН

СН 2 =СН-СН 2 -ОН

СН 2 -ОН

Классификация спиртов по числу гидроксильных групп Одноатомные Двухатомные Многоатомные СН 3 -СН 2 -СН 2 - ОН  СН 2 —СН 2 СН 2 -СН-СН 2 │ │ │  ОН ОН ОН  │ │   ОН ОН

Классификация спиртов

по числу гидроксильных групп

Одноатомные

Двухатомные

Многоатомные

СН 3 -СН 2 -СН 2 - ОН

СН 2 —СН 2

СН 2 -СН-СН 2

│ │ │

ОН ОН ОН

│ │

ОН ОН

Классификация спиртов по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа Первичные Вторичные Третичные СН 3 │ СН 3 -СН 2 - С Н 2 -ОН СН 3 - С Н-СН 3 СН 3 - С -СН 3 │ ОН │  ОН

Классификация спиртов

по характеру атома углерода,

с которым связана гидроксильная группа

Первичные

Вторичные

Третичные

СН 3

СН 3 -СН 2 - С Н 2 -ОН

СН 3 - С Н-СН 3

СН 3 - С -СН 3

ОН

ОН

Номенклатура спиртов углеводородный радикал + ОЛ  выбираем наиболее длинную углеродную цепь, содержащую гидроксильные группы. нумеруем атомы углерода, так чтобы сумма цифр, показывающих позицию функциональных групп была минимальна. даем название углеводороду с добавление суффикса –ол. указываем количество гидроксильных групп и номера атомов углерода около которых они располагаются. выбираем наиболее длинную углеродную цепь, содержащую гидроксильные группы. нумеруем атомы углерода, так чтобы сумма цифр, показывающих позицию функциональных групп была минимальна. даем название углеводороду с добавление суффикса –ол. указываем количество гидроксильных групп и номера атомов углерода около которых они располагаются.   Бутан три ол -1,2,4 1+2+4=7 1 2 3 4 СН 2 -СН - СН 2 –СН 2 │ │ │ ОН ОН ОН 1+3+4=8

Номенклатура спиртов

углеводородный радикал + ОЛ

  • выбираем наиболее длинную углеродную цепь, содержащую гидроксильные группы. нумеруем атомы углерода, так чтобы сумма цифр, показывающих позицию функциональных групп была минимальна. даем название углеводороду с добавление суффикса –ол. указываем количество гидроксильных групп и номера атомов углерода около которых они располагаются.
  • выбираем наиболее длинную углеродную цепь, содержащую гидроксильные группы.
  • нумеруем атомы углерода, так чтобы сумма цифр, показывающих позицию функциональных групп была минимальна.
  • даем название углеводороду с добавление суффикса –ол.
  • указываем количество гидроксильных групп и номера атомов углерода около которых они располагаются.

Бутан три ол -1,2,4

1+2+4=7

1

2

3

4

СН 2 -СН - СН 2 –СН 2

│ │ │

ОН ОН ОН

1+3+4=8

Дайте название веществам 1. СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 2 -ОН 2. СН 3 -СН-СН 2 -ОН  │  СН 3 3.  СН 3 -СН-СН 2 -СН 3  │  ОН  СН 3  │  4. СН 3 -С – СН 3  │  ОН

Дайте название веществам

1. СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 2 -ОН

2. СН 3 -СН-СН 2 -ОН

СН 3

3. СН 3 -СН-СН 2 -СН 3

ОН

СН 3

4. СН 3 -С – СН 3

ОН

Изомерия спиртов Изомерия спиртов Изомерия  углеродного скелета Изомерия положения  функциональной группы Межклассовая  изомерия С 2 Н 5 ОН СН 3 -О-СН 3

Изомерия спиртов

Изомерия спиртов

Изомерия

углеродного скелета

Изомерия положения

функциональной группы

Межклассовая

изомерия

С 2 Н 5 ОН

СН 3 -О-СН 3

Гомологический ряд  предельных одноатомных спиртов СН 3 ОН метанол СН 3 -СН 2 -ОН этанол СН 3 -СН 2 -СН 2 -ОН пропанол -1  или СН 3 -СН-СН 3  │  ОН пропанол –2 С n H 2n+ 1 OH

Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов

СН 3 ОН метанол

СН 3 -СН 2 -ОН этанол

СН 3 -СН 2 -СН 2 -ОН пропанол -1

или

СН 3 -СН-СН 3

ОН пропанол –2

С n H 2n+ 1 OH

Задание 1.Составьте формулы всех изомеров для вещества: С 5 Н 12 О Дайте названия 2.Составьте структурную формулу простейшего представителя непредельных одноатомных спиртов, молекула которого содержит одну двойную связь. Составьте общую формулу этого класса, укажите классы соединений, имеющих такую же общую формулу.

Задание

1.Составьте формулы всех изомеров для вещества:

С 5 Н 12 О Дайте названия

2.Составьте структурную формулу простейшего представителя непредельных одноатомных спиртов, молекула которого содержит одну двойную связь. Составьте общую формулу этого класса, укажите классы соединений, имеющих такую же общую формулу.

Физические свойства Агрегатное состояние : С 1 -С 11 - жидкости С 12 –С … - твердые вещества С 1 -С 11 - жидкости С 12 –С … - твердые вещества Запах С 1 -С 3 - «спиртовой» запах С 4 -С 6 - «сивушный» запах С 11 - запаха нет С 1 -С 3 - «спиртовой» запах С 4 -С 6 - «сивушный» запах С 11 - запаха нет Растворимость в воде , легче воды . высокая высокая  Б/цвета

Физические свойства

Агрегатное состояние :

С 1 -С 11 - жидкости

С 12 –С … - твердые вещества

  • С 1 -С 11 - жидкости С 12 –С … - твердые вещества

Запах

С 1 -С 3 - «спиртовой» запах

С 4 -С 6 - «сивушный» запах

С 11 - запаха нет

  • С 1 -С 3 - «спиртовой» запах С 4 -С 6 - «сивушный» запах С 11 - запаха нет

Растворимость в воде , легче воды .

высокая

  • высокая

Б/цвета

Водородная связь-  связь между атомами водорода одной молекулы и атомом сильно электроотрицательных элементов (кислорода, фтора) другой молекулы. ▪ ▪ ▪  О-Н ▪ ▪ ▪ О-Н ▪ ▪ ▪ О-Н ▪ ▪ ▪  │ │ │  R R R Почему возможна водородная связь у спиртов?? Благодаря полярности гидроксильной группы и наличию в ней электродефицитного атома водорода, между молекулами спирта возникают водородные связи. Поэтому их молекулы более ассоциированы – нет твердых веществ, способность образовывать водородные связи с молекулами воды – хорошая растворимость в воде! – Менделеев – 500мл этанола+500мл воды=930 мл раствора, 40% водки и т.д.

Водородная связь- связь между атомами водорода одной молекулы и атомом сильно электроотрицательных элементов (кислорода, фтора) другой молекулы.

▪ ▪ О-Н ▪ ▪ ▪ О-Н ▪ ▪ ▪ О-Н ▪ ▪ ▪

│ │ │

R R R

Почему возможна водородная связь у спиртов??

Благодаря полярности гидроксильной группы и наличию в ней электродефицитного атома водорода, между молекулами спирта возникают водородные связи. Поэтому их молекулы более ассоциированы – нет твердых веществ, способность образовывать водородные связи с молекулами воды – хорошая растворимость в воде! – Менделеев – 500мл этанола+500мл воды=930 мл раствора, 40% водки и т.д.

Строение спиртов

Строение спиртов

  • Связи О–Н и С–О - полярные ковалентные. Это следует из различий в электроотрицательности кислорода, водорода и углерода. Электронная плотность обеих связей смещена к более электроотрицательному атому кислорода :
Ответьте на вопросы  (работа в парах)

Ответьте на вопросы (работа в парах)

  • 1. Чем объясняется разница в растворимости этанола и пропанола в воде?
  • 2.Известно, что растворимость спиртов в воде уменьшается с увеличением числа атомов углерода в цепи. Объясните этот факт. Растворимость какогос пирта в воде будет выше: бутанола-1 или бутандиола-1.2
Получение спиртов. 1.Гидратацией алкенов. СН 2 =СН 2 + Н 2 О →СН 3 -СН 2 -ОН СН 2 =СН 2 + Н 2 О →СН 3 -СН 2 -ОН 2. Специфические а)Метанола – из синтез – газа СО+2Н 2 →СН 3 ОН СО+2Н 2 →СН 3 ОН б) этанола – брожением С 6 Н 12 О 6 →2С 2 Н 5 ОН + 2 СО 2

Получение спиртов.

1.Гидратацией алкенов.

СН 2 =СН 2 + Н 2 О →СН 3 -СН 2 -ОН

  • СН 2 =СН 2 + Н 2 О →СН 3 -СН 2 -ОН

2. Специфические

а)Метанола – из синтез – газа

СО+2Н 2 →СН 3 ОН

  • СО+2Н 2 →СН 3 ОН

б) этанола – брожением

С 6 Н 12 О 6 →2С 2 Н 5 ОН + 2 СО 2

  • С 6 Н 12 О 6 →2С 2 Н 5 ОН + 2 СО 2
Способы получения 3.  Из галогенпроизводных :    H 2 O R – Cl  +  Na OH R – OH + NaCl  4.  Окисление алкенов:

Способы получения

3. Из галогенпроизводных :

H 2 O

R – Cl + Na OH R – OH + NaCl

4. Окисление алкенов:

Химические свойства спиртов В химических реакциях гидроксисоединений возможно разрушение одной из двух связей: С–ОН с отщеплением ОН-группы О– Н с отщеплением Н (водорода). Это могут быть реакции замещения, в которых происходит замена ОН или Н, или реакция отщепления (элиминирования), когда образуется двойная связь.

Химические свойства спиртов

В химических реакциях гидроксисоединений возможно разрушение одной из двух связей:

С–ОН с отщеплением ОН-группы

О– Н с отщеплением Н (водорода).

Это могут быть реакции замещения, в которых происходит замена ОН или Н, или реакция отщепления (элиминирования), когда образуется двойная связь.

Химические свойства. как основание 2 R – OH + H Cl   R – Cl + H 2 O   2) как кислота 2R – O H + 2 Na 2R – O – Na + H 2

Химические свойства.

  • как основание

2 R OH + H Cl R – Cl + H 2 O

2) как кислота

2R – O H + 2 Na 2R – O – Na + H 2

3) Дегидратация ( - H 2 O) a) Межмолекулярная дегидратация   до 140 ’ с R – CH 2 – O H + HO – CH 2 – R  H 2 O +   R – CH 2 - O –CH 2 – R  простой эфир    б) Внутримолекулярная    H H   после  140 о С R – C – C – O – H   R – CH = CH 2 + H 2 O  H  H алкен

3) Дегидратация ( - H 2 O)

a) Межмолекулярная дегидратация

до 140 с

R – CH 2 – O H + HO – CH 2 – R H 2 O +

R – CH 2 - O –CH 2 – R

простой эфир

б) Внутримолекулярная

H H после 140 о С

R – C – C – O – H R – CH = CH 2 + H 2 O

H H алкен

Реакция этерификации Спирты вступают в реакции с минеральными и органическими кислотами, образуя сложные эфиры. Реакция обратима (обратный процесс – гидролиз сложных эфиров).

Реакция этерификации

Спирты вступают в реакции с минеральными и органическими кислотами, образуя сложные эфиры. Реакция обратима (обратный процесс – гидролиз сложных эфиров).

вторичные третичные." width="640"

Окисление

  • Окислители - KMnO4, K2Cr2O7+H2SO4, O2+катализатор. Легкость окисления спиртов уменьшается в ряду:

первичные вторичные третичные.

Применение этилового спирта

Применение этилового спирта

Спирт - ксенобиотик

Спирт - ксенобиотик

  • Ксенобиотики – это вещества, которые не содержатся в человеческом организме, но влияют на его жизнедеятельность:
  • питательные вещества, которые обеспечивают организм энергией; лекарственные вещества, влияющие на самочувствие, воздействуя на биохимические процессы в организме; яды-вещества, нарушающие естественные биологические процессы, вызывая нарушения в работе организме или смерть.
  • питательные вещества, которые обеспечивают организм энергией; лекарственные вещества, влияющие на самочувствие, воздействуя на биохимические процессы в организме; яды-вещества, нарушающие естественные биологические процессы, вызывая нарушения в работе организме или смерть.
  • питательные вещества, которые обеспечивают организм энергией;
  • лекарственные вещества, влияющие на самочувствие, воздействуя на биохимические процессы в организме;
  • яды-вещества, нарушающие естественные биологические процессы, вызывая нарушения в работе организме или смерть.
http://www.chemistry.ssu.samara.ru/test/ROH.htm
  • http://www.chemistry.ssu.samara.ru/test/ROH.htm
1. http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm Органическая химия: Электронный учебник для средней школы Под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова 2.Презентация «Спирты» Полуэктова И.А. 3. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/test/ROH.htm

1. http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm

Органическая химия: Электронный учебник для средней школы

Под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова

2.Презентация «Спирты» Полуэктова И.А.

3. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/test/ROH.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме "Спирты".

Автор: Ветрова Нина Петровна

Дата: 31.10.2017

Номер свидетельства: 435623

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Методическая разработка урока химии  с использованием информационно - коммуникационных технологий в 10классе по теме «Химические свойства спиртов» "
    ["seo_title"] => string(160) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-khimii-s-ispol-zovaniiem-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-v-10klassie-po-tiemie-khimichieskiie-svoistva-spirtov"
    ["file_id"] => string(6) "216786"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433152959"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Методическая разработка  урока по химии в 10 классе на тему: «Спирты и фенолы»."
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaiarazrabotkaurokapokhimiiv10klassienatiemuspirtyifienoly"
    ["file_id"] => string(6) "326902"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463332097"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Методическая разработка  урока по химии в 10 классе на тему: «Спирты и фенолы»."
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaiarazrabotkaurokapokhimiiv10klassienatiemuspirtyifienoly1"
    ["file_id"] => string(6) "326903"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463332104"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Разработка урока по ПДД для 5 класса Правила оказания первой помощи при дорожно-транспортном происшествии. "
    ["seo_title"] => string(114) "razrabotka-uroka-po-pdd-dlia-5-klassa-pravila-okazaniia-piervoi-pomoshchi-pri-dorozhno-transportnom-proisshiestvii"
    ["file_id"] => string(6) "238822"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444660409"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Технологическая карта урока по теме: "Спирты""
    ["seo_title"] => string(45) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_teme_spirty"
    ["file_id"] => string(6) "570395"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1610900529"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства