Разработка урока по химии для 8 класса: "Валентность. Составление формул по валентности"
Разработка урока по химии для 8 класса: "Валентность. Составление формул по валентности"
В данной разработке урока раскрывается смысл понятия "валентность", определяется последовательность действий при определении валентности атомов элементов по формулам веществ. Урок состоит из семи основных разделов с указанием времени отводимым на каждый раздел. Урок подразумевает опрос по домашнему заданию, объяснение новой темы, задания для закрепления нового материала, подведение итогов урока и оценку усвоения полученных знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по химии для 8 класса: "Валентность. Составление формул по валентности" »
Разработка урока Валентность. Составление формул по валентности
Тема урока: Валентность. Составление формул по валентности.
Цель урока: способствовать формированию у учащихся понятия “валентность” и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны уметь формулировать определение “валентность”, знать валентность атомов водорода и кислорода в соединениях, определять по ней валентность атомов других элементов в бинарных соединениях,
Уметь разъяснять смысл понятия “валентность” и последовательность действий при определении валентности атомов элементов по формулам веществ.
Понятия, впервые вводимые на уроке: валентность.
Оборудование: шаростежневые модели атомов, пластмассовые ящики с песком, инструктивные карты обучающихся, компьютер, проектор.
Ход урока
I.Организационный момент.(2 мин.)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Присаживаться могут те, кто назовёт по одному внешнему признаку химической реакции!
II.Проверка домашнего задания.(6 мин.)
Совсем недавно мы с вами изучили символы химических элементов, учились писать формулы и сейчас я предлагаю проверить ваши знания в игре «Химический тир», для этого разделимся на две команды: Саша и Никита пройдут к монитору, они будут «техническими исполнителями», напоминаю правила игры-перед вами всплывают пять мишеней, но только на одной правильное изображение, именно в эту мишень вы должны выстрелить! (Игра «Химический тир») Резко зажмурьте глаза и откройте!
III.Сообщение темы и цели урока.(2 мин.)
Тема нашего урока «Валентность. Составление формул по валентности.» Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока! Запишите в тетрадь дату и тему урока.
IV.Объяснение нового материала. (20 мин.)
– До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.
Задание: помогите мне, с помощью ваших карточек, записать формулы соединений водорода и хлора, водорода и кислорода, азота и водорода, углерода и водорода. Сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4.
Беседа с учащимися:
– Что общего в составе молекул?
Предполагаемый ответ: Наличие атомов водорода.
А чем они отличаются друг от друга, мы ответим позже! Сейчас я предлагаю вам необычный фрагмент урока, он называется «Сенд-плэй», это английское слово, может кто-то переведёт? (Игра с песком).
Пройдите к столу, в этих ящиках спрятан сюрприз, но прежде чем мы доберёмся до него, давайте « поскользим» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения ,выполните те же движения, поставив ладонь на ребро,“пройдитесь” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы, поиграйте по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. А теперь погрузитесь руками в песок и нащупайте «сюрприз», не доставая ничего попробуйте догадаться: Что это? Протрите руки влажными салфетками и соберите модели HCl , H2O, NH3, CH4.Работаем в парах.
Предлагаю вернуться к вопросу, а чем же отличаетсясостав этих молекул?
Предполагаемый ответ:
HCl – один атом хлора удерживает один атом водорода,
H2O – один атом кислорода удерживает два атома водорода,
NH3 – один атом азота удерживает три атома водорода,
CH4 – один атом углерода удерживает четыре атома водорода.
Возникает проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?(Выслушиваем варианты ответов учащихся).
Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью.( На доску прикрепить карточку с термином) Слово “валентность” происходит от лат. valentia – сила. Обратите внимание на орфограммы этого слова, они подчёркнуты! Нужно будет записать новый термин в словарик. Откройте учебник на странице 32, найдите определение, прочтите вслух.
Валентность обозначается римскими цифрами.
Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода – II.
Я раздаю вам алгоритм определения валентности и мы пробуем применить его на практике:( учитель работает у доски)
Алгоритм определения валентности.
Алгоритм определения валентности
Пример
1. Запишите формулу вещества.
H2S, Cu2O
2. Обозначьте известную валентность элемента
IH2S,
II Cu2O
3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента.
2IH2S
2 IICu2O
4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.
2I IIH2S
2I IICu2O
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента
I II H2S(2=2)
I IICu2O(2=2)
V.Закрепление.(4 мин.)
В течение четырёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.
Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.
Работа над ошибками. Ответы на обратной стороне доски.
VI. Подведение итогов урока.(5 мин.)
Наш урок подходит к концу, у вас есть возможность сделать самооценку своей деятельности на уроке. Вам предлагается “Мишень эффективности”.
Отметьте свои знания по новой теме, отметив на рисунке буквой своего имени соответствующий сектор.
Беседа с учащимися, на следующем уроке мы продолжим изучение этой темы и сравним результаты «Мишени эффективности»
Какую проблему мы поставили в начале урока?
К какому выводу мы пришли?
Дать определение “валентности”.
Чему равна валентность атома водорода? Кислорода?
Достигли цели урока?
Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.
VII. Домашнее задание:(1 мин.) § 11-12, стр. 32–34, упр.4 на стр.37.