kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Общая характеристика металлов 1 а группы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока химии для 11 класса. Базовый уровень по комплекту Кузнецовой Н. Е.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Общая характеристика металлов 1 а группы"»

ХИМИЯ 11 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


Раздел IV. Обзор химических элементов и их соединений на основе ПСХЭ Урок № 48 Дата:____________

Тема 9. Металлы и их характеристика.

Тема урока: « Общая характеристика металлов 1 А группы»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации представлений о металлах 1 А группы в свете трех форм существования элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ

Планируемый результат: сформировать познавательные интересы и мотивацию на получение новых представлений о процессах и явлениях в мире веществ. Уметь анализировать и делать выводы. Формировать умение видеть проблему; объяснять увиденное, делать выводы; давать определение понятиям. Уметь характеризовать химические процессы , описывать их суть и указывать особенности протекания в зависимости от набора факторов, применять полученную информацию в различных жизненных ситуациях. Уметь делать умозаключения на основе полученных сведений о химических процессах с веществами. Уметь работать с книгой, добывать и перерабатывать информацию. Уметь характеризовать металлы как химические элементы и простые вещества на основе ПСХЭ

Задачи урока:

Воспитывающая: формировать химическую грамотность, установить необходимость естественнонаучных знаний и умений для использования в различных жизненных ситуациях.

Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представления о химических процессах и явлениях, понимать их суть и называть этапы и указывать их значение.

Обучающая: закрепить знания учащихся о щелочных металлах, систематизировать знания о физических и химических свойствах этих веществ, уметь давать характеристику элементов – щелочных металлов по их положению в ПСХЭ, уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства щелочных металлов, уметь делать выводы о роли химических знаний в жизни человека.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы, цели, учебных задач урока), рефлексировать свою деятельность.

Познавательные УУД:- смысловое чтение; - находить причинно-следственные связи, выявить закономерности по составу, строению, свойствам, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность.

Личностные УУД:- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению, самоопределение.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Предметные результаты:

Предметные УУД:

- знать и уметь составлять характеристику металлов 1 А группы по их положению в ПСХЭ;

- уметь записывать электронное строение атомов металлов, формулы их высших оксидов и водородных соединений;

- называть основные свойства металлов и составлять уравнения реакции , их доказывающие

-давать характеристику металлов 1 А группы как простых веществ;

формулировать основные термины по теме, применять химические понятия .

Оборудование : доска, учебник, рисунки, задания для работы в паре, в группе

Ход урока

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УЭ1

Актуализация знаний по теме прошлого урока

Метапредметные результаты:

РегулятивныеУУД:

самоконтроль сформированности знаний и умений по теме

видеть ошибки и устанавливать причины ошибок

Познавательные УУД:

- отработка навыков работы по известному плану и алгоритму

Коммуникативные УУД:

- осуществлять самоконтроль правильности выполнения заданий и формулировки понятий;

- слушать и понимать речь других.

Цель: выявление уровня сформированности знаний и умений по теме : общая характеристика металлов

Задание 1. Дайте общую характеристику металлам по плану: положение в ПСХЭ, электронное строение, тип связи, физические свойства, химические свойства, примеры, значение

Задание 2. Выпишите номер правильного ответа

Вариант 1

Простое вещество – металл у элемента 1)Ar; 2) As; 3) C; 4) Ag

Нехарактерное свойство для металлов

1)пластичность 2) ковкость 3)хрупкость 4)блеск

При комнатной температуре жидкий металл 1)Zn; 2) Al; 3) Ag; 4)Hg

Наиболее пластичный металл 1)Fe; 2) Au; 3) Cu; 4) Cr

В каком ряду элементов свойства металлов усиливаются?

1)Al, Mg, Na; 2) Sr, Ca, Mg; 3) K, Mn, Rb; 4) Cs, Ba, Al.

Вариант 2

Простое вещество – металл у элемента 1)Hg; 2) He; 3) S; 4) Ne

Нехарактерное свойство для металлов

1)электропроводность 2)тягучесть 3)теплопроводность 4)прозрачность

Наиболее тугоплавкий металл 1)Au; 2) Al; 3) W; 4)Fe

Наиболее электропроводный металл 1)Ag; 2) Al; 3) Fe; 4) Zn

Электронная формула 1s2 2s 22p6 3s1 1) Fe; 2) Na; 3) Cu; 4) Cr.






Отвечают по плану, дают характеристику металлов



Выполняют письменное задание , проверк а в парах

УЭ 2

Создание проблемной ситуации












Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).

Познавательные УУД: основы активного слушания, анализирование информации

Личностные УУД: обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 . Создание проблемной ситуации и формулировка темы урока.


Цель: мотивирование, включение в тему, формулирование темы


  • В 1807 г. в Англии Г. Деви открыл натрий и калий.

«Натрун» - сода, «алкали» - щелочь.

  • В 1817г. в Швеции А. Арфедсоном был открыт литий.

«Литос» - камень.

  • В 1860 – 1861г.г. в Германии Р.Бунзен и Г.Кирхгоф открыли рубидий «темно-красный» и цезий «небесно-голубой».

  • В 1939г. во Франции М. Пере открыл радиоактивный элемент франций, который назвал в честь своей страны – Франции.

О каких элементах пойдет речь на уроке?

Сформулируйте тему урока.

 Запишите тему урока в тетрадь









Слушают, анализируют, высказывают предположения, аргументируют их.













Предлагают формулировку темы урока, записывают тему урока в тетрадь

УЭ 3

Постановка учебных задач



Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД:

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Цель: целеполагание, планирование этапов урока

 подумайте над вопросами:

  1. Какова формула следующих веществ и для чего нужны названные вещества?

NaOH – едкий натр, каустическая сода.

KOH - едкое кали.

Na2CO310H2O –кристаллическая сода.

NaHCO3 – пищевая сода.

K2CO3 -поташ.

Na2SO410H2O – глауберова соль.

Используют для очистки нефтепродуктов, производства бумаги, мыла, волокон, стекла, удобрений. Применяют в медицине и фармакологии.

  1. Какова биороль К и Na?

  2. Почему металлы названы щелочными?

  3. Почему металлы боятся воды и воздуха? Как их хранят?

  4. Что еще вы хотели бы знать о щелочных металлах?


Сформулируйте цель урока и задачи на каждый этап урока?




Слушают вопросы , отвечают, анализируют , аргументируют свои ответы

Самые распространенные соединения металлов и их применение



Na+- внутриклеточный ион, содержится в крови и лимфе, создает в клетках осмотическое давление.

K+ - внеклеточный ион, поддерживает работу сердца и мышц.

Большое количество калия содержится в кураге, сои, фасоли, зеленом горошке, черносливе, изюме.



Выполняют задания, констатируют факт затруднения выполнения задания и отмечают недостаточность имеющихся знаний и умений, высказывают предположения о цели и задачах урока

УЭ4

Осмыс-ление, запоминание

Метапредметные результаты:



Познавательные УУД:

- давать характеристику процессов , называть их значимость , используя личный опыт

- осуществлять анализ ситуаций, применять знания в новой ситуации

- работать с текстом, рисунками и таблицами , трансформировать информацию из одной формы в другую,

- в ходе работы создавать заданный продукт ( таблицу, схему, уравнение реакции, рисунок)

Коммуникативные УУД:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- работать в паре — устанавливать рабочие отношения,

- работать в группе, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

- уметь слушать ответы и выделять главное, находить неточности и исправлять их,

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Предметные УУД:

- Знать характеристики металлов 1 А группы

уметь делать выводы о роли химических знаний в жизни человека.

оперировать основными терминами по теме.

Цель: изучение, осмысление, запоминание новых знаний, отработка новых умений

Задание 1. Рассмотрим положение щелочных металлов в ПСХЭ и установим закономерности в строении атомов щелочных металлов:

  1. Составьте электронные формулы для щелочных металлов

  2. Определите состав атомов щелочных металлов

  3. Какова общая формула высших оксидов и водородного соединения для металлов 1 А группы?

  4. Закономерности:

Сходство внешнего электронного слоя.

Увеличение числа электронных слоев в атоме.

Увеличение числа электронных слоев в атоме.

Радиусы атомов увеличиваются от Li к Cs, следовательно увеличиваются и восстановительные свойства металлов от Li к Cs.

Так, атом цезия способен превращаться в положительный ион уже под действием света. Это свойство используют в фотоэлементах.


Задание 2. Дадим характеристику щелочным

металлам как простым веществам по плану

Тип и класс веществ

Тип химической связи, тип кристаллической решетки,

Т кипения и Т плавления

Физические свойства

СО

Окраска пламени катионами металлов

 Работа с учебником ( стр.115) и справочными

материалами

свойства : тепло – и электропроводность, т.к. электроны подвижны и способны переносить тепло и направленно двигаться под действием электрического напряжения,

пластичность, т.к. электроны подвижны и поэтому при ударе слои атомов – ионов в металле смещаются, как бы скользят без разрыва связей

Щелочные металлы мягки (режутся ножом), температуры кипения и плавления уменьшаютсяот Li к Cs. Так цезий плавится на ладони руки. Плотность же возрастает от Li к Cs. (Только есть отступление от этого правила – плотность натрия больше, чем у калия). Li, Na и K легче воды.

Степень окисления металлов I группы главной подгруппы в соединениях постоянная и равна +1


Задание 3. Установим химические свойства щелочных

Металлов

С какими веществами реагируют типичные металлы?

  1. щелочные металлы активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами, например, с галогенами, серой, фосфором, водородом.

Напишите уравнения реакций между литием и серой, натрием и фосфором, калием и хлором.


  • К какому типу относятся данные реакции?

  • Какой тип связи характерен для соединений – продуктов реакций?

  • Почему гидриды щелочных металлов не занесены в графу водородных соединений ПСХЭ?

  • Назовите продукты реакций?


взаимодействию с кислородом.

При этом в обоих случаях атом щелочного металла отдает один электрон, т.е. степень окисления не изменяется, а кислород изменяет свою степень окисления: – 2 в оксидах и – 1 в пероксидах.



взаимодействие их с водой.

ак рубидий и цезий реагируют с водой так быстро, что происходит взрыв. Посмотрите, как реагирует с водой, например, натрий.

2 Na + 2 H2O = 2 NaOH + H2 ^


Демонстрация опыта.

Напоминаю правила безопасности: нельзя вещества трогать руками, не приступать к выполнению опыта не зная, что и как нужно делать, работать с малыми дозами реактивов. На столе стоит кристаллизатор с водой. В воду заранее добавлен индикатор – фенолфталеин, о чем сообщаю учащимся. Отрезаю ножом кусочек натрия и бросаю в воду.

  • Почему индикатор изменяет свой цвет?

  • Какой газ выделяется в ходе реакции?

  • К какому типу относится данная реакция

  • какому элементу натрий отдает электроны, сколько?

Покажите это на уравнении реакции.

Аналогично с водой реагируют и все остальные щелочные металлы.


Щелочные металлы очень легко окисляются. Им достаточно и кислорода содержащегося в воздухе, поэтому их хранят под керосином, а литий в вазелине, т.к. он очень легок и в керосине всплывает. Также щелочные металлы надо беречь не только от кислорода, но и от воды. Щелочные металлы хранят очень тщательно в стеклянной банке с плотной крышкой, потом в железной.


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС Скажите, почему мы не рассматриваем взаимодействие щелочных металлов с растворами солей и кислот?


Металлический натрий, с тех пор как его изготовление стало дешевым, находит широкое техническое применение. Его используют в качестве исходного продукта при производстве перекиси натрия и других соединений. Его используют также в больших количествах в органических синтезах (например, в красильном производстве). Металлический калий также иногда употребляют в лаборатории. Кроме того, калий и прежде всего цезий применяют в фотоэлементах. Металлический литий используют в сплавах, так как небольшие добавки этого металла существенно улучшают свойства многих сплавов. Также щелочные металлы используют в качестве катализаторов.

Физминутка





Дают характеристику элементов 1 А группы , записывают электронное строение атомов и состав атомов для щелочных металлов, записывают общие формулы и дают названия примерам, устанавливают закономерности





Записывают в тетради









































Дают ответы на вопросы из материалов 9 класса, записывают уравнения реакции, устанавливают их тип, расставляют коэффициенты, комментируют уравнения


2Li + S = Li2S (сульфид лития)

2K + Cl2 = 2 KCl (хлорид калия)

3 Na + P = Na3P (фосфид натрия)


в результате взаимодействия щелочных металлов с неметаллами образуются бинарные соединения – сульфиды, хлориды, фосфиды и другие.






Литий образует нормальный основной оксид.4 Li + O2 = 2 Li2O (оксид лития)

Остальные щелочные металлы образуют при взаимодействии с кислородом пероксиды и надпероксиды.

2 Na + O2 = Na2O2 (пероксид натрия)


Щелочные металлы окисляются молекулами воды, при этом образуются щелочи, отсюда и произошло их название – щелочные. Причем скорость реакции будет расти от Li к Cs, т.к. растет их химическая активность. Т

Наблюдают , дают пояснения, пишут уравнение реакции, составляют электронный баланс,

С водой –гидроксиды 2Ме + 2 Н2О = 2 МеОН + Н2

- С серой при растирании – сульфиды  2 Ме + S = 2 МеS

- С водородом при нагревании – гидриды 2 Ме + Н2 = 2 МеН

- С оксидами менее активных металлов  Li Na K Rb Cs 2 Li + K2O = 2K + Li2

- С кислородом: литий образует оксиды, остальные надпероксиды и пероксиды

4 Li + O2 = 2 Li2O

2 Na + O2 = Na2O2

Na2O2 + 2 Na = 2 Na2

- С галогенами – галогениды

 F2, Br2, Cl2 -при обычных условиях

 I2 - только при нагревании

2 Ме + Наl2 = 2 MeHal

так как в растворе щелочные металлы сначала энергично прореагируют не с кислотой и с солью, а с водой.



УЭ 5

Применение, первичное закрепление

























































УЭ6

Рефлек-сия Подведение итогов

Оценивание





УЭ7

Домашнее задание

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- применять полученные знания для выполнения заданий,

- использовать информацию в нестандартных ситуациях

Коммуникативные УУД:

- управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера

Предметные УУД:

- применять химические термины, символы и понятия.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Личностные УУД:

- приобретать личностно-значимый опыт

































Коммуникативные:

- анализирование своей работы и работы класса

- самодиагностика

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: - рефлексия.

Личностные УУД:

- самоопределение



Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- выбирать задания в соответствии с желаниями и возможностями

-применять полученные знания для выполнения заданий,

Коммуникативные УУД:

- самооценка

Предметные УУД:

- применять полученную информацию для выполнения заданий, решений задач.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Личностные УУД:

- приобретать личностно-значимый опыт

Цель: первичное закрепление

Самостоятельное применение знаний.

Задание 1. Составьте уравнения реакций с кислородом:
а) лития ________________ ; б) натрия _______________

Расставьте степени окисления элементов, покажите стрелкой переход электронов. Назовите продукты реакций.


Допишите уравнения реакций с натрием:



Задание 2.

Цель: самодиагностика, самоанализ



 Полезным ли был урок для вас? Что вы узнали нового?

Где вы сможете применить полученные данные на практике?


Оценки за работу , комментирование оценок




Домашнее задание. Комментирование домашнего задания


Обязательный уровень: §19 , стр. 113 упр. 5


Дополнительный уровень : сообщение

. В 100 г фасоли содержится 1,075 г калия. Сколько фасоли нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия (5 г/сутки)

1) 465 г 2)0,053 г 3)107 г 4)21,5 г

. В 100 г изюма содержится 3,055 г калия. Сколько изюма нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия (5 г/сутки)?

1) 0,15 г 2) 164 г 3) 61,5 г 4) 305 г









Отвечают на вопросы, систематизируют знания, оформляют записи в тетради













Выполняют задания, проводят самопроверку и проверку в парах самооценивание

















Выполняют задания , составляют уравнения полуреакций























Обобщают, отмечают свое отношение к уроку, к проблеме урока, выделяют положительные и негативные моменты.

Оценивают свою работу на уроке.






Слушают комментарии и пояснения к выполнению домашнего задания, предполагают выбор заданий, проводят соизмерение своих возможностей и желаний, задают уточняющие вопросы.


-        


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме "Общая характеристика металлов 1 а группы"

Автор: Деканова Светлана Петровна

Дата: 04.09.2017

Номер свидетельства: 427268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Разработка интегрированного урока, тема урока:  «Общая характеристика металлов.  Строение и свойства металлов»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotkaintieghrirovannoghourokatiemaurokaobshchaiakharaktieristikamietallovstroieniieisvoistvamietallov"
    ["file_id"] => string(6) "339379"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471241903"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Разработка урока "Щелочные металлы. Натрий" "
    ["seo_title"] => string(47) "razrabotka-uroka-shchielochnyie-mietally-natrii"
    ["file_id"] => string(6) "199224"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428548110"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Методическая разработка урока по химии: "Периодическое изменение свойств элементов" "
    ["seo_title"] => string(94) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-khimii-pieriodichieskoie-izmienieniie-svoistv-eliemientov"
    ["file_id"] => string(6) "119128"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413340760"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока  по физике "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-fizikie-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246685"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446442652"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Разработка открытого урока по истории на тему:"Древняя Греция""
    ["seo_title"] => string(68) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-istorii-na-tiemu-drievniaia-grietsiia"
    ["file_id"] => string(6) "273741"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452265186"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства