Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну Металлы»
Металлы
(урок в 9 классе)
Тип урока: урок – семинар по получению новых знаний
Цель урока: 1) систематизировать знания о металлах; 2) отработать умение работы с учебником и дополнительной литературой; 3) закрепить умение работать в группах; 4) использовать возможности электронных носителей информации.
Ход урока
1 этап – актуализация знаний: вступительное слово учителя, определение задач урока.
Эпиграфом нашего урока можно взять слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Металлы – светлое тело, которое ковать можно».
Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов
Пред египтянином, китайцем, древним греком
И каждым современным человеком.
Сегодня на уроке мы должны вспомнить все, что мы уже знаем о металлах, и познакомиться с особенностями металлов – химических элементов и простых веществ.
Сначала несколько загадок
Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я – металлов царь. (золото)
Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают: имя моё-… (медь)
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока –
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем,
Зовусь я …….. (алюминием)
Классификация металлов
По нахождению в природе металлы делятся на самородные (золото, серебро, железо) и рудные.
Черные (железо, хром, марганец) и цветные.
Тугоплавкие (вольфрам) и легкоплавкие(ртуть).
Легкие (литий) и тяжелые(осмий).
Макроэлементы (алюминий, железо), микро- и рассеянные элементы.
Задачи на урок
Сейчас вы разделитесь на 4 группы. Каждая группа получит задание, которое нужно обсудить в течение 5-10 минут. Затем представители группы расскажут о том, что они подготовили по заданиям. Все остальные ребята должны записывать основные мысли. Для простоты работы я подготовила несколько слайдов, отражающих материал по группам.
*Распределение ребят по группам может быть по добровольному принципу, а может быть по силам. Задания для 1 и 3 групп проще, а для 2 и 4 – сложнее, с использованием дополнительной литературы.
2 этап – работа в группах
Задания для групп
Задание для 1 группы «Химические элементы металлы»
Положение металлов в Периодической системе элементов.
Строение атомов металлов.
Прогнозируемые свойства металлов.
Задание для 2 группы «Металлическая связь»
Как атомы металлов взаимно удерживаются друг возле друга?
Что такое металлическая связь?
Чем металлическая связь похожа на ионную и ковалентную?
Прогноз о прочности металлической связи.
Задание для 3 группы «Простые вещества металлы (физические свойства)»
Определить причины, обуславливающие физические свойства металлов.
Перечислить физические свойства металлов.
Перечислить области применения металлов, основанные на данных физических свойствах.
Задание для 4 группы «Ряд активности металлов (химические свойства)»
Какие свойства проявляют металлы, окислителей или восстановителей?
На что указывает место металла в ряду активности металлов?
Чему металлы передают свои электроны? (С чем реагируют металлы?)
3 этап – выступление каждой группы по 3-5 минут. Показ презентации.
Химические элементы – металлы
89 элементов Периодической системы элементов являются металлами
Металлы находятся в 1-3 группах и В-подгруппах остальных групп
На внешнем электронном слое металлов чаще всего 1-3 электрона
Атомы металлов легко отдают внешние электроны, проявляя свойства восстановителей
Металлическая связь
Связь между атомами осуществляется за счет электронов внешнего слоя. У металлов они отрываются от атомов, превращая их в положительные ионы
Металлическая связь – связь между положительными ионами металлов и общими свободными электронами ( «электронный газ»)
Сходство металлической связи с ионной – наличие ионов, с ковалентной – общие электроны
Металлическая связь – прочная связь
Простые вещества металлы (физические свойства)
Физические свойства металлов определяются металлической кристаллической решеткой
Все металлы твердые, непрозрачные, блестящие, ковкие (пластичные), теплопроводные, электропроводимые
Применение металлов: электроэнергетика, электротехника, электроника, тяжелая и легкая промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, медицина, строительство, быт, пищевая промышленность
Ряд активности металлов (химические свойства)
Металлы в химических реакциях являются восстановителями: Ме0-nē→Me+n
Место металла в ряду активности определяет, с какой силой металл отдает свои валентные электроны