Урок технологии в 6 классе по теме
"Физиологические основы рационального питания".
Учитель технологии МБОУ СОШ №5 г. Пыть-Ях – Сланина Тамара Константиновна
Цель урока: формирование знаний о физиологических основах рационального питания- источника нормального жизнеобеспечения и здоровья человека.
Задачи:
- Обучающая – добиться усвоения учащимися знаний о роли,белков, жиров и углеводов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, составлении меню.
- Развивающая – способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
- Воспитательная – сформировать культуру общения при работе в группе.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, таблицы «Источники минеральных веществ», тетрадь, учебник.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты
- формирование познавательного интереса и умения проявлять активность в исследовании полезности продуктов питания для обеспечения жизнедеятельности,
Понимание и определение понятия «рациональное питание», «минеральные вещества». Уметь составлять меню для завтрака, выбирать продукты с учетом их значения в жизни человека. Участвовать в коллективной деятельности.
- Регулятивные
Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
- Познавательные
- умение проводить исследование, анализировать, сравнивать, извлекать из личного опыта, дифференцировать, делать выводы;
- умение структурировать полученную информацию, выбирать главное;
- умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности
Коммуникативные - умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности предметной и интеллектуальной.
- формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию, извлекаемую, в том числе из субъектного опыта, в словесной, символической формах;
-распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Приёмы, УУД
1. Самоопределение к деятельности, мотивация
Активация учащихся.
– Добрый день!
Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
По пути в школу я стала свидетелем спора двух учениц. Одна из них хвалилась, сколько вкусных кондитерских изделий она съедает каждый день, вторая убеждала её, что главное не, сколько съедаешь пищи, а какие продукты ты употребляешь.
Как вы считаете, мы сможем разрешить этот спор? А что для этого нам понадобиться?
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
– Сегодня я бы хотела начать урок с демонстрации презентации
Предлагаю обучающимся решить проблемную ситуацию
А как вы думаете, для чего нам нужно питание? А какие полезные вещества содержатся в продуктах питания? А что нужно знать, чтобы правильно питаться?
Подводит учащихся к осознанию целей и задач.
Давайте вместе попробуем разрешить спор наших героев и выясним кто прав? Вы готовы в этом разобраться? Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Какова же цель нашей работы на уроке? Для чего нам это необходимо?
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.
Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
3.Актуализация знаний.
Выявить уровень знаний и систематизировать их.
Предлагает ответить на вопросы:
– Поднимите, пожалуйста, руку, кто сегодня завтракал? – А кто считает, что ваш завтрак был полноценным? Если да, то почему?
Дома вы провели опрос: Какие продукты предпочитают на завтрак ваши члены семьи?
Давайте вместе подведём итог собранной информации. Заполните форму №1: напротив названия продуктов поставьте знак «+», если сегодня Вы на завтрак съели эти продукты.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Вопрос: принесут ли пользу вашему организму съеденные продукты? Какие полезные вещества содержатся в этих продуктах?
Представляют результаты исследования.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Организовать осмысленное восприятие новой информации
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
Демонстрирует презентацию 1.
Задает вопросы: Из чего складывается рациональное питание?
-Что вы знаете о минеральных веществах? (слайды )
-Почему одни вещества называют макроэлементами, а другие микро-?
-Какова роль макроэлемент в жизни человека?
-Полезна или вредна поваренная соль?
-Какие вы знаете источники Са;
- Как вы думаете, в каких пищевых продуктах содержится много фосфора?
Нужны ли соединения железа для организма человека?
Как вы думаете, может ли повлиять на состояние здоровья необычное содержание фтора в воде?
Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы, называть продукты содержащие макроэлементы.
5. Первичная проверка понимания.
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.
Задает вопросы:
– Какую роль играют минеральные вещества в нашей жизни?
– Какие практические советы по организации рационального питания вы можете дать?
Задание: - используя таблицы 1-4, определить продукты питания, содержащие несколько полезных макроэлементов;
- используя таблицы выбрать для себя наиболее полезные продукты питания.
Выполняют самостоятельно упражнения по табл.1-4
Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.
Познавательные: применять полученные знания о выборе наиболее полезных продуктов питания.
6. Первичное закрепление.
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.
Предлагает задания на «новое» знание
- Каждой группе по таб.28стр.120 составить суточное меню со сбалансированным соотношением минеральных веществ. Учитель устанавливает осознанность ситуации.
Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует.
Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.
7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.
Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.
Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
Консультирует, советует, помогает.
Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности
Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Организовать обсуждение и запись домашнего задания
Итак, рациональное питание обеспечивает своевременное и полное удовлетворение физиологических потребностей организма в основных пищевых веществах, а это значит, что только от нашего выбора продуктов зависит работоспособность, а так же сохранение в течение долгих лет жизни высокой активности, бодрости, жизнерадостности.
Домашнее задание:
1. Постарайтесь в выходной день приготовить завтрак со сбалансированным соотношением минеральных веществ для себя или всей семьи, чтобы порадовать близких (на выбор). Отзывы о завтраке принесите к следующему уроку.
2. Узнайте в Интернете, какие минеральные вещества содержат продукты, входящие в состав блюд вашего ежедневного рациона. Отметьте для себя, каких минеральных веществ вы не дополучаете.
3. Найдите пословицы о полезном питании, дайте к ним комментарии (на выбор)
Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание
Регулятивные: умение выбрать задание по силам.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.
9.Рефлексия деятельности
1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.
Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
Кто же из споривших на самом деле был прав? Какие советы вы хотели бы дать нашим героям?
Какова была ваша учебная задача? Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания? Для чего нужно знать правила рационального питания? Какие затруднения у вас возникли?
Дайте анализ своей деятельности на уроке. Выполнить задание: в тексте вставить правильные слова.
Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.