kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока химии по теме: "Химические реакции. На какие типы они подразделяются?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

личностные: убеждаются в познаваемости мира.

метапредметные:

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами и учителем;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

предметные: знать определения «типы химических реакций», «признаки классификации реакций», «реакции соединения, разложения, замещения, обмена», «закон сохранения массы веществ».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии по теме: "Химические реакции. На какие типы они подразделяются?"»

Урок химии в 8 классе на тему «Химические реакции. На какие типы они делятся? »

Цели урока:

деятельностная: сформировать познавательные универсальные учебные действия при изучении типов химических реакций.

предметно-дидактическая: сформировать понятия: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена; сформировать знание о признаках химических реакций, научить определять тип реакции по числу и составу продуктов и реагентов реакции.

Планируемые образовательные результаты урока

личностные: убеждаются в познаваемости мира.

метапредметные:

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами и учителем;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

предметные: знать определения «типы химических реакций», «признаки классификации реакций», «реакции соединения, разложения, замещения, обмена», «закон сохранения массы веществ».



Тип урока:

1. По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала, последовательного изучения ключевых вопросов темы.

  1. По способу организации: синтетический урок

  2. По ведущему методу обучения: проблемный урок



Метод обучения

  1. Основной: урок-исследование

  2. Дополнительные: самостоятельная работа, работа с приложениями, взаимоконтроль



Основные вопросы урока:

  1. Типы химических реакций по числу и составу продуктов и реагентов

  2. Реакции соединения.

  3. Реакции разложения.

  4. Реакции замещения.

  5. Реакции обмена.



Оборудование: учебник, приложения, дидактический материал, таблица растворимости, реактивы для лабораторного опыта: штатив с пробирками, спиртовка, пробиркодержатель, спички, медная проволока, гранулы цинка, растворы: сульфат меди, гидроксид натрия



Ход урока:

Организационный момент

-- Добрый день! Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

-- Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.



Актуализация

На экране кластер “Химические реакции”

-- Ребята, перед вами кластер «Химические реакции». Он не закончен. Давайте заполним пустые овалы. В середине кластера находится основное понятие (отмечено зеленым цветом) – химические реакции. От него отходят стрелки к желтым овалам, в них указаны признаки, по которым вам необходимо охарактеризовать химические реакции.

-- Итак, что такое химические реакции - это превращение одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции).

-- Как мы можем отразить химическую реакцию на письме? (с помощью химического уравнения)

-- А что такое химическое уравнение? В чем отличие от реакции? (запись химической реакции с помощью формул и математических знаков)

-- Какой закон мы используем при составлении химического уравнения? (закон сохранения массы веществ)

-- Сформулируйте этот закон (Масса веществ вступивших в химическую реакцию равна массе веществ, образовавшихся в результате ее)

-- Кто открыл закон сохранения массы веществ? (М.В.Ломоносов в 1748г)

-- Как закон сохранения массы отображается в уравнении? (уравниваем с помощью коэффициентов)

-- Скажите, какими признаками сопровождаются химические реакции? (образование осадка или газа, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты, появление запаха)

Учитель открывает слайды по мере ответов учащихся. И подводит итог по кластеру.

Овал “Типы реакций” остается пустыми, т.к. учащиеся еще не знают этой информации

-- Ребята, мы с вами разобрали понятие химические реакции. Но мы не знаем, какие типы химических реакций существуют. Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Типы химических реакций) Записываем тему в рабочие тетради.

-- Как вы думаете, для чего нужно классифицировать реакции? (Для изучения химических свойств веществ, которые характеризуем химическими уравнениями)

-- Решать расчетные задачи по уравнениям, ведь вы уже убедились, что если неверно составлено уравнение, не правильно расставлены коэффициенты задача будет решена неверно.

-- Скажите, пожалуйста, что является результатом нашего труда? (научиться классифицировать химические реакции)

-- Сегодня, по мере выполнения заданий, баллы за правильные ответы вы заносите в оценочные листы. В конце урока, мы подсчитаем сумму баллов, и вы получите отметки за работу на уроке. Напишите фамилию и имя на листах.

Работа у доски

На доске написаны реакции. Учитель вызывает к доске 2 учащихся и предлагает выполнить задание.

-- Вспомним, как реализуется закон сохранения массы веществ в химических реакциях.

Задание. Расставить коэффициенты и объяснить.

  1. Al + CuCl2 → AlCl3 + Cu

  2. N2 + O→ NO

  3. P + O→ P2O5

  4. NaOH + H3PO4 → Na3PO4 + H2O

  5. H2O → H+ O2

  6. Al2O3 + HCl→ AlCl3 + H2O

  7. KOH +H2SO4 → K2SO+ H2O

  8. Al + O→ Al2O3

2 ученика работают у доски, уравнивая по 4 реакции

-- Остальным учащимся предлагаю выполнить задание на карточке №1, ответив вопрос:

Карточка №1

Выполняется ли закон сохранения массы в следующих схемах химических реакций? (Нужно ответить ДА или НЕТ)

Схемы химических реакций

Да/Нет

Ca + Cl2→ CaCl2


2C + O2 → 2CO


Fe(OH)2 → FeO + H2O


CaCO3 → CaO + CO2


2Zn + HCl → ZnCl2 + H2


Fe + CuCl2 → Cu + FeCl2


АgNO3 + NaCl → AgCl + NaNO3


Na2SO4 + BaCl2 → NaCl + BaSO4



Учитель проверяет выполненные задания. Ответы на карточку №1 выводит на экран.

Учащиеся сверяют свои ответы с эталоном (ответы «да» или «нет»)

-- У всех совпало с ответом?

-- Почему в некоторых уравнениях закон не сохраняется? (учитель выводит на экран схемы с коэффициентами, учащиеся определяют ошибки)

-- Посчитайте количество правильных ответов и занесите в лист. 1 уравнение – 1 балл (максимально – 8 баллов)

-- Посмотрите, пожалуйста, на уравнения реакций на доске. Найдите ошибки.

-- Сколько типов реакций вы можете здесь выделить? ( 4 типа)

-- Назовите номера реакций, которые вы отнесете к одному и тому же типу. (1 реакция – 1 тип, 2,3,8 – второй тип, 5 – третий тип, 4,6,7 - четвертый тип)

(учитель на доске обводит цветным мелом разные типы)

Учитель выводит на экран реакции, разделенные на типы:

Реакции соединения

N2 + O→ NO

P + O→ P2O5

Al + O→ Al2O3

Реакции замещения

Al + CuCl2 → AlCl3 + Cu


Реакции разложения

H2O → H+ O2

Реакции обмена

NaOH + H3PO4 → Na3PO4 + H2O

Al2O3 + HCl→ AlCl3 + H2O

KOH +H2SO4 → K2SO+ H2O

Изучение нового материала

-- Химические реакции можно классифицировать по различным признакам. По числу и составу исходных веществ выделяют 4 типа химических реакций. Давайте подумаем, как они называются? В первой схеме, что происходит с веществами? (соединяются), реакции так и называются реакции соединения. Следующий тип, обратный предыдущему. Какая особенность этих реакций? (вещества распадаются) Или разлагаются - реакции разложения. В третьем типе реакций - участвует простое и сложное вещество, причем атомы простого вещества занимают место одного из атомов сложного вещества, замещают его - реакции замещения. Что необычного вы заметили в последнем типе реакций? (вещества меняются своими составными частями) Реакции так и называются - обмена.

Учитель делит учащихся на 4 варианта и предлагает выполнить задание тренажерной карты (дидактический материал № 8)

-- А сейчас, на отдельном листочке бумаги, выполните задание: не переписывая реакции, под номерами укажите тип химической реакции.

-- Обменяйтесь листочками друг с другом и сравните ответы с эталоном.

Ответы:

1 вариант

1. реакция соединения

2. реакция замещения

3. реакция замещения

4. реакция замещения

5. реакция соединения

6. реакция обмена

7. реакция обмена

8. реакция обмена

9. реакция соединения

2 вариант

1. реакция замещения

2. реакция соединения

3. реакция замещения

4. реакция обмена

5. реакция соединения

6. реакция обмена

7. реакция замещения

8. реакция обмена

9. реакция разложения

3 вариант

1. реакция соединения

2. реакция обмена

3. реакция замещения

4. реакция соединения

5. реакция обмена

6. реакция обмена

7. реакция обмена

8. реакция замещения

9. реакция замещения

4 вариант

1. реакция замещения

2. реакция замещения

3. реакция замещения

4. реакция соединения

5. реакция разложения

6. реакция обмена

7. реакция обмена

8. реакция обмена

9. реакция соединения

-- Посчитайте число правильных ответов (1 реакция – 1 балл) и занесите в оценочный лист. Максимально – 9 баллов.



-- А сейчас возьмите приложение №1 (Таблица «Типы химических реакций»). Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. В ней описаны типы химических реакций, написаны правила составления уравнений каждого типа. На протяжении урока вы будете работать с этой таблицей, занося в свободные ячейки уравнения химических реакций.

На экране записана схема: NaOH + CuSO4 →

-- Как вы думаете, к какому типу относится данная реакция? (обмен) В таблице запишите реагенты и закончите уравнение химической реакции.

-- Посмотрите по правилам протекания реакций обмена, возможна ли эта реакция? (Да) Почему? (образуется осадок)

Учитель выводит на экран продукты реакции.

2NaOH + CuSO4 = Сu(OH)2↓+ Na2SO4

-- Мы с вами спрогнозировали результат данной реакции. Давайте, убедимся, на практике проведя эксперимент. Правила ТБ Помните, при работе со щелочами, аккуратно обращайтесь с реактивами.

Учащиеся проводят опыт, наблюдают за образованием осадка.

-- Какие изменения вы наблюдаете? (Появление осадка синего цвета)

Вывод: Таким образом, произошла реакция обмена, т. к. в ней принимали участие два сложных вещества, в результате образовались два новых вещества.



Учитель выводит на экран схему:

Cu(OH)2  →

-- Как вы думаете, к какому типу реакций можно отнести данную реакцию? (разложения)

-- Запишите в карте продукты, ориентируясь на правила написания.

t

Cu(OH)2  → CuO + H2O

-- Оксид меди, это осадок черного цвета. Давайте убедимся, что реакция разложения протекает при нагревании. Для этого возьмите пробирку, в которой получен гидроксид меди (II), закрепите в пробиркодержатель, проведите нагревание.

--Напомните мне правила работы со спиртовкой. (Сначала прогреваем всю пробирку, а затем нагреваем раствор; нагревание проводим в верхней части пламени, т. к. именно оно обладает самой высокой температурой.)

Учащиеся проводят опыт “разложение гидроксида меди (II)”, наблюдают за происходящими изменениями.

– Какие изменения вы наблюдаете? (Появление черного осадка, а на стенках пробирки капли воды)

Вывод: Таким образом, произошла реакция разложения, т. к. из одного сложного вещества образовалось два новых вещества.



Учитель выводит на экран схему:

Сu + O2 →

-- Как вы думаете, к какому типу реакций можно отнести данную реакцию? (соединения)

-- Запишите в карте продукты, ориентируясь на правила написания.

2Сu + O2 = 2CuO

-- Какого цвета оксид меди? (черный) Давайте убедимся в этом.

-- Проведем реакцию. Прокалите колечко медной проволоки над зажженной спиртовкой. (УЧИТЕЛЬ НАПОМИНАЕТ ПРАВИЛА РАБОТЫ СО СПИРТОВКОЙ)

Учащиеся проводят опыт, наблюдают за происходящими изменениями.

-- Что вы наблюдаете? (образование черного налета)

Вывод: Таким образом, произошла реакция соединения, т. к. из двух веществ образовалось одно новое вещество.



Учитель выводит на экран схему:

CuSO4 + Zn →

-- Как вы думаете, к какому типу реакций можно отнести данную реакцию? (замещения)

-- Допишите реакцию, ориентируясь на правила написания в таблице. Что выделяется в результате реакции? (чистая медь красно-коричневого цвета)

CuSO4 + Zn = ZnSO4 + Cu

-- Проведем опыт. В пробирку опустим гранулу цинка и прильем раствор сульфата меди.(ПРАВИЛА ТБ)

Учащиеся проводят опыт, наблюдают за образованием осадка.

-- Какие изменения происходят? (Гранула цинка покрывается налетом – медью)

Вывод: Таким образом, произошла реакция замещения, в которой участвовало простое и сложное вещество, получены два новых вещества.



Закрепление

-- Ребята, посмотрите внимательно на экран, определите тип реакции и выберите лишнее. Почему?

Третий лишний.

1 группа

  • 4P+5O2 →2P2O5

  • Fe+S=FeS

  • 2HgO→2Hg+O2

2 группа

  • 2H2O→2H+O2

  • CaCO3 →CaO+CO2

  • 2Cu+O2→2CuO

3 группа

  • 2KClO3 →2KCl+3O2

  • 2KMnO4 →K2MnO4 +MnO2 +O2

  • Zn+2HCl→ZnCl2 +H2  



-- А сейчас возьмите карточку №2 и выполните задания самостоятельно

Карточка №2

1. Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции, расставьте коэффициенты:

а) ? + H2SO4 = Al2(SO4)3 + H2 б) Mg + ? = MgO

в) Na2O + ? = NaOH г) Zn + ? = ZnО



2. Определите правую часть уравнения реакции по его левой части.

Левая часть уравнения

Правая часть уравнения

А. Сu(OH)2 =

Б. Сu + S =

  1. Cu + H2O

  2. CuS

  3. CuO + H2O



3. Найдите ошибки в предложенных реакциях, укажите их количество и исправьте.

а) H2 + O2 = H2O – реакция соединения

б) 2KCl + AgNO3 = KNO3 + AgCl↓ – реакция обмена

в) Mg(OH)2 + HNO3 = Mg(NO3)2 + 2H2O – реакция обмена

г) Cu + HCl = CuCl+ H2 – реакция замещения

д) FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 +3NaCl – реакция замещения

е) Na2O + H2O = 2NaOH - реакция замещения


-- Обменяйтесь карточками, проверьте ответы одноклассников по образцу. Посчитайте баллы 1 уравнение – 1 балл. Общая сумма баллов за задания: 12 баллов

-- Занесите баллы в оценочный лист и подсчитайте общую сумму баллов и определите отметки за урок.

Учитель выводит критерии отметок:

29-25 – отметка «5»

24-18 – отметка «4»

17-10 – отметка «3»

-- Поднимите руку, у кого «5». А «4» есть?

Подведение итога и рефлексия

Учитель подводит итог урока

-- Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели урока?

-- Сможете ли вы по числу и составу реагентов и продуктов определить тип химической реакции?

-- Сейчас еще раз проверим. О каких реакциях идет речь?

Ты было сложным, я простым, мы встретились однажды,

В тебе я атом заместил, мы подружились даже.

И сразу изменился мир: я сложным стал, а ты простым. (замещения)


Нас было много, мы соединились,

В одно большое вместе превратились.

Такое процесс объединения – реакция … (соединения)


Когда два сложных вещества в реакцию вступают,

Меняются фрагментами (себя не обижают),

И происходят с ними тут простые перемены

Такой процесс мы назовем реакцией … (обмена)



Учитель предлагает учащимся проанализировать свое эмоциональное состояние:

-- Покажите, что вы нарисовали.

-- Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

-- Домашнее задание: конспект (приложение №1), выполнить упражнение письменно (карточка №3)

Карточка №3

Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы реакций

Тип реакции

Уравнение реакции


а) CuCl2 + Zn →


б) Fe(OH)2 →


в) KI + Pb(NO3)2 →


г) Ca + O2 →



-- Спасибо за работу на уроке!

Список литературы:

1. Габриелян О.С. Химия.8 класс: учебник. 18-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2013. – 270с.

2. Занимательные задачи по химии под ред Н.Е.Дерябиной. – М.:ИПО «У Никитских ворот», - 48с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дерачиц Елена Ильясовна

Дата: 20.09.2023

Номер свидетельства: 636919


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства