Методические разработки по химии по разделу: "Изменения, происходящие с веществами"
Методические разработки по химии по разделу: "Изменения, происходящие с веществами"
Методические разработки по теме: «Изменения, происходящие с веществами» составлены на основании Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна и предназначены для учащихся 8 классов.
Данная тема является одной из важных тем курса химии, так как служит фундаментом для дальнейшего изучения материала, например химических свойств и способов получения неорганических и органически веществ. Кроме этого, знание закона сохранения массы веществ и типов химических реакций дает возможность управлять превращениями веществ, находить экономически и экологически безопасные способы их производства.
Цели обучения:
1) Повторить отличия физических явлений от химических явлений.
2) Научить составлять уравнения химических реакций на основании закона сохранения массы веществ.
3) Познакомить учащихся с реакциями различных типов: соединения, разложения, замещения и обмена. Научить определять продукты химических реакций на основании полученных знаний.
4) Научить школьников производить расчеты по химическим уравнениям.
5) Показать возможность использования полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами.
6) Повторить и обобщить изученный материал, подготовить учащихся к контролю знаний и умений.
7) Осуществить контроль знаний и умений учащихся по данному разделу.
Задачи обучения: см. планы уроков.
Результаты обучения.
После изучения раздела учащиеся будут знать:
- отличия физических явлений от химических явлений;
- признаки и условия протекания химических реакций;
- способы очистки веществ;
- закон сохранения массы веществ, открытый М.В. Ломоносовым;
- классификацию химических реакций по числу и составу исходных веществ, по тепловому эффекту, по обратимости, по наличию и отсутствию катализатора.
Учащиеся будут уметь:
- отличать физические явления от химических явлений;
- составлять уравнения химических реакций;
- читать уравнение и читать химическую реакцию;
-определять тип химической реакции;
- производить расчеты по химическим уравнениям;
- применять теоретические знания на практике;
- эффективно работать в группе, паре для достижения общей цели;
- выполнять задания различного уровня сложности (часть А, В и С).
Технологии обучения: здоровье сберегающие, проблемного и дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные.
Типы уроков: изучение нового материала; закрепление и совершенствование знаний и умений; повторительно-обобщающий урок; контроль знаний и умений; комбинированный урок.
Виды уроков: объяснение, повторение, практическая работа, контрольная работа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (методы демонстраций и иллюстраций);
- репродуктивные (работа с книгой, устное изложение, наблюдение);
Просмотр содержимого документа
«Методические разработки по химии по разделу: "Изменения, происходящие с веществами" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 городского округа город Волгореченск Костромской области»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ХИМИИ ПО РАЗДЕЛУ: «ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ»
Разработала:
учитель химии Зайцева Яна Алексеевна
Волгореченск, 2014
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………4
Календарно-тематическое планирование по разделу: «Изменения, происходящие с веществами»………………………………………………………………………………..6
Урок 1…………………………………………………………………………………7
Урок 2………………………………………………………………………………..11
Урок 3………………………………………………………………………………..15
Урок 4………………………………………………………………………………..18
Урок 5………………………………………………………………………………..21
Урок 6………………………………………………………………………………..24
Урок 7………………………………………………………………………………..28
Урок 8………………………………………………………………………………..33
Урок 9………………………………………………………………………………..37
Урок 10………………………………………………………………………………40
Урок 11………………………………………………………………………………45
Список литературы…………………………………………………………………51
Пояснительная записка
Методические разработки по теме: «Изменения, происходящие с веществами» составлены на основании Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна и предназначены для учащихся 8 классов.
Данная тема является одной из важных тем курса химии, так как служит фундаментом для дальнейшего изучения материала, например химических свойств и способов получения неорганических и органически веществ. Кроме этого, знание закона сохранения массы веществ и типов химических реакций дает возможность управлять превращениями веществ, находить экономически и экологически безопасные способы их производства.
Цели обучения:
1) Повторить отличия физических явлений от химических явлений.
2) Научить составлять уравнения химических реакций на основании закона сохранения массы веществ.
3) Познакомить учащихся с реакциями различных типов: соединения, разложения, замещения и обмена. Научить определять продукты химических реакций на основании полученных знаний.
4) Научить школьников производить расчеты по химическим уравнениям.
5) Показать возможность использования полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами.
6) Повторить и обобщить изученный материал, подготовить учащихся к контролю знаний и умений.
7) Осуществить контроль знаний и умений учащихся по данному разделу.
Задачи обучения: см. планы уроков.
Результаты обучения.
После изучения раздела учащиеся будут знать:
- отличия физических явлений от химических явлений;
- признаки и условия протекания химических реакций;
- способы очистки веществ;
- закон сохранения массы веществ, открытый М.В. Ломоносовым;
- классификацию химических реакций по числу и составу исходных веществ, по тепловому эффекту, по обратимости, по наличию и отсутствию катализатора.
Учащиеся будут уметь:
- отличать физические явления от химических явлений;
- составлять уравнения химических реакций;
- читать уравнение и читать химическую реакцию;
-определять тип химической реакции;
- производить расчеты по химическим уравнениям;
- применять теоретические знания на практике;
- эффективно работать в группе, паре для достижения общей цели;
- выполнять задания различного уровня сложности (часть А, В и С).
Технологии обучения: здоровье сберегающие, проблемного и дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные.
Типы уроков: изучение нового материала; закрепление и совершенствование знаний и умений; повторительно-обобщающий урок; контроль знаний и умений; комбинированный урок.
Виды уроков: объяснение, повторение, практическая работа, контрольная работа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (методы демонстраций и иллюстраций);
- репродуктивные (работа с книгой, устное изложение, наблюдение);
Наглядные средства обучения: схемы: «Признаки химических реакций», «Условия протекания химических реакций», коллекция «Нефть и продукты ее переработки».
7. Ход урока:
Этапы урока
Содержание. Структура урока
Время на этап
Методы и приемы
1) Оргмомент
Отметить отсутствующих.
1 мин
2) Объявление темы урока
Физические и химические явления. Химические реакции.
1 мин
Тему урока написать на доске.
3) Мотивация и целеполагание
Цель урока: повторить отличия физических явлений от химических, познакомиться с признаками и условиями протекания химических реакций.
1 мин
Устно.
4) Повторение ранее изученного материала
1. Вспомнить определения физических и химических явлений.
Физические – явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел или агрегатное состояние вещества без изменения состава.
Химические − явления, в результате которых из одних веществ, образуются другие.
2. Выполнить задание на повторение отличий физических явлений от химических явлений. Ответ записать в виде последовательности букв.
Наглядные средства обучения: портрет М.В. Ломоносова, презентация «История открытия закона сохранения массы веществ».
7. Ход урока:
Этапы урока
Содержание. Структура урока
Время на этап
Методы и приемы
1) Оргмомент
Отметить отсутствующих.
1 мин
2) Объявление темы урока
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
1 мин
Тему урока написать на доске.
3) Мотивация и целеполагание
Цель урока: изучить и сформулировать закон сохранения массы веществ, научиться составлять уравнения химических реакций.
1 мин
Устно.
4) Повторение ранее изученного материала
1. Проверить Д/З:
упр. 3 стр. 134
а) Растворение в воде, фильтрование, выпаривание;
б) перегонка;
в) отстаивание.
упр. 4 стр. 134
Отстаивание, фильтрование, кипячение.
упр. 3 стр. 139
Появление налета на медных монетах, бронзовых и серебряных изделиях связано с протеканием химической реакции. Изделия можно очистить с помощью раствора нашатырного спирта.
2. Провести опрос:
- Перечислите признаки химических реакций.
- Назовите условия протекания химических реакций.
- Дайте определение реакциям горения.
- Дайте определения экзо- и эндотермическим реакциям.
3. Показать демонстрационные опыты и заполнить таблицу:
Взаимодействующие
вещества
Признаки реакций
FeCl3 и NaOH
Выпадение бурого осадка Fe(OH)3↓
Fe(OH)3↓ и HCl
Растворение осадка
Na2CO3 и HCl
Выделение газа СО2↑
10 мин
Двое учащихся отвечают Д/З.
Учитель проводит опрос учащихся.
Один из учащихся под руководством учителя выполняет демонстрационный эксперимент, остальные – заполняют таблицу в тетрадях.
5) Объяснение новой темы
1. Историческая справка об открытии закона сохранения массы веществ:
а) работа Р. Бойля;
б) работа М.В. Ломоносова
2. Сформулировать закон сохранения массы веществ: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.
3. Опытным путем доказать справедливость закона сохранения массы веществ и заполнить таблицу:
Вещества
Масса
До сливания растворов
FeSO4 и NaOH
14 г 50 мг
После сливания растворов
Fe(OH)2 и Na2SO4
14 г 50 мг
4. Ввести новые понятия, научить составлять химические уравнения:
На основании закона сохранения массы веществ составляются химические уравнения.
Химическое уравнение – условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.
Схема:
магний + кислород → оксид магния
Химическое уравнение:
индекс коэффициент
2Mg + O2 = 2MgO
Исходные Продукты реакции
вещества
Коэффициент – число, стоящее перед формулой вещества, необходимое для того, чтобы уравнять число атомов одинаковых химических элементов в правой и левой частях уравнения.
Коэффициент показывает количество вещества.
Индекс показывает число атомов в молекуле.
Коэффициент, умноженный на индекс, показывает общее число атомов химического элемента.
Чтение уравнения: два магний плюс о два равно два магний о.
Чтение реакции: два моль магния взаимодействуют с одним моль кислорода с образованием двух моль оксида магния.
Проверка справедливости закона сохранения массы веществ:
2Mg + O2 = 2MgO
2×24 + 16×2 = 2×(24+16)
80 = 80
5. Выполнить задание на закрепление нового материала: составьте уравнения химических реакций по предложенным схемам.
а) алюминий + сера →сульфид алюминия
б) оксид калия + вода→ гидроксид калия
Ответ:
2Al + 3S = Al2S3
K2O + H2O = 2KOH.
24 мин
Один из учащихся готовит и показывает презентацию, остальные внимательно слушают.
Формулировку закона учащиеся записывают в тетрадь.
Учитель показывает опыт, ученики заполняют таблицу в тетрадях.
Учитель вводит новые понятия, учащиеся записывают определения в тетрадь.
Учитель объясняет, как составлять уравнение химической реакции по предложенной схеме.
Учитель объясняет, как читать уравнение и химическую реакцию.
Учащиеся вместе с учителем составляют химические уравнения по предложенным схемам.
6) Вывод
1 мин
Один из учащихся делает вывод.
7) Д/З
§ 27 упр. 2 (а-г); упр. 3 (а, б) стр.145
2 мин
Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его.
Урок 3
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2.Тема урока: упражнения в составлении уравнений химических реакций.
3. Цель урока: закрепить умение составлять уравнения химических реакций.
4. Задачи:
образовательные:
- повторить ранее изученные понятия (химическое уравнение, коэффициент, индекс);
- вспомнить и сформулировать закон сохранения массы веществ;
- продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций;
- осуществить контроль знаний и умений учащихся (проверочная работа).
Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения (логическая цепочка: закон сохранения массы веществ – составление химических уравнений);
- патриотическое воспитание (М.В. Ломоносов – великий русский ученый).
Развивающие:
- внимание (расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций);
- мышление (составление уравнений химических реакций);
- память (запоминание формулировки закона сохранения массы веществ, алгоритма составления химических уравнений);
- речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – урок закрепления и совершенствования знаний и умений;
вид – повторение;
разновидность – повторение с элементами беседы, опроса, контроля знаний и умений учащихся.
Химическая посуда и материалы: штатив для пробирок, пробирки, химические стаканы, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка, спички, асбестовая сетка, держатель, лабораторный штатив, лучина, медная проволока, вата.
Реактивы:растворы: NaOH, CuSO4; КMnO4.
Наглядные средства обучения: схема «Типы химических реакций», периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
7. Ход урока:
Этапы урока
Содержание. Структура урока
Время на этап
Методы и приемы
1) Оргмомент
Отметить отсутствующих.
1 мин
2) Объявление темы урока
Реакции разложения и соединения.
1 мин
Тему урока написать на доске.
3) Мотивация и целеполагание
Цель урока: изучить реакции разложения и соединения.
1 мин
Устно.
4) Повторение ранее изученного материала
1. Химический диктант: записать формулы веществ, определить принадлежность к классу, дать название:
- MnO – оксид; оксид марганца (2);
- CuOH – основание; гидроксид меди (1);
- Fe(NO3)3 – соль, нитрат железа (3);
- H3PO4 − кислота, фосфорная кислота;
- Zn – металл, цинк.
2. Выполнить задание на интерактивной доске: допишите схемы реакций и составьте уравнения:
а) SO2 +? → SO3;
б)? + I2 → HI;
в) Ca + O2 →?;
г)? + CuCl2 → AlCl3 + Cu;
д) Li2O + H2O →?.
7 мин
Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.
Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске, остальные – в тетрадях.
5) Объяснение новой темы
1. Поставить вопрос: с помощью чего можно определить тип реакции? Ответ: с помощью химического уравнения.
Химическая реакция → химическое уравнение → тип реакции.
2. Провести эксперимент и ввести новые понятия:
а) разложение гидроксида меди (2) при нагревании:
Cu(OH)2 =tCuO + H2O
АВ = А + В – реакция разложения.
б) Разложение перманганата калия при нагревании:
2KMnO4 =t K2MnO4 + MnO2 + O2↑
АВC = А + В + C - реакция разложения.
Реакции разложения −реакции, при которых из одного сложного вещества образуются два или более новых простых или менее сложных веществ.
Реакции разложения относят к эндотермическим реакциям (-Q).
в) Горение лучины:
С + О2 = СО2
А + В = АВ – реакция соединения.
г) Прокаливание медной проволоки:
2Cu + O2 = 2CuO
А + В = АВ – реакция соединения.
Реакции соединения – реакции, в результате которых из двух или нескольких простых или менее сложных веществ образуется одно новое более сложное вещество.
Реакции горения относят к экзотермическим реакциям (+Q).
20 мин
Устно.
Учитель проводит эксперимент, вместе с учащимися составляет химические уравнения, вводит новые понятия.
6) Закрепление нового материала
Выполнить задание: составить химические уравнения по предложенным схемам и определить тип реакции.
1 вариант
а) нитрат натрия → нитрит натрия + кислород;
б) оксид серы (6) + вода → серная кислота;
2 вариант
в) гидроксид алюминия → оксид алюминия + вода;
г) оксид калия + углекислый газ → карбонат калия.
Ответ:
а) 2NaNO3 = 2NaNO2 + O2↑ (разложение);
б) SO3 + H2O =H2SO4 (соединение);
в) 2Al(OH)3 = Al2O3 +3 H2O (разложение);
г) K2O + CO2 = K2CO3 (cоединение).
7 мин
Учащиеся выполняют задание по вариантам, учитель выборочно собирает тетради.
Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его.
Урок 6
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2.Тема урока: Реакции замещения и обмена.
3. Цели урока: познакомить учащихся с реакциями замещения и обмена; продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций.
4. Задачи:
образовательные:
- вспомнить и закрепить ранее изученные понятия (химическое уравнение, коэффициент, индекс, закон сохранения массы веществ, экзотермические и эндотермические реакции, каталитические и некаталитические, обратимые и необратимые, реакции разложения и соединения);
- ввести новые понятия (реакции замещения и обмена; условия протекания реакций обмена до конца);
- продолжить формирование практических умений и навыков (демонстрационный эксперимент).
Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения (логическая цепочка: химическое уравнение – тип реакции);
- внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски, демонстрационный эксперимент).
Развивающие:
- внимание (расстановка коэффициентов в химических уравнениях);
- мышление (выполнение заданий на составление уравнений химических реакций и определение типов химических реакций);
- память (запоминание алгоритма составления химических уравнений, буквенных схем, отражающих тип химической реакции);
- речь (чтение химических уравнений и чтение химических реакций).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – комбинированный;
вид – объяснение;
разновидность – объяснение с элементами беседы, опроса, демонстрационного эксперимента.
Наглядные средства обучения: схема «Типы химических реакций», периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
7. Ход урока:
Этапы урока
Содержание. Структура урока
Время на этап
Методы и приемы
1) Оргмомент
Отметить отсутствующих.
1 мин
2) Объявление темы урока
Реакции замещения и обмена.
1 мин
Тему урока написать на доске.
3) Мотивация и целеполагание
Цель урока: изучить реакции замещения и обмена.
1 мин
Устно.
4) Повторение ранее изученного материала
1. Проверить Д/З:
упр. 1 (а,б) стр. 155
а) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O;
б) Ca3(PO4)2 = 3CaO + P2O5.
упр. 2 (в, г) стр.159
в) 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3;
г) 4Fe + 6H2O + 3O2= 4Fe(OH)3.
2. Провести работу с классом:
Вставить пропущенные фразы.
1. Условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков называется …
2. Число атомов в молекуле показывает …
3. Количество вещества показывает…
4. Закон сохранения массы веществ открыл …
5. Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются …
6. Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются …
7. Реакции, протекающие с участием катализатора, называются …
8. Реакции, протекающие без участия катализатора, называются …
9. Химические реакции, протекающие в одном направлении …
10. Химические реакции, протекающие и в прямом, и в обратном направлении …
11. Схема А + В = АВ соответствует реакциям …
12. Схема АВ = А + В соответствует реакциям …
Ответ:
1 – химическое уравнение;
2 – индекс;
3 – коэффициент;
4 – М.В. Ломоносов;
5 – экзотермические;
6 – эндотермические;
7 – каталитические;
8 – некаталитические;
9 – необратимые;
10 – обратимые;
11 – соединение;
12 – разложение.
7 мин
Один учащийся работает у доски, остальные выполняют задание учителя.
Двое учащихся записывают ответы на интерактивной доске, остальные – в тетрадях.
5) Объяснение новой темы
1. Провести эксперимент и ввести новые понятия:
а) взаимодействие цинка с соляной кислотой:
2HCl + Zn = ZnCl2 + H2↑
AB + C = BC + A – реакция замещения.
б) Образование красного налета на железном гвозде, находящемся в растворе сульфата меди (2):
СuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
AB + C = BC + A – реакция замещения.
Реакции замещения – реакции между простыми и сложными веществами, в результате которых происходит замещение атомов одного из элементов в сложном веществе на атомы простого вещества, и образуются новое простое и новое сложное вещества.
в) взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой (реакция нейтрализации):
NaOH+ ф-ф + HCl = NaCl + H2O
AB + CD = AD + BC – реакция обмена.
г) Взаимодействие гидроксида натрия с сульфатом меди (2):
2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2↓ + Na2SO4
AB + CD = AD + BC – реакция обмена.
Реакции обмена – реакции между двумя сложными веществами, в результате которых их молекулы обмениваются своими составными частями и образуются два новых сложных вещества.
Реакции обмена идут до конца если:
- образуется осадок ↓;
- выделяется газ ↑;
- образуется вода.
20 мин
Учитель проводит эксперимент, вместе с учащимися составляет химические уравнения, вводит новые понятия.
6) Закрепление нового материала
Выполнить задание: составить химические уравнения по предложенным схемам и определить тип реакции.
Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его.
Урок 7
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: обобщение и систематизация знаний по типам химических реакций.
3. Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по типам химических реакций; продолжить совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций и определять их тип.
4. Задачи:
образовательные:
- повторить ранее изученные понятия (экзотермические и эндотермические реакции; каталитические и некаталитические; обратимые и необратимые, реакции разложения, соединения, замещения и обмена);
- обобщить и систематизировать знания учащихся по типам химических реакций с помощью карты с тестированием;
- осуществить контроль знаний учащихся (проверочная работа по вариантам).
Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения (химическое уравнение – тип реакции);
- внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски).
Развивающие:
- мышление (выполнение тестовых заданий различных уровней сложности);
- внимание (расстановка коэффициентов);
- память (запоминание и воспроизведение алгоритма составления уравнений химических реакций);
- речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – повторительно-обобщающий урок;
вид – повторение;
разновидность – повторение с элементами опроса, беседы, контроля знаний учащихся.
Наглядные средства обучения: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица «Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц».
7. Ход урока:
Этапы урока
Содержание. Структура урока
Время на этап
Методы и приемы
1) Оргмомент
Отметить отсутствующих.
1 мин
2) Объявление темы урока
Расчеты по химическим уравнениям.
1 мин
Тему урока написать на доске.
3) Мотивация и целеполагание
Цель урока: научиться производить расчеты по химическим уравнениям.
1 мин
Устно.
4) Повторение ранее изученного материала
1. Проверить Д/З:
упр. 1(в) стр. 159
N2 → NO → NO2 → HNO3
1) N2 + O2 = 2NO;
2) 2NO + O2 = 2NO2;
3) 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3.
упр. 3 стр.168
a) 3CaCl2 + 2K3PO4 = Ca3(PO4)2↓ + 6KCl;
б) 3H2SO4 + 2Fe(OH)3 = Fe2(SO4)3 + 6H2O;
в) 2H3PO4 + 3BaCl2 = Ba3(PO4)2↓ + 6HCl.
2. Выполнить задание на соотнесение:
Уравнение:
1) FeCl2 + 2KOH = Fe(OH)2↓ + 2KCl;
2) 2K + 2H2O = 2KOH + H2↑;
3) 2SO2 + O2 = 2SO3;
4) 2KClO3 =t 2KCl + 3O2↑.
Тип химической реакции:
а) соединение;
б) замещение;
в) разложение;
г) обмен.
Ответ:
1 – г; 2 – б; 3 – а; 4 – в.
3. Выполнить задание на характеристику химической реакции.
Составьте уравнение химической реакции по схеме, дайте характеристику данной реакции по изученным признакам.
N2 + 3H2 ↔Kat2NH3 + Q
а) соединение;
б) экзотермическая;
в) каталитическая;
г) обратимая.
Данная реакция лежит в основе производства аммиака. Аммиак – бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворим в воде. Производство аммиака загрязняет окружающую среду.
10 мин
Двое учащихся работают у доски, остальные выполняют задание на соотнесение.
Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске, остальные – в тетрадях.
Учитель вводит элемент экологического воспитания, учащиеся внимательно слушают.
5) Объяснение новой темы
1. Рассмотреть алгоритм решения задач:
1) Прочитать условие задачи и записать его кратко (дано).
2) Составить уравнение химической реакции.
3) Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с единицами измерения (только для чистых веществ).
4) Под формулами веществ записать значения величин, найденные по уравнению реакции.
5) Составить и решить пропорцию.
6) Записать ответ.
2. Привести примеры оформления и решения типовых задач
Задача №1
Рассчитайте количество вещества и массу магния, который может сгореть в кислороде объемом 33,6 л (н. у.).
Дано: н.у.
V(O2) = 33,6 л
Найти: n(Mg)-? m(Mg)-?
Решение
2Mgx моль + O233,6 л = 2MgO
n 2 моль 1 моль
М 24 г/моль Vm22,4 л/моль
V 22,4 л
1) х моль/2 моль = 33,6 л/22,4 л;
х = 3 моль.
2) m(Mg) = n×М = 3 моль×24 г/моль = 72 г
Ответ: n(Mg) = 3 моль; m(Mg) = 72 г
Задача №2
Определите массу воды, выделившейся при разложении 25 г гидроксида железа (3), содержащего 20% примесей.
Дано:
m(Fe(OH)3) = 25 г
W(прим.) = 20%
Найти: m(Н2О) - ?
Решение
2Fe(OH)320 г = Fe2O3 + 3H2Oх г
n 2 моль 3 моль
М 107 г/моль 18 г/моль
m 214 г 54 г
1) Wчист(Fe(OH)3) = 100% - 20% = 80%
2) mчист(Fe(OH)3) = 25×80% /100% = 20 г
3) 20 г/214 г = х г/54 г; х = 5,05 г
Ответ: m(Н2О) = 5,05 г
Задача №3
Вычислите массу гидроксида натрия, необходимого для получения 50 г 10% раствора сульфата натрия.
Дано:
mр-ра(Na2SO4) = 50 г
W(Na2SO4) = 10%
Найти: m(NaOH) - ?
Решение
2NaOHx г + H2SO4 = Na2SO45 г + 2H2O
n 2 моль 1 моль
М 40 г/моль 142 г/моль
m 80 г 142 г
1) mр/в(Na2SO4) = 50 г×10% /100% = 5 г
2) х г/80 г = 5 г/142 г; х = 2,82 г
Ответ: m(NaOH) = 2,82 г
25 мин
Учащиеся в тетрадях записывают алгоритм решения задач.
Учитель объясняет методику решения задач, учащиеся делают записи в тетрадях.
6) Вывод
1 мин
Один из учащихся делает вывод.
7) Д/З
§ 28 образцы задач, упр. 1 стр. 150
1 мин
Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его.
Урок 9
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2.Тема урока: закрепление умения производить расчеты по химическим уравнениям.
3. Цель урока: закрепить умение учащихся производить расчеты по химическим уравнениям.
4. Задачи:
образовательные:
- повторить единицы измерения физико-химических величин (массы, молярной массы, количества вещества, объема, молярного объема, числа частиц);
- продолжить формировать умение производить расчеты по химическим уравнениям.
Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения (связь качественной и количественной сторон химического процесса);
- экологическое воспитание (на примере реакции, лежащей в основе химического производства).
Развивающие:
- внимание (расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций);
- мышление (решение расчетных задач);
- память (запоминание алгоритма решения задач);
- речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – урок закрепления и совершенствования знаний и умений;
вид – повторение;
разновидность – повторение с элементами беседы, опроса.
Наглядные средства обучения: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица «Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц».
7. Ход урока:
Этапы урока
Содержание. Структура урока
Время на этап
Методы и приемы
1) Оргмомент
Отметить отсутствующих.
1 мин
2) Объявление темы урока
Закрепление умения производить расчеты по химическим уравнениям.
1 мин
Тему урока написать на доске.
3) Мотивация и целеполагание
Цель урока: закрепить умение производить расчеты по химическим уравнениям.
1 мин
Устно.
4) Повторение ранее изученного материала
1. Проверить Д/З:
упр. 1 стр. 150
Дано: н.у.
m(Al) = 540 мг
W(прим.) = 40%
Найти: V(H2)-?;
n(AlCl3)-?
Решение
2Al324 мг + 6HCl = 2AlCl3y ммоль + 3H2↑х мл
n 2 ммоль 2 ммоль 3 ммоль
M 27 мг/ммоль Vm 22,4 мл/ммоль
m 54 мг V 67,2 мл
1) m(Al)чист. = 540мг ∙ 0,6 = 324 мг;
2) 324 мг/54 мг = х мл/67,2 мл;
х = 403,2 мл (0,4032 л);
3) 324 мг/54 мг = y ммоль/2ммоль;
y = 12 ммоль (0,012 моль).
Ответ: V(H2) = 403,2 мл; n(AlCl3) = 12 ммоль.
2. Решить задачу:
Найдите массу гидроксида магния, необходимую для его взаимодействия с 235,2 г 10% раствора фосфорной кислоты.
Дано:
mр-ра(H3PO4) = 235,2 г
W(H3PO4) = 10%
Найти: m(Mg(OH)2) -?
Решение
х г 23,52 г
3Mg(OH)2+ 2H3PO4 = Mg3(PO4)2↓ + 6H2O
n 3 моль 2 моль
M 58 г/моль 98 г/моль
m 174 г 196 г
1) mр/в(H3PO4) = 235,2 г ∙ 0,1 = 23,52 г;
2) х г/174 г = 23,52 г/196 г;
х = 20,88 г.
Ответ: m(Mg(OH)2) = 20,88 г.
Фосфорная кислота используется для производства фосфорных удобрений и кормовых добавок для животноводства. Производство удобрений загрязняет окружающую среду.
20 мин
Один учащийся работает у доски, остальные решают задачу в тетради.
Учитель вводит элемент экологического воспитания, учащиеся внимательно слушают.
5) Вывод
1 мин
Один учащийся делает вывод
6) Проверочная работа
1 вариант
Какая масса магния необходима для взаимодействия с 876 г 20% раствора соляной кислоты?
2 вариант
Какая масса цинка необходима для взаимодействия с 392 г раствора серной кислоты с массовой долей вещества 10%.
Ответ:
1 вариант
Дано:
mр-ра(HCl) = 876 г
W(HCl) = 20%
Найти: m(Mg) -?
Решение
Mgх г + 2HCl175,2 г = MgCl2 + H2↑
n 1 моль 2 моль
М 24 г/моль 36,5 г/моль
m 24 г 73 г
1) mр/в(HCl) = 876 г ∙ 0,2 = 175,2 г;
2) х г/24 г = 175,2 г/73 г;
х = 57,6 г.
Ответ: m(Mg) = 57,6 г.
2 вариант
Дано:
mр-ра(H2SO4) = 392 г
W(H2SO4) = 10%
Найти: m(Zn) -?
Решение
Znхг + H2SO439,2 г= ZnSO4 + H2↑
n 1 моль 1 моль
М 65 г/моль 98 г/моль
m 65 г 98 г
1) mр/в(H2SO4) = 392 г ∙ 0,1 = 39,2 г;
2) х г/65 г = 39,2 г/98 г;
х = 26 г.
Ответ: m(Zn) = 26 г.
15 мин
Учащиеся выполняют проверочную работу по вариантам, учитель наблюдает за процессом.
7) Д/З
§ 25-32 повторить, задача: 100 г технического железа, содержащего 4,8% примесей, нагрели с серой. Определите массу образовавшегося сульфида железа (2)
1 мин
Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его.
Урок 10
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
3. Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «Изменения, происходящие с веществами»; подготовить учащихся к написанию контрольной работы.
4. Задачи:
образовательные:
- повторить ранее изученные понятия и законы (физические и химические явления; химическое уравнение, коэффициент, индекс, закон сохранения массы веществ);
- обобщить и систематизировать знания учащихся по классификации химических реакций (экзотермические и эндотермические; обратимые и необратимые; каталитические и некаталитические; реакции разложения, соединения, замещения и обмена);
- совершенствовать практические умения и навыки учащихся.
Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения (химическая реакция – образование новых веществ – появление новых свойств; закон сохранения массы веществ – составление химических уравнений; химическое уравнение – тип реакции; связь качественной и количественной сторон химического процесса);
- внести в урок элементы эстетического воспитания (лабораторные опыты).
Развивающие:
- мышление (решение заданий различных уровней сложности);
- внимание (расстановка коэффициентов, выполнение лабораторных опытов);
- память (запоминание и воспроизведение алгоритмов составления уравнений химических реакций и решения расчетных задач);
- речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – повторительно-обобщающий урок;
вид – повторение;
разновидность – повторение с элементами опроса, беседы.
Химическая посуда и материалы: штативы для пробирок, пробирки, спиртовки, спички, асбестовые сетки, держатели, медная проволока.
Реактивы: растворы: NaOH, CuSO4, HCl.
Наглядные средства обучения: схема «Типы химических реакций», карты-инструкции к лабораторным опытам, таблица «Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц».
7. Ход урока:
Этапы урока
Содержание. Структура урока
Время на этап
Методы и приемы
1) Оргмомент
Отметить отсутствующих, раздать карты-инструкции к лабораторным опытам.
1 мин
2) Объявление темы урока
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
1 мин
Тему урока написать на доске.
3) Мотивация и целеполагание
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «Изменения, происходящие с веществами», подготовиться к контрольной работе.
г) смесь алюминия и железа можно разделить с помощью …
д) химические уравнения составляются на основании закона …
е) реакция замещения отвечает схеме …
ж) горение лучины относят к реакциям …
з) реакция, уравнение которой: FeCl2 + 2KOH = Fe(OH)2↓ + 2KCl идет до конца так, как …
и) реакция, уравнение которой:
2KClO3 = 2KCl + 3O2↑, относится к типу …
к) реакция, уравнение которой:
S + O2 = SO2 + Q, по тепловому эффекту является …
Ответ:
а) физическим;
б) химическим;
в) газа;
г) магнита;
д) сохранения массы веществ;
е) АВ + С = BC + A;
ж) соединения;
з) образуется осадок;
и) разложения;
к) экзотермической.
3. Выполнить задание: осуществите превращения и определите тип реакции.
Р → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4
1) 4P + 5O2 = 2P2O5 (соединение);
2) P2O5 + 3H2O = 2H3PO4(соединение);
3) H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O (обмен).
15 мин
Один учащийся работает у доски, остальные выполняют упражнение в тетрадях, учитель проверяет ответы с помощью интерактивной доски.
Один из учащихся пишет уравнения реакций на интерактивной доске, остальные – работают в тетрадях.
5) Проведение лабораторных опытов, оформление результатов
1. Повторить правила техники безопасности, провести лабораторные опыты в группах по вариантам:
1 вариант
а) прокаливание медной проволоки;
б) взаимодействие оксида меди (2) с соляной кислотой.
2 вариант
а) получение гидроксида меди (2);
б) разложение гидроксида меди (2).
2. Оформить результаты опытов в таблицу: (см. приложение 3)
20 мин
Учащиеся выполняют лабораторные опыты по вариантам, учитель наблюдает за процессом.
Двое учащихся на доске заполняют таблицы по вариантам, остальные проверяют.
6) Вывод
1 мин
Один из учащихся с помощью учителя подводит итог урока.
7) Д/З
§ 25 – 32 повторить, подготовиться к контрольной работе.
1 мин
Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Оформление результатов лабораторных опытов
1 вариант
№ п./п
Реагирующие вещества
Наблюдения
Уравнения реакций
Тип реакций
1
Cu и O2
Образование черного налета на проволоке
2Cu + O2 = 2CuO
Соединение
2
CuO и HCl
Изменение цвета
CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
Обмен
2 вариант
№ п./п.
Реагирующие вещества
Наблюдения
Уравнения реакций
Тип реакций
1
CuSO4 и NaOH
Образование ярко-голубого осадка
CuSO4 +2NaOH =Cu(OH)2↓+ Na2SO4
Обмен
2
Cu(OH)2
Образование черного осадка
Cu(OН)2 = CuO↓ + H2O
Разложение
Урок 11
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: контрольная работа№5 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
3. Цель урока: осуществить контроль знаний учащихся по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
4. Задачи:
образовательные:
- проверить знания учащихся по данной теме;
- проанализировать результаты контрольной работы и сделать вывод о степени обученности школьников.
Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения (химическая реакция – образование новых веществ – появление новых свойств; закон сохранения массы веществ – составление химических уравнений; химическое уравнение – тип реакции; связь качественной и количественной сторон химического процесса);
- внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски и тетрадей для контрольных работ).
Развивающие:
- мышление (выполнение тестовых заданий различных уровней сложности);
- внимание (расстановка коэффициентов в химических уравнения);
- память (запоминание и воспроизведение алгоритмов составления уравнений химических реакций и решения расчетных задач);
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – урок контроля знаний учащихся;
вид – контрольная работа;
разновидность – контрольная работа с элементами беседы, объяснения.
6. Оборудование: распечатки контрольной работы, тетради для контрольных работ.
7. Ход урока:
Этапы урока
Содержание. Структура урока
Время на этап
Методы и приемы
1) Оргмомент
Отметить отсутствующих, раздать тетради для контрольных работ.
1 мин
2) Объявление темы урока
Контрольная работа№5 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
1 мин
Тему урока написать на доске.
3) Мотивация и целеполагание
Цель урока: осуществить контроль знаний и умений по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
1 мин
Устно.
4) Пояснение контрольной работы
Структура контрольной работы:
Часть А включает 7 тестовых заданий с выбором одного верного варианта ответа.
За каждый правильный ответ по 1 баллу (всего: 7 баллов).
Часть В содержит 2 задания на установление соответствия. За одно правильно выполненное задание – 4 балла (всего: 8 баллов).
Часть С включает 2 задания, требующих развернутого ответа. За С1 – 5 баллов, за С2 – 6 баллов (всего: 11 баллов)
Оформление контрольной работы:
Контрольная работа№5
Изменения, происходящие с веществами.
Вариант №
Часть А
№
1
2
3
4
5
6
7
Ответ
Часть В
В1
1
2
3
4
В2
1
2
3
4
Часть С
С1
С2
Оценивание контрольной работы:
«2» - менее 7 баллов;
«3» - от 7 до 10 баллов;
«4» - от 11 до 17 баллов
«5» - от 18 и выше.
3 мин
Учитель обращает внимание учащихся на структуру контрольной работы, оформление и оценивание
5) Выполнение контрольной работы
Текст контрольной работы см. в приложении.
33 мин
Класс выполняет контрольную работу, учитель наблюдает за процессом.
6) Окончание контрольной работы
1 мин
Учитель собирает тетради и распечатки контрольной работы
Контрольная работа № 5 ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Изменения, происходящие с веществами
1 вариант
Часть А
Часть В и С
А1. Какое явление не является признаком химической реакции:
а) появление осадка; б) выделение газа;
в) изменение объема; г) появление запаха.
А2. Закон сохранения массы веществ сформулировал:
а) М.В. Ломоносов; б) Д.И. Менделеев;
в) А. Лавуазье; г) А. Беккерель.
А3. Укажите физическое явление:
а) ржавление железа; б) плавление алюминия;
в) скисание молока; г) горение угля.
А4. Какое вещество скрывается за знаком вопроса в уравнении химической реакции: Fe(OH)2 + HCl → ? + H2O
а) FeCl; б) FeCl2; в) FeCl3; г) FeOHCl.
А5. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции Р + О2 → Р2О5 равна:
а) 8; б) 9; в) 10; г) 11.
А6. К какому типу относится химическая реакция, уравнение которой: 2AgNO3 + BaCl2 = 2AgCl↓ + Ba(NO3)2
а) соединение; б) разложение;
в) замещение; г) обмен.
А7. Реакции, при осуществлении которых атомы простого вещества заменяют атомы одного из элементов в сложном веществе, называются реакциями:
а) разложения; б) замещения;
в) соединения; г) обмена.
В1. Соотнесите формулы исходных веществ с соответствующим типом химической реакции.
Формулы исходных веществ: Тип реакции:
SO3 + H2O→ а) разложение;
Zn + H2SO4→ б) соединение;
Al(OH)3→ в) замещение;
FeSO4 + KOH → г) обмен.
В2. Соотнесите формулы исходных веществ с продуктами реакций.
Формулы исходных веществ: Формулы продуктов реакции:
Zn + O2 → a) BaO + CO2↑
NaOH + Cu(NO3)2 → б) ZnO
BaCO3 → в) FeCl2 + Cu
Fe + CuCl2 → г) NaNO3 + Cu(OH)2
д) FeCl3 + Cu
e) NaNO3 + CuOH
C1. Осуществите цепочку превращений и определите тип химической реакции:
Cа → CаO → Cа(OH)2 → Cа3(PO4)2
С2. Какой объем (н.у.) и количество вещества водорода выделится при взаимодействии 40 г магния, содержащего 10% примесей, с соляной кислотой?
Контрольная работа № 5
Изменения, происходящие с веществами
2 вариант
Часть А
Часть В и С
А1. К химическим явлениям относится:
а) скисание молока; б) появление росы на листьях растений;
а) горение угля; б) почернение медной пластины при нагревании;
в) измельчение руды; г) выделение газа при добавлении кислоты к кусочкам мрамора.
А3. Реакции горения – это:
а) реакции, протекающие с выделением теплоты; б) реакции протекающие с выделением теплоты и света; в) реакции, протекающие с поглощением теплоты; г) реакции, протекающие с образованием осадка.
А4. Какое вещество скрывается за знаком вопроса в уравнении химической реакции: Fe2O3 + Mg → ? + Fe
а) Mg(OH)2; б) Mg2O; в) MgOH; г) MgO.
А5. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции
N2 + H2 → NH3 равна:
а) 6; б) 5; в) 4; г) 3.
А6. К какому типу относится химическая реакция, уравнение которой: СuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
В1. Соотнесите формулы исходных веществ с соответствующим типом химической реакции.
Формулы исходных веществ: Тип реакции:
1) H2 + S → а) соединение;
2) NaNO3 → б) замещение;
3) Al2O3 + H2 → в) обмен;
4) CuSO4 + NaOH → г) разложение.
В2. Соотнесите формулы исходных веществ с продуктами реакций.
Формулы исходных веществ: Формулы продуктов реакции:
1) Ag2O→ a) Mg3(PO4)2 + H2↑
2) Mg + H3PO4 → б) H3PO4
3) P2O5 + H2O→ в) Ag + O2
4) HNO3 + NaOH → г) Mg3(PO4)2 + H2O
д) NaNO3 + H2O
e) Na(NO3)2 + H2О
C1. Осуществите цепочку превращений и определите тип химической реакции:
Sr → SrO → Sr(OH)2 → SrCl2
С2. Какая масса и количество вещества воды выделится при разложении 30 г гидроксида алюминия, содержащего 15% примесей?
Ответы
Вариант 1
Вариант 2
Часть А
№ в
1
2
3
4
5
6
7
Отв.
в
а
б
б
г
г
б
Часть В
В1 1-б; 2-в; 3-а; 4-г.
В2 1-б; 2-г; 3-а; 4-в.
Часть С
С1
2Cа + O2 = 2CaO (соединение);
CaO + H2O = Ca(OH)2 (соединение);
3Ca(OH)2 + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2↓ + 6H2O (обмен);
3CaO + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2↓ + 3H2O (обмен);
Ca(OH)2 =t CaO + H2O (разложение).
C2
Дано: н.у.
m(Mg) = 40 г
W(прим.) = 10%
Найти: V(H2)-?; n(H2)-?
Решение
Mg36 г + 2HCl = MgCl2 + H2↑хл
n 1 моль 1 моль
M 24 г/моль Vm 22,4 л/моль
m 24 г V 22,4 л
1) mчист(Mg) = 40 г ∙ 0,9 = 36 г;
2) 36 г/24 г = х л/22,4л;
х = 33,6 л;
3) n(H2) = V/Vm = 33,6 л/22,4 л/моль = 1,5 моль.
Ответ: V(H2) = 33,6 л; n(H2) = 1,5 моль.
Часть А
№ в
1
2
3
4
5
6
7
Отв.
а
в
б
г
а
б
а
Часть В
В1.1-а; 2-г; 3-б; 4-в.
В2. 1-в; 2-а; 3-б; 4-д
Часть С
С1
2Sr + O2 = 2SrO (соединение);
SrO + H2O = Sr(OH)2 (соединение);
Sr(OH)2 + 2HCl = SrCl2 + 2H2O (обмен);
SrO + 2HCl = SrCl2 + H2O (обмен);
Sr(OH)2 =t SrO + H2O (разложение).
C2
Дано:
m(Al(OH)3) = 30 г
W(прим.) = 15%
Найти: m(H2O)-?; n(H2O)-?
Решение
2Al(OH)325,5 г = Al2O3 + 3H2Oхг
n 2 моль 3 моль
М 78 г/моль 18 г/моль
m 156 г 54 г
1) mчист(Al(OH)3) = 30 г ∙ 0,85 = 25,5 г;
2) 25,5 г/156 г = х г/54 г;
х = 8,83 г;
3) n(H2O) = m/M = 8,83 г/18 г/моль = 0,49 моль.
Ответ: m(H2O) = 8,83 г; n(H2O) = 0,49 моль.
Список литературы
Габриелян О.С. Химия 8 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 267 с.
Габриелян О.С. Химия 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 8 класс»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 158 с.
Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 кл./О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 158 с.
Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса химии 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 208 с.
Горковенко М.Ю. Химия 8 класс: поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2005. – 368 с.
Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары, тренинги, сценарии внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, интерактивные игры. 8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2010. - 272 с.
Добротин Д.Ю. Готовимся к ГИА. Химия. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 64 с.
Ким Е.П. Химия. 8 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2011. – Ч.2. – 64 с.
Ким Е.П. Химия. 8-9 классы. Практические работы. - Саратов: Лицей, 2009 – 80 с.
Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс/Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2010. – 112 с.
Минченков Е.Е. Методические рекомендации по обучению химии в 8 классе: Пособие для учителя/ Е.Е. Минченков, А.А. Журин. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2008. – 224 с.
Назарова Т.С. Карты-инструкции для практических занятий по химии 8-11 классы: учеб. Пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений/Т.С. Назарова, В. Н. Лаврова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 95 с.