Разработка урока «РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ»
Разработка урока «РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ»
Урок обобщение по теме "Растворение, Растворы, свойства электролитов" в игровой форме. УМК Габриелян О.С. 8 класс.Используются такие игры как домино, лабиринт, веришь-не веришь. В ходе урока учащиеся проделывают лабороторные опыты.Форма работы индивидуально-групповая. Используются технолгии здоровьесбережения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ» »
ГОУ СОШ 98 с углубленным изучением английского языка Калининского административного района Санкт- Петербурга, учитель химии Петрова Лилия Борисовна
Тема урока: РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ
Тип урока: систематизация и обобщение темы
Форма занятия: игровая.
Цели:Воспитательные: воспитание коммуникативной культуры через работу в группе, и обучение в сотрудничестве, самостоятельности, культуры умственного труда с использованием здоровьесберегающих технологий.
Образовательные:
организовать деятельность учащихся по повторению и систематизации темы “ РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ ”.
Развивающие:
содействовать развитию у школьников умений выделять главное, сравнивать, анализировать познавательный объект, делать выводы на основании химического эксперимента;
Задачи:
Воспитательные:Развитие познавательных интересов, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах.
Обучающие:
Систематизировать знания учащихся по теме «РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ»
Повторить понятия электролит, электролитическая диссоциация, сила электролита, объяснить причину протекания реакций ионного обмена.
Развивающие:
Содействовать развитию познавательной активности учащихся, логического мышления; формировать интерес к предмету через использование игровых технологий.
Технологии:
Игровые методы (интеллектуальная игра)
Обучение в сотрудничестве
Здоровьесберегающие
Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая.
Программное обеспечение: обучающий диски по школьному курсу химии «Виртуальная школьная лаборатория»), презентации в программе Microsoft Power Point.
Ход урока
Организационный этап (1 мин)
Тема урока «РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ»
Класс делится на группы по 5 человек, каждый член группы получает свой номер от 1 до 5. Каждый вопрос обдумывается индивидуально ()1мин), затем обсуждается в группе(1 минута), после чего отвечает учащийся, имеющий соответствующий номер.(20 мин)
В презентации указаны правильные ответы на все вопросы.
Вопрос 1.
Дать определение электролита, выписать формулы веществ, относящихся к электролитам, написать уравнения их диссоциации:
Вопрос 2. В воде растворяют поваренную соль, в полученный раствор опускают два электрода, подключенные к цепи постоянного тока, в цепь включена лампочка, которая при этом загорается. Поясните, какие процессы при этом протекают.
Вопрос 3 ДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТА: К обезвоженному хлориду кобальта добавить небольшое количество воды. Поясните результаты данного эксперимента.
Вопрос 4 Чем отличаются растворы соляной и уксусной кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Вопрос 5 (лабороторная работа) Прочитайте инструкцию к лабороторной работе, обратите внимания на правила техники безопасности (на выполнение работы отводится 5 мин).
Инструкция:
Опыт 1. К 1 мл раствора хлорида меди добавьте 1 мл раствора гидроксида натрия.
Опыт 2. К 1 мл раствора хлорида бария добавьте 1 мл раствора гидроксида натрия.
Внимание! ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Во время работы необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок на рабочем месте.
Запрещается пробовать на вкус любые вещества. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
Необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!).
После окончания работы привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в специальные шкафы и сейфы.
При попадании растворов на кожу или в глаза немедленно промойте пораженный участок большим количеством воды и обратитесь к учителю.
Проделайте следующие химические реакции, объясните полученные результаты, напишите уравнения реакций в ионном и молекулярном виде.
Уравнения реакций, написанных учащимися, проектируются на доску с помощью ВЭБ камеры. После обсуждения результатов, проводятся химические игры.
Зарядка для глаз по ПС (ответы с места) (элементы подбираются в разных углах периодической системы) (1 мин)
Найдите:
Элемент 2 периода, образующий щелочь
Элемент 5 периода, образующий самую сильную в данном периоде бескислородную кислоту.
Элемент 2 периода, летучее водородное соединение которого в растворе образует слабое основание.
Химическое домино (5мин)
Используя карточки, составьте ряд, в котором каждое уравнение на 1 карточке, правильно заканчивается на другой:
НАЧАЛО
AlCl3
Al++3Cl-
CuSO4
Cu2++SO42-
Mg(NO3)2
Mg2+2NO3-
H2SO4
2H++SO42-
Ca(OH)2
Ca2++2OH-
KOH
В результате должны остаться карточки с ошибками, которые обсуждаются при проверке.
2H++SO4-
MgNO3Cl
Al++Cl3-
CuSO4
Mg2+3NO2-
AlOHCl2
Лабиринт (5 мин) (приложение)
Проверка:
Конкурс капитанов в форме игры «веришь-неверишь»: (по 1 мин на ответ)
А) При смешивании воды и оксида натрия получается гидроксид натрия.
Ответ: Да
Б) Если встать в лужу, в которой лежит оголенный провод под напряжением, можно получить смертельный удар током, значит вода сильный электролит.
Ответ: Нет, т.к. чистая вода электрический ток не проводит.
В) Все металлы проводят электрический ток, следовательно, они электролиты.
Ответ: Нет, к электролитам относятся только сложные вещества(соли, кислоты, щелочи)
Г) Гидроксид железа можно получить, добавляя воду к оксиду железа
Ответ: Нет, нерастворимые гидроксиды так не получаются.
Д) Какие ионы не могут одновременно существовать в растворе:
Cl- , H+, Ag+ , OH- , NO3 -
Ответ: H+ и OH- , Ag+ иOH- , Ag+ и Cl- т.к они связываются, образуя слабые электролиты.
Подведение итогов урока (3 мин)
Каждая группа выставляет оценки всем участникам, так же выставляются оценки за ответы учащихся (каждый ученик отвечает минимум 1 раз)
Домашнее задание: повторить п 35-37 , упражнения: 1)Между какими из перечисленных веществ реакций идут до конца:
Сульфат натрия и нитрат кальция; хлорид алюминия и гидроксид калия; фосфат натрия и нитрат калия; карбонат кальция и соляная кислота; серная кислота и сульфид натрия.