1.Как называется соединения азота с водородом?(аммиак)
2.Азот встречается в природе виде,,,,, (газа)
3.Содержание азота в атмосфере ….(78%)
4.Как называются соли азотной кислоты? (нитраты)
5.Как называется водный раствор аммиака? (нашатырный спирт).
6 Какое вещество образуется при разложении азотной кислоты? (оксид азота)
7. Сколько электронов находится на последнем энергетическом уровне атома азота? (5)
8. Химическая связь в молекуле азота…( ковалентная неполярная).
9. Какой газ называют веселящим и почему?(азотный)
III. Изучение нового материала.
- Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Менделеева, и я не сомневаюсь в том, что вас ждут новые открытия, потому что, по словам:
Ж. Пиаже
«Понять что-либо значит открыть вновь».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Фосфор и его соединения"»
Цель: - получить знания о химическом элементе, простом веществе фосфоре, его аллотропных модификациях, химических свойствах, применении и значении фосфора в природе и жизни человека.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре как о наиболее активном неметалле; повторить и закрепить понятие аллотропии, способствовать развитию научного мышления при установлении причинно-следственных связей.
Развивающие: содействовать развитию у учащихся научного мировоззрения при усвоении идей курса: единство живой и неживой природы, развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, формирование навыков самостоятельной работы с учебником.
Воспитательные: способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся.
Тип урока: комбинированный Оборудование: таблица ПСХЭ Д.И.Менделеева, презентация, коллекция минералов, учебники. Формы обучения: самостоятельная работа с текстом учебника, фронтальная.
Методы обучения: словесные, наглядные.
Ход урока
I. Организация начала урока.
II. Опрос домашнего задания
Игра «Кто быстрей».
1.Как называется соединения азота с водородом?(аммиак)
2.Азот встречается в природе виде,,,,, (газа)
3.Содержание азота в атмосфере …..(78%)
4.Как называются соли азотной кислоты? (нитраты)
5.Как называется водный раствор аммиака? (нашатырный спирт).
6 Какое вещество образуется при разложении азотной кислоты? (оксид азота)
7. Сколько электронов находится на последнем энергетическом уровне атома азота? (5)
8. Химическая связь в молекуле азота…( ковалентная неполярная).
9. Какой газ называют веселящим и почему?(азотный)
III. Изучение нового материала.
- Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Менделеева, и я не сомневаюсь в том, что вас ждут новые открытия, потому что, по словам:
Ж. Пиаже
«Понять что-либо значит открыть вновь».
Сегодня на уроке речь пойдет о химическом элементе, участвующем в детективной истории, отрывок из которой я вам сейчас прочту. - «…Да. Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки никто из нас, смертных, еще не видывал. Из ее пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившие на нас из тумана…Страшный пес величиной с молодую львицу. Чудовище лежало перед нами… Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте» -Узнали? Что же это за произведение? -Да, вы правы. Это отрывок из произведения Артура Конан Дойля “Собака Баскервилей». Назовите химический элемент, который замешан в этой истории. -- Молодцы! Действительно, тема сегодняшнего урока «Фосфор». Откройте тетради и запишите тему урока. Цель нашего урока: получить знания о химическом элементе, простом веществе фосфоре, его аллотропных модификациях, химических свойствах и применении.
Из всех древних элементов только фосфор имеет точную дату открытия – 1669 год. В поисках эликсира молодости и попытках получения золота алхимик XVII столетия ГеннингБранд из Гамбурга пытался изготовить "философский камень". Для этой цели он собрал около тонны мочи из солдатских казарм и выпаривал ее до образования сиропообразной жидкости. Эту жидкость он подверг сильному прокаливанию в смеси с песком и древесным углем без доступа воздуха. В результате Бранд получил вещество, обладающее необыкновенными свойствами: оно светилось в темноте. Интерес к новому веществу был огромный, и Бранд надеялся извлечь из своего открытия изрядную прибыль: недаром он был в прошлом гамбургским купцом. Сохраняя способ изготовления в строжайшей тайне, Бранд показывал новое вещество за деньги. А желающим продавал его небольшими порциями только за чистое золото. Спустя некоторое время Бранд продал также и секрет изготовления фосфора дрезденскому химику Крафту, который, подобно Бранду, стал ездить по дворцам влиятельных особ, показывая фосфор за деньги, наживая огромное состояние. Конец «философскому бизнесу» положил английский химик Роберт Бойль, который в 1680 году опубликовал в научном журнале более простую и доступную методику получения фосфора. Наименование элемента происходит от греческих слов «фос» - свет и «форос»,- несущий. Запишите, что фосфор в природе встречается в соединениях, его природные минералы – фосфориты и апатиты. Физические свойства.
Фосфор существует в виде трех основных аллотропных модификаций (всего их у фосфора около 11):
1.Белый фосфор –белое кристаллическое вещество со своеобразным запахом. tпл = 44 °С, tкип = 280 °С. Существует в виде молекул Р4. Нерастворим в воде. Мягкий. Летучий. Легко воспламеняется (уже при 40 °С). Окисление на воздухе сопровождается свечением. ОЧЕНЬ ЯДОВИТ (даже через кожу)! Он способен аккумулироваться в организме и вызывать некроз костных тканей (особенно челюстей). Смертельная доза – 0,05…0,15 г. Очень активен химически, поэтому его хранят под водой и в темноте.
Получается при быстром охлаждении паров красного фосфора.
2. Красный фосфор –красно-фиолетовое мелкокристаллическое вещество, нерастворимое в воде. Не токсичен, не светится. Менее реакционноспособен. Воспламеняется только при температуре 210 °С. Обладает полимерной структурой Рn.
Получается при длительном (50 ч) нагревании белого фосфора (»280 °С)
.3. Черный фосфор –наиболее устойчивая форма элемента – черное вещество с металлическим блеском, жирное на ощупь и весьма похожее на графит, и с полностью отсутствующей растворимостью в воде или органических растворителях. Поджечь черный фосфор можно, только предварительно сильно раскалив в атмосфере чистого кислорода до 400 °С. Черный фосфор проводит электрический ток и имеет свойства полупроводника. Температура плавления черного фосфора – 1000 °С под давлением 18·105 Па. Воспламеняется при температуре 500 °С. Не ядовит, малоактивен.
5KClO3 + 6P = 3P2O5 + 5KCl (с бертолетовой солью) Такая реакция происходит, когда мы зажигаем спички. В головке спичек содержится бертолетова соль, в намазке шкурки – красный фосфор.
Применение. Ежегодное производство фосфора велико. Большая часть его расходуется на получение термической фосфорной кислоты, из которой производят фосфорные удобрения. Довольно много фосфора перерабатывается в полифосфаты, применяемые в синтетических моющих средствах в качестве умягчителей воды. Ещё один важный потребитель фосфора – спичечное производство. Первые безопасные спички появились в конце 19 века в Швеции, поэтому их часто называли шведскими спичками.
Во время первой и второй мировых войн белым фосфором снаряжали зажигательные бомбы и артиллерийские снаряды; кроме того, он использовался в специальных бомбах для образования дымовых завес. В металлургии фосфор применяется как компонент некоторых сплавов (оловянные бронзы). Фосфорорганические производные применяются как инсектициды (вещества, применяемые для борьбы с насекомыми) – хлорофос, тиофос, карбофос
IV Закрепление
Задание 1: Охарактеризуйте фосфор как химический элемент по плану:
1. порядковый номер, номер периода, группа, подгруппа;
V. Рефлексия( поставить + или -) 1.Узнал много нового. 2. Мне это пригодится в жизни. 3. На поставленные вопросы я получил ответы. 4. На уроке работал (с интересом, без удовольствия) и цели урока достигнуты. VI оценивание и дом. зад.
Подготовить сообщение: об истории спичек, о биологической роли фосфора и его соединении.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
["file_id"] => string(6) "151167"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1420644227"
}
}