kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока на тему: «Изучение растворимости спиртов в воде. Окисление этанола в этаналь раскаленной медной проволокой.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка урока : изучение спиртов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока на тему: «Изучение растворимости спиртов в воде. Окисление этанола в этаналь раскаленной медной проволокой.»»

Методическая разработка урока по дисциплине «Химия»


Содержание


Введение ………………………………………………………………………………….2

Методическое обоснование темы ………………………………………………………3

План урока по дисциплине "Химия" …………………………………………………..4

Ход проведения урока 10

Литература 18






























Введение


Урок по теме «Изучение растворимости спиртов в воде. Окисление этанола в этаналь раскаленной медной проволокой.» предназначен для обучающихся 1 курса, обучающихся по программе учебной дисциплины «Химия» для специальности 36.02.01 «Ветеринария».

Изучение нового материала проходит в форме практической работы через технологию проблемного обучения, в ходе урока обучающиеся при групповой форме работы знакомятся со свойствами спиртов, их получением, применением и влиянием на организм человека.

Проблемное обучение химии имеет хороший потенциал развития мотивации при изучении данной учебной дисциплины среди обучающихся учреждений СПО.

Применение проблемного обучения на уроках химии позволяет повысить интерес обучающихся СПО к предмету, на основе межпредметных связей углубить знания по выбранной профессии, подготовить к самостоятельной жизни в обществе.

Моделируя учебные проблемы, необходимо прививать обучающимся способность решать и проблемы психологические, личностные, научить творчески, позитивно относиться к жизни, воспитывать уверенность в том, что нет проблем неразрешимых, есть разные пути решения проблем.

Через технологию проблемного обучения химии можно показать обучающимся учреждений СПО точки соприкосновения химии как учебного предмета с будущей профессией.

Основная часть Методическое обоснование темы

Данная тема изучается согласно рабочей программа учебной дисциплины «Химия», и является практической работой в изучении раздела «Кислородосодержащие органические соединения».

Спирты являются обширным и очень разнообразным классом органических соединений: они широко распространены в природе, имеют важнейшее промышленное значение и значение в медицине. Но потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами, достигающими размеры экологических катастроф. От этого страдает все общество, в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. Проблема борьбы с алкоголизмом актуальна в наши дни.

Разработка и проведение отрытых уроков по теме «Спирты. Гомологический ряд, свойства» с одной стороны, вызывает много трудностей, поскольку тема является новой для обучающихся, с другой стороны она интересна обучающимся учреждений СПО, т.к. применение спиртов во многих сферах деятельности ‒ медицине, косметологии, промышленности ‒ делают эти органические соединения незаменимым продуктом для человека.



План открытого урока

По учебному предмету «Химия»

Дата проведения: 14 апреля 2022 года.

Группа: 116

Специальность: 36.02.01 «Ветеринария»

Место проведения: ауд.101

Преподаватель: Петухова И.В.


Тема: Изучение растворимости спиртов в воде. Окисление этанола в этаналь раскаленной медной проволокой.

Тип урока: урок усвоения знаний, умений и навыков

Вид занятия: практическое

Цель занятия: Расширить знания студентов о ядовитых свойствах этанола и отрицательное воздействие его на организм человека. Создать ситуацию успеха и комфорта микроклимата для каждого студента.

Задачи занятия:

  • Образовательная: познакомить студентов с физическими и химическими свойствами спиртов, исследовательским способом доказать губительное влияние алкоголя на белки живых организмов, расширить знания студентов о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека;

  • Развивающая: Способствовать развитию познавательного интереса к изучаемому предмету, любознательности студентов, развитие мыслительных способностей, памяти, внимания, умения сравнивать и анализировать.

  • Воспитательная: Способствовать воспитанию интереса к учебному предмету, внимательности, собранности; привитие навыков самостоятельной работы

Межпредметные связи: учебный предмет «Биология», профессиональные дисциплины.

Внутрипредметные связи: Темы «Строение, классификация, способы получения спиртов. Многоатомные спирты. Фенол».

Метод обучения:

  • информационно-развивающий (рассказ, объяснение, беседа);

  • наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов презентации с учебным материалом);

  • репродуктивный (выполнение лабораторной работы);

  • групповой (работа студентов в группах).

Обеспечение занятия:

  1. Наглядные пособия:

  • Слайды с учебно-методическим материалом урока

  1. Раздаточный материал:

  • Инструкционно-технологическая карта;

      • Оборудование (6 пробирок, спиртовка, спиртсодержащие медицинские препараты, средства бытовой химии);

      • Реактивы (раствор этилового спирта, вода, раствор яичного белка, растительное масло, медная проволока;

  • Тестовое задание для контроля знаний по теме «Кислородосодержащие органические соединения».

  1. ТСО:

  • Персональный компьютер

  • Мультимедийный проектор, экран

  1. Литература:

  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Естествознание Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». — 5-е изд., стер., - М., ОИЦ «Академия», 2019.

Требования к результатам усвоения учебного материала.

Студенты  должны  знать термины и понятия: определения , классификацию и номенклатуру кислородосодержащих органических соединений(спирты).

Студенты  должны  знать: основные формулы предельных углеводородов, изомеризацию, структуру, типы реакций.

  • Студенты должны уметь: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Метапредметные результаты:

МР 1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

МР 2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

МР 8. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

МР 9. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

ПР 1. Сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира;

ПР 2. Владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

ПР 3. владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

ПР 5. Владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ.

Личностные результаты:

ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

Формируемые компетенции:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Содержание занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Время

1. Организационный момент

Приветствие. Определение отсутствующих. Организация внимания.

Приветствие

2

2. Проверка знаний по пройденному материалу

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.

Отвечают на вопросы преодавателя

10

  1. Мотивация учебной деятельности

Мозговой штурм. Загадка

Анализируют ситуацию и отвечают на вопросы, делая вывод о теме урока

2

4. Сообщение темы, плана, постановка цели

Подведение к теме урока.

Вывод темы и плана на экране с помощью мультимедийного проектора. Сообщение целей.

Формулируют тему урока и записывают тему и план в тетрадь

3

5. Вступительный инструктаж и правила техники безопасности

Проведение инструктажа


1

6. Изучение нового материала (восприятие, осмысление)

Вопросы:

  1. Растворимость этилового спирта, глицерина в воде.

  2. Этанол – растворитель жиров.

Доклад «Влияние этилового спирта на мозг»

«Влияние этилового спирта на печень»

  1. Влияние этанола на молекулы белков

  2. Окисление спирта.

Доклад «Влияние этилового спирта на сердце»

«Влияние этилового спирта на почки»

Выполняют лабораторную работ согласно инструкционное карте.

Слушают доклад студентов, отвечают на вопросы

15

7. Приобретение и усвоение навыков работы (выполнение практической работы)

  1. Растворимость этилового спирта, глицерина в воде.

  2. Этанол – растворитель жиров.

  3. Влияние этанола на молекулы белков

  4. Окисление спирта.

Лабораторная работа с инструкционной картой

45

8. Закрепление (обобщение и систематизация изученного материала)

Тестовое задание для самостоятельной работы (из инструкционной карты). Решение задач

Выполняют задания

10

9. Сообщение домашнего задания

Сообщение домашнего задания:

1. Придумать антирекламу алкогольной продукции.

2. Повторить раздел «Спирты, альдегиды и карбоновые кислоты».

Запись дом.задания в тетрадь.

1

10. Подведение итогов занятия

Отметить работу студентов. Рефлексия


1





















































Ход урока

Девиз урока:

«Мощь и сила науки – во множестве фактов,
цель – в обобщении этого множества».
Д.И.Менделеев. (Слайд 1)

Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного.

Ваша задача обобщить и систематизировать ранее изученный материал и полученный сегодня на уроке и применить его на практике.

  1. Ориентировочно-мотивационный.

Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые Вы видите на слайде . Среди них - медицинские препараты, средства бытовой химии, косметические средства.

Слайд №2. Как Вы думаете, что их объединяет?

Предполагаемые ответы обучающихся: Наличие спирта в составе предложенных парфюмерных и косметических средств, медицинских препаратов, средств бытовой химии, нам предложены вещества и материал, для получения которых можно использовать спирты.

СЛАЙД №3 Чтобы сформулировать тему нашего урока предлагаю ответить на вопросы. Мозговой штурм: «Кто быстрей?»

С какими понятиями или явлениями у вас ассоциируются следующие слова или словосочетания: (за правильный ответ получаем жетончик).

  1. Глицерин – трехатомный спирт.

  2. Взаимодействие сахара и дрожжей – спиртовое брожение.

  3. Антифризы – незамерзающие жидкости – этиленгликоль.

  4. «Древесный спирт» – метиловый спирт.

  5. Интоксикация – отравление.

  6. «Похититель рассудка» – алкоголь.

  7. «Спиритус винни» или «дух вина» – этиловый спирт.

  8. «Денатурация» – разрушение белка.

СЛАЙД 4 (загадка)

Получают из глюкозы.
Вреден он, когда сверх дозы.
Антифризы из него
Получают для авто,
Многим жизнь укоротил
Радикал + гидроксил (СПИРТ)

(Слайд 5)II. Совместная формулировка темы и целей урока.

Знания о свойствах спиртов и альдегидов подводит нас к формулировке темы урока. На основе последних ответов мозгового штурма сформулируйте тему нашего урока.

Тема урока: «Изучение растворимости спиртов в воде. Окисление этанола в этаналь раскаленной медной проволокой».

Эпиграфом нашего урока, будут следующие слова:

(Слайд 6) «Вино губит телесное здоровье людей, губит ум, способности, губит благосостояние семей и, что сего ужаснее, губит душу людей и их потомство». Л.Н.Толстой.

К нашему эпиграфу мы еще вернемся в конце урока при подведении итогов и обсудим актуальность этого высказывания на сегодняшний день.

У Вас на столах лежат инструктивные карты, в которых Вы сегодня будите работать, и, конечно же, Ваша работа будет оценена. Поэтому сейчас запишите свою фамилию, группу. (учащиеся заполняют шапку инструктивной карты).

(Слайд 7). Сегодня на уроке вы:

- исследуете свойства этанола;

- вы будите добывать знания на основе наблюдений, анализа и обобщения результатов эксперимента;

- вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;

- вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!


А какие ассоциации возникают у вас со словом «спирт»?

Слайд №8 Вспомните положительную и отрицательную роль спиртов:

Положительная роль спиртов

Отрицательная роль спиртов

  1. Топливо

  2. Растворитель

  3. Лекарственные препараты

  4. Лаки, краски

  5. Сложные эфиры

  6. Уксусная кислота

  7. Бутадиен - Каучук

  8. Косметическая промышленность

  1. Слабый наркотик

  2. Производство ликероводочных изделий


Как правило, в отрицательной роли спиртов учащиеся указывают заболевание алкоголизм и, связанное с ним, асоциальное поведение людей.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Чтобы вещество не стало ядом, человек должен знать о нем все и умело его использовать. Поэтому сегодня главной нашей задачей на уроке изучить свойства этанола и его влияние на здоровье человека. Знакомство с ним мы начнем с физических свойств.

Физические свойства этанола мы исследуем проведя лабораторные опыты.

Свои наблюдения выводы вы будите вписывать в инструктивную карту.

Слайд №9. Проводится инструктаж по технике безопасности:

  1. Вещества для проведения опытов необходимо брать в таком количестве как это указано в инструкции.

  2. Зажигать спиртовку только спичкой не наклонять спиртовку к другой горящей спиртовке.

  3. Нагреваемый предмет помещать в верхней трети пламени.

  4. Чтобы погасить пламя спиртовки её следует закрыть колпачком.

Слайд № 10. 1 опыт. Растворимость этилового спирта в воде.

Цель:изучить физические свойства этилового спирта.

Ход опыта: В пробирку прилить 1мл воды и столько же спирта. Учащиеся проводят опыт.

Слайд № 11. 2 опыт. Этиловый спирт растворитель жиров.

Цель: выяснить растворяет ли этанол жиры.

Ход опыта: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку – 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира. Пробирки встряхнуть.

Ребята делают вывод о растворимости спирта. Данные записывают в таблицу

спирт

Агрегатное состояние

цвет

Запах

Растворимость в воде

Растворимость в жирах

этанол

Жидкие

бесцветны

характерным запахом

смешиваются с водой в любых соотношениях

Растворяют жиры

Вывод: т.к. спирт хорошо растворим в жирах скорость прохождения молекул спирта больше скорости прохождения воды, следовательно, всасывается этиловый спирт в кровь быстро.

Слайд № 12. Молекула спирта подходит к молекуле жира, взаимодействует с ней и вышибает оболочку клетки. Клетка повреждена. Именно в результате этого алкогольного повреждения клетки, внутрь её может попасть всё, что угодно: «плохая экология», химия, шлаки. Другие молекулы может “затянуть” внутрь повреждённой клетки через рану, нанесённую ей молекулой спирта. А внутри клетки — ядро, хромосомы. В конечном счете, алкоголь данную клетку может убить совсем.

Слайд № 13. Алкоголь ядовит: 6-8 г алкоголя на 1 кг массы взрослого человека являются смертельной дозой. А какая для вас смертельная доза спирта, давайте решим задачу.

Однако эта доза может изменяться в зависимости от чувствительности к этиловому спирту, условий его приема (крепость напитков, наполненность желудка пищей) и т. д. У одних лиц смерть может наступить после приема 100— 150 г чистого этилового спирта, в то время как у других лиц, смерть не наступает и после приема 600—800 г этого вещества.

Для ребенка смертелен стакан водки (1,5-2 г на 1кг массы тела).

Слайд №14. Слайд № 24. Физкультминутка.

СЛАЙД № 15. Проникая в организм, спирт жадно поглощает воду из тканей, отрицательно влияет на слизистую оболочку желудка и кишечника, на почечный и печеночный эпителии, вызывая их раздражение, воспаление. Алкоголь приводит также к язвенной болезни и расширению желудка.

Слайд № 16. Следующий опыт нам поможет узнать о влиянии спирта на молекулы белков.

3 опыт. «Влияние этанола на молекулы белков».

Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.

Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В одну добавить 3 мл воды, а в другую столько же спирта 80 – 90 %.

Наблюдение и вывод: (в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции).

  • Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?

  • Ответ. Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток органов. (Наблюдение и вывод учащиеся записывают самостоятельно)

СЛАЙД 17-22 проект печень

Слайд № 23. А так как живой организм состоит из белков, мы можем сделать следующие выводы:

а) Влияние спирта на мембраны клеток – разрушение.

б) Воздействие спирта на ферменты (разрушение)

в) Соприкосновение спирта с эритроцитами вызывает свертывание кровяных клеток.

Слайд № 24. Нет в человеческом организме ни одного органа, который бы не разрушался алкоголем. Но самые сильные изменения и в самую первую очередь наступают в человеческом головном мозге. Именно там этот яд имеет свойство накапливаться. После приёма кружки пива, стакана вина, 100 граммов водки — содержащийся в них спирт всасывается в кровь, с кровотоком идёт в мозг и у человека начинается процесс интенсивного разрушения коры головного мозга.

Путь, проделываемый спиртами в организме:

100г пива убивает 3000 нейронов,

100г вина убивает 500 нейронов,

100г водки убивает 7500 нейронов.

Ответьте на вопрос, почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят?

Ответ: т. к в первую очередь гибнут клетки головного мозга, отвечающие за память, происходит необратимая гибель нейронов в результате тромбоза и микроинсультов в коре головного мозга, это приводит к утрате части информации и к нарушениям кратковременной памяти.

Слайд № 25-29 проект сер

Слайд № 30. Итак, приступайте к выполнению

Опыта 4. Окисление спирта.

Цель работы: доказать, что спирт окисляется до альдегида.

Оборудование и реактивы: 1 пробирка, этиловый спирт, спиртовка, медная проволока.

Ход работы: Прокалить спираль из медной проволоки в пламени спиртовки до появления черного налета (оксида меди II) и опустить в пробирку со спиртом. Повторить 2-3 раза.

Вывод: Происходит восстановление меди и окисление спирта до альдегида

C2H5OH + СиО CН3СНO + Си + H2O

Слайд 31 – 37проект сердце

Слайд 38-42 проект почки

Слайд № 19. Метаболит спирта – альдегид вызывает повреждение печени, цирроз

Врачи доказали, что возникновение мутаций и уродов у эмбрионов вызывает уксусный альдегид.

Хочу привести слова великого врача древности Авиценны: “Вино – враг пьяницы, оно же - друг умеренного. Чуть-чуть его - противоядие, в больших количествах – яд! Оно дозволено умным и запрещено дуракам”. Но ни умный, ни дурак – никто не может предсказать, когда, после какой рюмки, в какой роковой момент клетки организма включают в свои обменные процессы алкоголь и с тех пор уже не могут без него обходиться. Это зависит от возраста, массы, от пола, от индивидуальной чувствительности, от специфики работы и других факторов.



Слайд 43 – 44 Вывод – комментарий по химическому исследованию всех групп.

Опытным путем вы убедились, что спирт оказывает токсическое действие на все органы и ткани.

Слайд 45. V. Оценочно-рефлексивный этап.

Используя новый материал, выполните тестовое задание, каждый индивидуально. (приложение 3)

Слайд 46. После окончания выполнения теста проверьте сами и передайте проверить соседу по парте. Проверяем правильность выполнения тестового задания.

Слайд 47. Поставьте оценку, согласно критерию: 3 задания – два; 5 заданий – три; 7 заданий – четыре; 9 заданий – пять.

А теперь подумайте и задайте один вопрос, который остался неясным.

Слайд 48. Вопрос: «Почему спирт оказывает такое негативное влияние на организм человека?». Токсическое действие этанол проявляет за счет образования промежуточных продуктов распада.

Подведение итогов урока.

  • Над какой темой мы сегодня работали?

  • Что нового мы узнали об этиловом спирте?

  • Решили ли мы проблему токсичности этанола?

  • К каким выводам пришли?

Оценки за работу на уроке.

Каждый учащийся выполнит тест Оценки выставляю за работу на уроке, подготовку презентаций и за выполнение теста.

Слайд 48. VI. Домашнее задание.

  1. Повторить раздел «Спирты, альдегиды и карбоновые кислоты».

  2. Придумать антирекламу алкогольной продукции. (Слайд 20)
























Список литературы


    1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Естествознание Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». — 5-е изд., стер., - М., ОИЦ «Академия», 2019.

Интернет ресурсы



15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Петухова Ирина Васильевна

Дата: 29.09.2022

Номер свидетельства: 614055


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства