Методическая разработка урока химии по теме: "Химические реакции. На какие типы они подразделяются?"
Методическая разработка урока химии по теме: "Химические реакции. На какие типы они подразделяются?"
личностные: убеждаются в познаваемости мира.
метапредметные:
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами и учителем;
познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
предметные: знать определения «типы химических реакций», «признаки классификации реакций», «реакции соединения, разложения, замещения, обмена», «закон сохранения массы веществ».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии по теме: "Химические реакции. На какие типы они подразделяются?"»
Урок химии в 8 классе на тему «Химические реакции. На какие типы они делятся? »
Цели урока:
деятельностная: сформировать познавательные универсальные учебные действия при изучении типов химических реакций.
предметно-дидактическая: сформировать понятия: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена; сформировать знание о признаках химических реакций, научить определять тип реакции по числу и составу продуктов и реагентов реакции.
Планируемые образовательные результаты урока
личностные: убеждаются в познаваемости мира.
метапредметные:
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами и учителем;
познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
предметные: знать определения «типы химических реакций», «признаки классификации реакций», «реакции соединения, разложения, замещения, обмена», «закон сохранения массы веществ».
Тип урока:
1. По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала, последовательного изучения ключевых вопросов темы.
По способу организации: синтетический урок
По ведущему методу обучения: проблемный урок
Метод обучения
Основной: урок-исследование
Дополнительные: самостоятельная работа, работа с приложениями, взаимоконтроль
Основные вопросы урока:
Типы химических реакций по числу и составу продуктов и реагентов
-- Добрый день! Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.
-- Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.
Актуализация
На экране кластер “Химические реакции”
-- Ребята, перед вами кластер «Химические реакции». Он не закончен. Давайте заполним пустые овалы. В середине кластера находится основное понятие (отмечено зеленым цветом) – химические реакции. От него отходят стрелки к желтым овалам, в них указаны признаки, по которым вам необходимо охарактеризовать химические реакции.
-- Итак, что такое химические реакции - это превращение одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции).
-- Как мы можем отразить химическую реакцию на письме? (с помощью химического уравнения)
-- А что такое химическое уравнение? В чем отличие от реакции? (запись химической реакции с помощью формул и математических знаков)
-- Какой закон мы используем при составлении химического уравнения? (закон сохранения массы веществ)
-- Сформулируйте этот закон (Масса веществ вступивших в химическую реакцию равна массе веществ, образовавшихся в результате ее)
-- Кто открыл закон сохранения массы веществ? (М.В.Ломоносов в 1748г)
-- Как закон сохранения массы отображается в уравнении? (уравниваем с помощью коэффициентов)
-- Скажите, какими признаками сопровождаются химические реакции? (образование осадка или газа, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты, появление запаха)
Учитель открывает слайды по мере ответов учащихся. И подводит итог по кластеру.
Овал “Типы реакций” остается пустыми, т.к. учащиеся еще не знают этой информации
-- Ребята, мы с вами разобрали понятие химические реакции. Но мы не знаем, какие типы химических реакций существуют. Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Типы химических реакций) Записываем тему в рабочие тетради.
-- Как вы думаете, для чего нужно классифицировать реакции? (Для изучения химических свойств веществ, которые характеризуем химическими уравнениями)
--Решать расчетные задачи по уравнениям, ведь вы уже убедились, что если неверно составлено уравнение, не правильно расставлены коэффициенты задача будет решена неверно.
-- Скажите, пожалуйста, что является результатом нашего труда? (научиться классифицировать химические реакции)
-- Сегодня, по мере выполнения заданий, баллы за правильные ответы вы заносите в оценочные листы. В конце урока, мы подсчитаем сумму баллов, и вы получите отметки за работу на уроке. Напишите фамилию и имя на листах.
Работа у доски
На доске написаны реакции. Учитель вызывает к доске 2 учащихся и предлагает выполнить задание.
-- Вспомним, как реализуется закон сохранения массы веществ в химических реакциях.
Задание. Расставить коэффициенты и объяснить.
Al + CuCl2 → AlCl3 + Cu
N2 + O2 → NO
P + O2 → P2O5
NaOH + H3PO4 → Na3PO4 + H2O
H2O → H2 + O2
Al2O3 + HCl→ AlCl3 + H2O
KOH +H2SO4 → K2SO4 + H2O
Al + O2 → Al2O3
2 ученика работают у доски, уравнивая по 4 реакции
Выполняется ли закон сохранения массы в следующих схемах химических реакций? (Нужно ответить ДА или НЕТ)
Схемы химических реакций
Да/Нет
Ca + Cl2→ CaCl2
2C + O2 → 2CO
Fe(OH)2 → FeO + H2O
CaCO3 → CaO + CO2
2Zn + HCl → ZnCl2 + H2
Fe + CuCl2 → Cu + FeCl2
АgNO3 + NaCl → AgCl + NaNO3
Na2SO4 + BaCl2 → NaCl + BaSO4
Учитель проверяет выполненные задания. Ответы на карточку №1 выводит на экран.
Учащиеся сверяют свои ответы с эталоном (ответы «да» или «нет»)
-- У всех совпало с ответом?
-- Почему в некоторых уравнениях закон не сохраняется? (учитель выводит на экран схемы с коэффициентами, учащиеся определяют ошибки)
-- Посчитайте количество правильных ответов и занесите в лист. 1 уравнение – 1 балл (максимально – 8 баллов)
-- Посмотрите, пожалуйста, на уравнения реакций на доске. Найдите ошибки.
-- Сколько типов реакций вы можете здесь выделить? ( 4 типа)
-- Назовите номера реакций, которые вы отнесете к одному и тому же типу. (1 реакция – 1 тип, 2,3,8 – второй тип, 5 – третий тип, 4,6,7 - четвертый тип)
(учитель на доске обводит цветным мелом разные типы)
Учитель выводит на экран реакции, разделенные на типы:
Реакции соединения
N2 + O2 → NO
P + O2 → P2O5
Al + O2 → Al2O3
Реакции замещения
Al + CuCl2 → AlCl3 + Cu
Реакции разложения
H2O → H2 + O2
Реакции обмена
NaOH + H3PO4 → Na3PO4 + H2O
Al2O3 + HCl→ AlCl3 + H2O
KOH +H2SO4 → K2SO4 + H2O
Изучение нового материала
-- Химические реакции можно классифицировать по различным признакам. По числу и составу исходных веществ выделяют 4 типа химических реакций. Давайте подумаем, как они называются? В первой схеме, что происходит с веществами? (соединяются), реакции так и называются реакции соединения. Следующий тип, обратный предыдущему. Какая особенность этих реакций? (вещества распадаются) Или разлагаются - реакции разложения. В третьем типе реакций - участвует простое и сложное вещество, причем атомы простого вещества занимают место одного из атомов сложного вещества, замещают его - реакции замещения. Что необычного вы заметили в последнем типе реакций? (вещества меняются своими составными частями) Реакции так и называются - обмена.
Учитель делит учащихся на 4 варианта и предлагает выполнить задание тренажерной карты (дидактический материал № 8)
-- А сейчас, на отдельном листочке бумаги, выполните задание: не переписывая реакции, под номерами укажите тип химической реакции.
-- Обменяйтесь листочками друг с другом и сравните ответы с эталоном.
Ответы:
1 вариант
1. реакция соединения
2. реакция замещения
3. реакция замещения
4. реакция замещения
5. реакция соединения
6. реакция обмена
7. реакция обмена
8. реакция обмена
9. реакция соединения
2 вариант
1. реакция замещения
2. реакция соединения
3. реакция замещения
4. реакция обмена
5. реакция соединения
6. реакция обмена
7. реакция замещения
8. реакция обмена
9. реакция разложения
3 вариант
1. реакция соединения
2. реакция обмена
3. реакция замещения
4. реакция соединения
5. реакция обмена
6. реакция обмена
7. реакция обмена
8. реакция замещения
9. реакция замещения
4 вариант
1. реакция замещения
2. реакция замещения
3. реакция замещения
4. реакция соединения
5. реакция разложения
6. реакция обмена
7. реакция обмена
8. реакция обмена
9. реакция соединения
-- Посчитайте число правильных ответов (1 реакция – 1 балл) и занесите в оценочный лист. Максимально – 9 баллов.
-- А сейчас возьмите приложение №1 (Таблица «Типы химических реакций»). Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. В ней описаны типы химических реакций, написаны правила составления уравнений каждого типа. На протяжении урока вы будете работать с этой таблицей, занося в свободные ячейки уравнения химических реакций.
На экране записана схема: NaOH + CuSO4 →
-- Как вы думаете, к какому типу относится данная реакция? (обмен) В таблице запишите реагенты и закончите уравнение химической реакции.
-- Посмотрите по правилам протекания реакций обмена, возможна ли эта реакция? (Да) Почему? (образуется осадок)
Учитель выводит на экран продукты реакции.
2NaOH + CuSO4 = Сu(OH)2↓+ Na2SO4
-- Мы с вами спрогнозировали результат данной реакции. Давайте, убедимся, на практике проведя эксперимент. Правила ТБПомните, при работе со щелочами, аккуратно обращайтесь с реактивами.
Учащиеся проводят опыт, наблюдают за образованием осадка.
-- Какие изменения вы наблюдаете? (Появление осадка синего цвета)
Вывод: Таким образом, произошла реакция обмена, т. к. в ней принимали участие два сложных вещества, в результате образовались два новых вещества.
Учитель выводит на экран схему:
Cu(OH)2 →
-- Как вы думаете, к какому типу реакций можно отнести данную реакцию? (разложения)
-- Запишите в карте продукты, ориентируясь на правила написания.
t
Cu(OH)2 → CuO + H2O
-- Оксид меди, это осадок черного цвета. Давайте убедимся, что реакция разложения протекает при нагревании. Для этого возьмите пробирку, в которой получен гидроксид меди (II), закрепите в пробиркодержатель, проведите нагревание.
--Напомните мне правила работы со спиртовкой. (Сначала прогреваем всю пробирку, а затем нагреваем раствор; нагревание проводим в верхней части пламени, т. к. именно оно обладает самой высокой температурой.)
Учащиеся проводят опыт “разложение гидроксида меди (II)”, наблюдают за происходящими изменениями.
– Какие изменения вы наблюдаете? (Появление черного осадка, а на стенках пробирки капли воды)
Вывод: Таким образом, произошла реакция разложения, т. к. из одного сложного вещества образовалось два новых вещества.
Учитель выводит на экран схему:
Сu + O2 →
-- Как вы думаете, к какому типу реакций можно отнести данную реакцию? (соединения)
-- Запишите в карте продукты, ориентируясь на правила написания.
2Сu + O2 = 2CuO
-- Какого цвета оксид меди? (черный) Давайте убедимся в этом.
-- Проведем реакцию. Прокалите колечко медной проволоки над зажженной спиртовкой. (УЧИТЕЛЬ НАПОМИНАЕТ ПРАВИЛА РАБОТЫ СО СПИРТОВКОЙ)
Учащиеся проводят опыт, наблюдают за происходящими изменениями.
-- Что вы наблюдаете? (образование черного налета)
Вывод: Таким образом, произошла реакция соединения, т. к. из двух веществ образовалось одно новое вещество.
Учитель выводит на экран схему:
CuSO4 + Zn →
-- Как вы думаете, к какому типу реакций можно отнести данную реакцию? (замещения)
-- Допишите реакцию, ориентируясь на правила написания в таблице. Что выделяется в результате реакции? (чистая медь красно-коричневого цвета)
CuSO4 + Zn = ZnSO4 + Cu
-- Проведем опыт. В пробирку опустим гранулу цинка и прильем раствор сульфата меди.(ПРАВИЛА ТБ)
Учащиеся проводят опыт, наблюдают за образованием осадка.
-- Какие изменения происходят? (Гранула цинка покрывается налетом – медью)
Вывод: Таким образом, произошла реакция замещения, в которой участвовало простое и сложное вещество, получены два новых вещества.
Закрепление
-- Ребята, посмотрите внимательно на экран, определите тип реакции и выберите лишнее. Почему?
Третий лишний.
1 группа
4P+5O2 →2P2O5
Fe+S=FeS
2HgO→2Hg+O2
2 группа
2H2O→2H2 +O2
CaCO3 →CaO+CO2
2Cu+O2→2CuO
3 группа
2KClO3 →2KCl+3O2
2KMnO4 →K2MnO4 +MnO2 +O2
Zn+2HCl→ZnCl2 +H2
-- А сейчас возьмите карточку №2 и выполните задания самостоятельно
Карточка №2
1. Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции, расставьте коэффициенты:
а) ? + H2SO4 = Al2(SO4)3 + H2 б) Mg + ? = MgO
в) Na2O+ ? = NaOH г) Zn + ? = ZnО
2. Определите правую часть уравнения реакции по его левой части.
Левая часть уравнения
Правая часть уравнения
А. Сu(OH)2 =
Б. Сu + S =
Cu + H2O
CuS
CuO + H2O
3. Найдите ошибки в предложенных реакциях, укажите их количество и исправьте.